В преддверии Прощеного воскресенья сестры милосердия сестричества во имя святых Жен-мироносиц при Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы согласно многолетней традиции встречаются в гостиной отдела по благотворительности и социальному служению со своим духовником – настоятелем храма во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского протоиереем Виктором Рябоволом с целью поиска ответа на очень личный и серьезный вопрос: “Готов ли я ко встрече со Христом?”.
По окончании соборной молитвы были рассмотрены отдельные главы Священного Писания. На примере вечно живых историй, подражая очевидцам Иисуса Христа, протоиерей Виктор Рябовол призвал сестер милосердия во дни Великого поста стремиться к живому общению с Богом, внутреннему таинственному единению с Ним, что и является целью и смыслом христианской жизни.
Прежде всего, духовник сестер милосердия обратился к притче о слепом. Как известно, на протяжении долгих лет этот человек не мог видеть людей и белый свет, но он много общался со всеми проходившими мимо него. От этих людей он и услышал про Спасителя мира. И так ему захотелось увидеть солнце, исцелиться, так сильно возжаждал он встречи с Иисусом Христом, что все его силы душевные были нацелены только на это.
Естественное желание человеческой души – искать Бога, обрести Его и общаться с Ним. Ведь все мы – чада Божьи, мы – Его образ и подобие. Слепой уверовал в то, что Христос – Бог; уверовал не только потому, что Иисус изгонял бесов и исцелял, и воскрешал людей. Христос прощал людям их грехи, а делать это мог только Сын Божий.
У каждого человека возникает желание поиска Бога. Давайте зададимся вопросом: “А стремимся ли мы встретиться с Ним?” – пытливо вопрошал сестер милосердия священник. Душа с болью отзывалась на слова: “Если нет этого желания в наших сердцах, значит, нет у нас и духовной жизни: вспомним Адама и Еву, начавших прятаться от Бога после своего грехопадения. Грех внушает человеку мысли – спрятаться, уклониться от встречи со Спасителем…”
А Евангельский слепой имел горячее желание – идти к Свету. Он знал, что книжники и фарисеи могут отомстить ему за общение со Христом. Но сколько слепого ни запугивали, сколько ему ни кричали, что Христос занят, он всё равно стремился к богообщению.
Здесь показана духовная цель, состоящая главным образом в том, чтобы даровать духовное зрение ослепленному человечеству, да увидит оно присутствие Божие, могущество Божие и милосердие Божие.
Далее отец Виктор подробно объяснил смысл истории Закхея: “Идет Господь. Стоит толпа с одной стороны и с другой стороны дороги, а ему, Закхею, места не дают, чтобы он вышел и посмотрел бы на Господа. Закхей был мал ростом, и чтобы увидеть Христа, он залез на дерево”.
Кто хочет увидеть Христа, должен подняться над природой, ибо Христос выше природы, превыше всего. Закхей был опутан грехом сребролюбия и жестокосердия, но повстречавшись со Христом, поспешил очистить душу покаянием и делами милосердия.
“Трудно жить по Заповедям Христовым не только человеку богатому, которого, как Закхея, все вроде бы, по крайней мере внешне, и почитают. Фактически посмотрите, как это вообще происходит в обществе, среди людей. Как трудно порой вступить на новый путь, путь Христов. Многие скажут человеку, захотевшему что-то изменить в своей жизни: “Это тебе по сану не положено – такие вещи делать; посмотри – ты уже взрослый, так не делается, так не принято и так далее”.
Но ради Господа человек на все свои имеющиеся регалии смотреть, оказывается, не должен. Что наша слава – ничто! Вспомним вход Господень в Иерусалим на осле, вспомним Тайную Вечерю, а также предательство и распятие Христа, о которых мы услышим на Великопостных службах. Все улыбаются в глаза, все говорят – какой Он хороший, какие слова говорит, какие дела Он совершает. А потом время приходит, и уже все готовы предать и осудить…
Закхей, отбросив все условности, влез на смоковницу, чтобы увидеть Господа, и Господь его увидел, и сказал: “Закхей, сегодня буду у тебя в дому вечерять”. Ох, как же все вокруг тогда зашикали: “Разве не знаешь, кто такой этот Закхей? Он же – начальник мытарей”. Мытари немилосердно занимались вымогательством в свою пользу и считались в то время предателями иудейского народа, общение с ними было недостойным и не приветствовалось в обществе.
Посещение Божие – это всегда очень серьезный момент в жизни человека, это проверка – кто мы такие на самом деле? Запомните, дорогие сестры, это не просто. Душа должна быть открыта для этого посещения.
Многим из нас знакомо такое состояние: “Когда ты идешь в храм, голова – “чугунная” и ноги – “деревянные”. Всё противится этому. А когда возвращаешься, у тебя душа поет и ликует так, что хочется всем вокруг подарки дарить…
Поэтому, родные, часто нам с вами бывает очень трудно, но мы должны научиться открывать свою душу Богу, иметь горячее желание с Ним встретиться. Не бояться этого, а непрестанно проверять себя: “Что у меня в душе?”. Может быть, я только думаю, что иду ко Христу, а у меня в душе гнездятся к одному – ненависть, к другому – зависть. Познав себя, надо сразу же каяться и молиться.
