Епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» принял участие в дискуссии, посвященной творчеству Ильи Ефимовича Репина.

Трансляция лекции «Ilya Repin: painting Russian soul» («Репин. Нарисовать русскую душу») состоялась на виртуальной платформе Российского центра науки и культуры (Русского дома в Брюсселе), который работает при Посольстве Российской Федерации в Королевстве Бельгия.

Некоторые приоритетные направления деятельности Русского дома — это

развитие международного диалога и взаимодействия с Россией, популяризация ее культуры и искусства, поддержка и продвижение русского языка, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.

Одним из многих мероприятий, знакомящих с русской культурой, стала данная лекция, посвященная выдающемуся русскому художнику.

Искусствовед Марина Ферры провела ее сразу на двух языках, французском и русском.

«Не так давно в Париже, Хельсинки и ряде других европейских городов прошли выставки картин Ильи Репина. Сегодня я буду говорить о всем его творчестве, всех его работах, покажу самые известные, самые значимые картины, чтобы проследить его эволюцию, как художника», — начала свой рассказ Марина Ферры.

Творчество этого великого живописца, одного из членов «Товарищества передвижных художественных выставок», всегда традиционно считалось наиболее полным проявлением реализма в русском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века.

В процессе обсуждения и анализирования произведений, созданных Репиным, поднимались вопросы об идее, характерной для всего русского искусства, в том числе литературы и живописи, идее служения народу: оно должно многое рассказывать, просвещать, возвышать человека, по сути объяснять что «хорошо», а что «плохо».

Во время лекции поднимались вопросы влияния на становление Репина, как художника, и формирование его взглядов, нашедших отражение в картинах, движения передвижников (Константина Маковского, Ивана Крамского, Константина Савицкого и других), а также идеологии «народничества», в частности, философских взглядов Николая Чернышевского и Льва Толстого.

Часть рассказа была посвящена полотнам, написанным после путешествия художника в Париж, в новой не характерной ему ранее манере, демонстрирующей отголоски французского импрессионизма («Парижское кафе», «На дерновой скамье»).

Директор центра «Фавор» Наталия Валуева во время дискуссии задала вопрос участникам встречи и поделилась своими впечатлениями о произведениях религиозной тематики, изображающих сюжеты Ветхого и Нового Завета: «Одной из главных тем творчества большинства русских художников всегда были религиозные мотивы и библейские сюжеты. Картины Ильи Репина, Василия Поленова, Генриха Семирадского, Ивана Крамского, Николая Ге и других мастеров, написанные в реалистичной академической манере, помогают нам более глубоко и осмысленно, можно сказать, почти своими глазами, увидеть и понять суть Священного Писания.

Живописное наследие Ильи Ефимовича, дошедшее до нас, конечно нельзя назвать духовным, православным, но в нем все же есть та самая проповедь Евангелия, которую обязан своей жизнью творить каждый христианин. Одним из самых выдающихся полотен, написанных художником, является «Воскрешение дочери Иаира», в котором мастер передал не только проникновенное состояние Евангельского чуда, но и излил свое собственное переживание страшного горя, царившего в его доме после смерти младшей сестры Усти».

Невозможно однозначно охарактеризовать духовный или культурный посыл творчества Репина, но совершенно очевидным является тот факт, что оно очень правдиво и честно отражало непростой временной период, в который жил и работал великий живописец.

В завершении интересной и разносторонней лекции ведущая Марина Ферры поблагодарила слушателей и участников мероприятия из Бельгии, Франции, России, Сербии и пригласила их на следующие встречи, которые будут посвящены русской иконописи.

Наталия Валуева, фото автора и из открытых источников