Последнее время в самых разных сферах человеческой деятельности всё большее значение и размах приобретает общественное явление, кратко именуемое «волонтёрством». Волонтёры (от лат. voluntarius – добровольный, действующий по своей доброй воле) занимаются какой-либо общественно-полезной деятельностью по велению сердца, безвозмездно, руководствуясь духовно-нравственными мотивами.
Изначально будучи светским, волонтёрство в церковном смысле больше всего соответствует понятию «добровольное служение», являющееся важной частью жизни каждого человека, именующего себя христианином.
Рассказывая о деятельности Миссионерского отдела Тульской епархии, почти в каждом сообщении мы упоминаем о наших волонтёрах, о тех, без кого не обходится ни одно мероприятие, будь то миссионерско-просветительская программа или дискуссия, занятия с детьми в воскресной школе, посещение больниц, практическая помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, организация паломничества или антисектантская работа.
Пора уже сказать несколько слов, пусть и не обо всех, но хотя бы о некоторых из них.
Антон Панченко, пожалуй, наиболее известен: поэт и музыкант, автор миссионерской программы «Русский рэп. По-современному о Вечном»; победитель Тульского областного поэтического конкурса «Стихи-2013»; лауреат фестиваля «Одигитрия» (г. Витебск, Белоруссия, 2010); дипломант всероссийского фестиваля «Ковчег» (г. Воронеж, 2006), участник тульских рок- и рэп-фестивалей.
К вере Антон пришёл 9 лет назад на последнем курсе Тульского государственного университета, по его словам, «неожиданно даже для самого себя, чудом». Работает по специальности инженер-металлург на НПО «Сплав», в свободное от основной работы время учится на 4-м курсе заочного отделения Тульской духовной семинарии, несёт послушание алтарника Свято-Казанского Храма в Мясново и там же ведёт кружок рисования в детской воскресной школе. С Миссионерском отделом сотрудничает 7 лет: занимается с детьми рисованием с первых дней работы детского образовательного клуба; режиссёр-постановщик пасхальных и рождественских утренников; в 2008-09 годах был библиотекарем Миссионерского центра. 29 лет, женат, есть трехлетний сын.
Главное, наверно, всё-таки связано с рэпом, которым занимаюсь с детства. Кстати, маленькая ремарка – я категорически против термина «православный рэп», – уточняет Антон. – Это просто русский рэп, посредством которого мы говорим «по-современному о Вечном», о том, что нас интересует, что для нас важно; многим из нас важны жизненные смыслы, вера – и мы говорим о Боге, о православии, о духовных ценностях.
Евгений Лютиков, 26 лет, студент ТГПУ:
Крещён я с детства, а вот воцерковлённым не был долгое время. Отец мой вообще не верил в Бога; когда мне было лет десять, отец перенёс сложную хирургическую операцию и рассказывал нам, что в какой-то момент видел, как душа его отделилась от тела, а потом «вернулась». Это, конечно, произвело большое впечатление на всех нас.
А в Миссионерский центр меня, можно сказать, привёл Антон Панченко. Познакомились мы, когда я работал монтажником в НПО «Сплав», нашлись общие интересы; однажды заговорили о фильме «Остров», и Антон пригласил посетить дискуссионный клуб при Миссионерском отделе. Там как раз обсуждали документальный фильм о Петре Мамонове и его пути к Богу. Дискуссия показалась мне интересной и содержательной. Познакомился с участниками, появились общие темы для обсуждения, а затем и общие дела.
Сейчас Евгений активно помогает секретарю Миссионерского отдела Алексею Ярасову в антисектантской деятельности, участвует в организационном и техническом обеспечении миссионерско-просветительских программ Центра.
Валерий К., 40 лет:
Крещён в младенчестве. Мама моя верующая, но тоже не вполне воцерковлена. У меня всё началось с посещения церковных приходов в Ленинском районе, сотрудничества с районной библиотекой, с музеем обороны Тулы в посёлке Ленинский. В музее регулярно проходят плановые встречи библиотекарей, на которые мы приглашаем священников, передаём в книжные фонды Евангелие и вообще духовную литературу.
Андрей Прянчиков, 17 лет:
Я родился в православной семье. Жили мы тогда в Хомяково; мой дед происхождением из донских казаков, помню его портрет на стене и шашку; помню, что старшие вставали в 4 часа утра на первую молитву…
В 9 лет я остался без родителей, с бабушкой, поэтому сейчас – в Туле, в школе-интернате, в этом году окончил 10-й класс. Почти все наши педагоги во главе с директором Сергеем Алексеевичем Юдиным – православные, а духовником – отец Константин, иерей часовни Донской иконы Божией Матери. Года два назад перед уроком я нашёл на книжной полке в классе молитвослов, стал читать – и произошёл как будто внутренний толчок какой-то; так весь урок и читал молитвы вместо математики… Стал изучать духовную литературу, обращаться за советом к священникам. Очень благодарен отцу Павлу Картушину и отцу Александру Соколову.
Второй год Андрей ведёт с учениками своей школы 40-минутные занятия-беседы о вере, о Боге; с начала этого года по воскресеньям служит алтарником в Свято-Вознесенском храме, а после окончания школы собирается поступать в духовную семинарию.
Иван Камынин, 32 года:
Женат, есть дочь. Живу в Плеханово. Крещён в младенчестве, но о Боге ничего не знал. Задумался впервые в 15 лет перед операцией… Да и возраст такой, когда начинается осмысление, формирование личности, так сказать, «период богоискательства». В итоге этих поисков попал в секту Муна. Там интересно рассуждали о нравственности, о Боге, но что-то всё равно было «не то». А тут, кстати, и призвали в армию. Там конечно, много чему научили… Демобилизовавшись, стал ходить уже в православные храмы. Спросил как-то в Николо-Зарецком храме у отца Андрея православную литературу, и он направил меня в церковную лавку при Миссионерском центре. Здесь мне интересно, есть и книги, и круг общения, и дела, которые считаю нужными; стараюсь принимать в них участие.
Сергей Симбирцев, 36 лет:
Думаю, что с детства в душе заложено какое-то «здоровое зерно», может быть, даже неосознанное, стремление поступать правильно. Как-то в школе я из озорства подложил учительнице-практикантке мел на стул. Она сказала: «Сознайтесь, кто это сделал – наказывать я не буду». Я сознался. И её слова, что «тот, кто искренне признаёт свои ошибки и прегрешения – сильный человек» мне запомнились. Я с детства занимался спортом, для меня были авторитетны те, кто чего-то достиг, кто мог преодолеть себя. Вот, например, мой сосед – достиг серьёзных успехов в спортивной гимнастике, и – стал злоупотреблять наркотиками. Но вера в Бога, терпение, умение преодолевать свои слабости ему помогли, и он избавился от этой зависимости.
И мне хотелось общаться с теми, кто живёт правильно и по правде. В 14 лет крестился в храме Дмитрия Солунского. Вместе с «перестройкой» появилась у нас религиозная и философская литература, а также и множество всяких конфессий. Стал захаживать в секту Муна. Люди там в основном моложе 30 лет. Собирались на съёмных квартирах; смотрели и обсуждали специальные фильмы, далее шли лекции. Поначалу было интересно, но со временем стало открываться их истинное лицо: безусловная вера в «истинных родителей», как они называли своих наставников (мол, тех, кто в них фанатично верит, «они даже из ада могут вытащить» и т.п.). Наставники даже подбирали супружеские пары: нужно было сдавать им свои фотографии; те отсылали их в центральный офис, а оттуда уже приходили
рекомендации (или запреты) на тот или иной брак. Ну и многое другое… В конце концов здравый смысл победил, из секты я ушёл, но тяга к познанию Бога только усилилась.
Просил Бога, чтобы позволил мне развиваться и в спорте, и в познании людей и самого себя. Господь свёл в клубе Петра и Февронии при храме Рождества Христова с отцом Александром. Стал помогать в организации клуба, в реставрационно-отделочных работах по храму; узнал, что есть Миссионерский центр и при нём курсы, православный кинозал, дискуссионный клуб, библиотека. И вот я здесь…
Ещё об одном человеке рассказал Алексей Ярасов:
Я думаю, нужно сказать несколько слов и о Владимире Тележкине, – добавил Алексей Ярасов, – старейшем нашем волонтёре, не по возрасту, а по «стажу». Он живёт в посёлке Первомайский, ведёт там и катехизаторско-миссионерскую, и антисектантскую работу, а здесь, в Туле в этом году помогал отцу Павлу во всех его посещениях больниц и Центра профилактики СПИД и инфекционных заболеваний…
Где-то, не помню точно, где, я прочитал, что «волонтёрство с внешней стороны – это посильная помощь ближнему, а по сути это, скорее, помощь себе, лекарство от “самости” и себялюбия, ступенька к пониманию, что есть главное в нашей жизни». Что ж, пожалуй, с этим можно согласиться.
Евгений Машуков