У Закхея встреча с Богом произошла серьезно и правильно. У него раскрылась душа. Посмотрите, что с ним было дальше: “Верну вчетверо больше всем, у кого взял лишнее”.
Закхея вера привела к новой жизни. Ум человеческий сошел в сердце и, сердце омывшись слезами, потянулось к Богу Живому, и сердце стало местом встречи Бога с человеком. И поселились в сердце вера и любовь, к которым мы все стремимся, и которые мы должны приобретать. И когда мы помогаем кому-то, мы совершаем дела милосердия ради Любви.
Следующим этапом беседы стала притча о блудном сыне. Духовник сестричества отметил, что и на старшем сыне лежала та же печать греха, что и на душе его младшего брата, оставившего отца. Старший осуждает младшего, осуждает отца за то, что он принимает заблудшего ребенка с великой любовью: “Сыночек, все мое – твое! И ты об этом знаешь. Радоваться нужно: сын мой был мертв и вновь ожил”. Получается, что старший сын – делатель, никогда не отходил от отца, был верен ему всегда. Это добродетель, но в нем проявился закон обособления – эго…
Вглядитесь в себя. Наверное, возникнет вопрос: “А почему отец не стал расспрашивать блудного сына о его прошлой жизни? Мы же непременно начали бы выяснять: “А может быть, ты опять уйдешь в дальнюю страну?” Или еще что. А отец не стал спрашивать ничего, потому что он увидел: одно то, что сын пришел, вернулся – это уже шаг к покаянию. Нам следует всегда задумываться, а проходим ли мы путь покаяния полностью, как это полагается? Первая стадия покаяния – это осознание того, что сделано. При этом может быть и отчаяние. Вторая – решимость. Решимость пойти к Отцу Небесному. Третий шаг – действие. Часто люди, приходящие на Исповедь, имеют только первый и второй шаг, но третьего не делают, а это уже не полное покаяние.
Господь, конечно, принимает всё, даже наше намерение. Но если не последовало действие, то человек не полностью раскаялся. Да, ты осознал, решил, что что-то тебя мучает, и ты этого боишься, но ты не боишься Бога, если не меняешь свою жизнь.
А дальше, согласно Евангелию, было ликование, пир. Имеется в виду ликование человека, пришедшего к Богу. Здесь фактически показана жизнь будущего века – всеобщее ликование…
В неделю о Страшном Суде вспоминается, что “если вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне”. Это вопрос к каждому из нас: “Приобрел ли ты хоть какое-то подобие Божие?”.
Что же мы должны приобрести? Прежде всего, – это милосердие, желание сделать что-то доброе. Порой ничего не хочется, но по милосердию приходит размышление: “Если не я, то кто же сделает это?”. Посетить больного в больнице не по обязательству, а по милосердию. Не ждать, что, может быть, другие сходят, а сделать это ради Христа. Это и есть подобие. Если Бог – это милосердие, то и мы, люди, – тоже.
Если есть эта первая ступенечка, то понемногу потом приобретается любовь. Сделав доброе дело, мы охвачены радостью, всех хочется любить и продолжать делать что-то еще хорошее. Происходит это от того, что подтвердилось в нас подобие Божие. Делать добрые дела следует не для того, чтобы ответить на Страшном Суде, что у меня-то они есть в наличии. Нет, так следует жить постоянно.
В притче о мытаре и фарисее отец Виктор обратил внимание собравшихся сестер милосердия на слова Спасителя: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот”.
Фактически это означает, что Господь посетил, освятил, принял молитву мытаря, простил его. Утешением в данном случае называется прощение, облегчение души. У мытаря она стала легкой, как у нас, после Исповеди и Причастия.
А фарисей, несмотря на то, что в действительности был подвижником, похвалился и ушел с тяжелой душой, т.е. утешения не получил, хотя и делал добрые дела. Многие святые отцы пишут о том, что нужно сделать что-то хорошее и позабыть об этом, если хочешь сделать это ради Господа. “Я раб Твой, Господи!” Для того, чтобы сердце освободить от всякой гнили и всего, что мне мешает жить, нужно припасть к источнику Жизни – к Богу.
Часто звучит вопрос: “Что нужно делать, если что-то случается, происходят нестроения?” Ответ один: “Молиться”. И как говорит апостол: “По вере вашей дастся вам”. Но превыше всего – любовь.
Смотрите за своими сердцами, дорогие сестры, особенно в великопостные дни. Все искушения свои внимательно просмотрите, потому что Господь указывает на наши страсти: что нам мешает жить по Его Заповедям. И если вас в это время кто-то, как вам показалось, обидел, примите с миром, не оправдывайтесь, потому, что там где оправдание, там и тщеславие, там и гнев, потому что как только я стал себя оправдывать, так я уже ничего и никого другого и терпеть не могу.
А если сказал: “Простите”, а в душе всё еще остался осадок? Вот на этом-то и проверяются наше самолюбие и гордыня. Об этом-то святые отцы пишут: “С радостью принимайте укоры!”. И смотрите при этом вглубь себя, значит в этом есть нечто, что тебе необходимо пройти и пережить. Будут пытаться люди уколоть и задеть – не реагируйте. Простите, простите, простите!
Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению