В стенах тульской Модельной библиотеки №3 имени В. Ф. Руднева начала работу выставка «Секреты «сладкой жизни», посвященная истории кондитерского дела в России и известным производителям сладостей, которые запомнились как щедрые благотворители. Экспозиция из фондов церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии была организована культурно-просветительским центром «Фавор» Тульской епархии.
Татьяна Михеева, заведующая Модельной библиотекой №3 имени В.Ф. Руднева города Тулы, рассказала, что каждая выставка центра «Фавор» – запоминающееся событие: «В первую очередь экспозиции привлекают своими удивительными экспонатами, в числе которых немало подлинных предметов из прошлого. Предметный ряд всегда подобран тщательно и продумано, каждая вещь на своем месте и раскрывает заданную тему с многих сторон и аспектов: исторического, культурологического, художественного и, что особенно важно, – нравственного. Причем экспонаты, различные, на первый взгляд, по характеру, не вступают в противоречие друг с другом, а создают полноценное тематическое полотно, – поделилась Татьяна Юрьевна, – Готовя экспозицию «Секреты «сладкой жизни», мы уже поняли, что нас ожидает интересный разговор не только о любимых сладостях, но и выдающихся кондитерах. Своим трудолюбием, желанием созидать они добились собственного благополучия и процветания, а также заложили традиции деятельного милосердия и благотворительности».
Как отметила Татьяна Юрьевна, на открытие выставки приглашены представители библиотек центров образования города Тулы, чтобы в дальнейшем как можно больше школьников смогли ознакомиться с ней в форме интерактивного занятия в стенах Модельной библиотеки №3 или родной школы.
Заведующая Церковно-археологическим музеем Тульской духовной семинарии Марина Михалёва, представившая «Секреты «сладкой жизни», обратила внимание, что этот проект «путешествует» по библиотекам и школам уже не первый год, однако всякий раз в нем обнаруживается нечто новое: «Основной посыл выставки – рассказать, что такое «сладкая жизнь» в понимании наших известных кондитеров. Для всякого верующего человека в этом нет никакого секрета: на все в нашей жизни есть добрая воля Божия, и человек, который готов эту добрую волю принять своей волей, становится тем, кого мы привыкли называть благотворителями. И совершенно не важно творит ли он конфеты, варит варенье, печет пряники или печатает книги – пояснила Марина Александровна. – Именно поэтому выставка открывается окладом со старинного образа Святой Троицы ныне редкого извода Авраамово гостеприимство. Внутри этого образа любовь людей – Авраама и его супруги Сыры – принявших в гости Святую Троицу. И он даже не эпиграф ко всей экспозиции, а олицетворение ее главой мысли: люди, которые работали на фабриках, сидели в своих контрах или лавках, как нам кажется, гостей не принимали, но в итоге, благодаря своему благотворению, они приняли тысячи людей, само их сердце было гостеприимным. И, конечно, это не может восхищать нас сегодня».
На фоне старинных чайных сервизов, щипчиков для сахара, афиш, рекламных листовок, фотографий и прочих вещей и вещих из обихода прошлого века прозвучал рассказ о мастерах кондитерского дела, которые своими трудами приносили людям не только гастрономические удовольствия, но и радость человеческого тепла и милосердия. Так, слушатели узнали, что члены семьи Абрикосовых во главе с основателем династии Алексеем Ивановичем (ныне их фабрика именуется «Бабаевской») являлись попечителями полутора десятков благотворительных обществ, училищ и больниц. Фабрика «Товарищества фон Эйнема» (ныне «Красный октябрь») во время первой мировой войны содержала госпиталь, вагонами отправляла на фронт печенья и конфеты для русских офицеров и солдат.
Рассказ об этих и других столичных магнатах, стремившихся утешить нуждавшихся щедрыми вспомоществованиями, продолжился повествованием о кондитерах-туляках Иване Алексеевиче Скворцове и его зяте, Петре Ивановиче Козлове, также занимавшихся благотворительной деятельностью. Среди множества примечательных экспонатов выставки есть совершенно особый – икона святого апостола Петра, принадлежавшая Петру Ивановичу.
Значительное внимание было уделено Василию Евлампиевичу Серикову, известному тульскому кондитеру-пряничнику, чья фабрика носит теперь название «Старая Тула». Рабочие его фабрики, приехавшие из близлежащих деревень – а это около трети от общего числа работников – обеспечивались бесплатным жильем и питанием. Кроме того, в день своего ангела, в дни тезоименитства или коронации членов императорской семьи, все сотрудники получали премию в размере 3-5 рублей – сумму весьма значительную по тем временам, если учесть, что сдобная булочка тогда стоила 1 копейку.
Рассказ о Василии Евлампиевиче был отмечен приятным событием: Наталия Геннадьевна Валуева, директор культурно-просветительского центра «Фавор», пополнила проект еще одним дарением из своей личной коллекции – репродукцией картины известного тульского художника Анатолия Макарова, на которой изображен храм во имя Двенадцати святых апостолов, что на улице Оборонной.
«Как известно, этот дивный храм, как и здание школы и богадельни, был возведен на пожертвования Василия Евлампиевича Серикова. Долгое время он являлся старостой и попечителем прихода и воскресной школы, здесь же, за алтарем храма, он и похоронен, – добавила Наталия Геннадьевна.– На работе Анатолия Семеновича мы видим узнаваемую композицию храма, написанную мастером с большой любовью. В этой картине сполна отразилась уникальная особенность творческого дара художника: городские пейзажи он проецировал в уме с высоты птичьего полета, а затем переносил получившиеся композицию на холст».
Наталия Геннадьевна также рассказала одну из городских легенд, связанных с именем Серикова. Дело в том, что на улице Оборонной до сих пор сохранилась колонка, в которой вода есть всегда, даже если половина Тулы в результате какой-то коммунальной аварии осталась без водоснабжения. Как утверждают местные старожилы, колонка эта появилась, благодаря заботам и стараниям Василия Евлампиевича. А вода – вкусная и сладкая – в ней не иссякает потому, что она связана не с городским водопроводом, а с некоей скважиной. Такое воспоминание о замечательном человеке сохранила народная память.
«Если же говорить об экспозиции в целом, то она убедительно показывает, что в России не утрачена память о благотворителях и меценатах, она жива, – продолжила Наталия Геннадьевна. – А то, что память сохранилась не только в виде сохранившихся реликвий, но и в продолжение дел благотворительности подтверждают многие предприниматели, владельцы небольшого бизнеса, живущие и работающие среди нас. Пекари, кондитеры, парикмахеры, портные, строители – они стараются в меру своих сил и возможностей помогать малоимущим семьям, детям, оказавшимся в детских домах или социально-реабилитационных центрах, одиноким старикам. Кто-то радует их своими вкусными пирогами, кто-то делает красивые стрижки и прически, шьет наряды, иные жертвуют деньги на различные нужды. Таких примеров в нашей жизни много, а это значит, что милосердие, доброта, щедрость – понятия для нашего народа вне времени».
Марина Полянская, фото автора