Просветительская беседа с учащимися Киреевской школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованная в рамках деятельности Тульского отделения Общества русской словесности, была посвящена грядущему событию – Пасхе Господней.
На встречу с учениками седьмых, восьмых и девятых классов пришли иерей Димитрий Броневицкий, клирик храма святой мученицы Параскевы Пятницы села Дедилова, и Олег Сенин, заместитель председателя регионального отделения Общества русской словесности, преподаватель Тульской духовной семинарии, литератор и публицист.
Предваряя главную тему встречи, батюшка обратился к ребятам с вопросом: что им известно о торжестве, которое праздновали православные верующие накануне, – Вербном Воскресении, или Входе Господнем в Иерусалим. Из ответов школьников стало понятно, что они лишь отчасти знакомы с содержанием двунадесятого праздника поверхностно и большей степени придают значение его символике.
Отец Димитрий постарался в кратком выступлении раскрыть подросткам духовную суть события: «Праздник этот – одновременно светлый, радостный и печальный. Как известно из Евангелия, Иисуса Христа, въехавшего в Иерусалим на ослике, люди встречали как всемогущего Бога, способного даже возвращать к жизни мертвых, и как долгожданного Царя, принесшего Израилю освобождение от ненавистного ига римлян. Толпа ликовала и смеялась, люди усыпали путь Спасителя цветами и пальмовыми ветками, которые у нас, в России, заменили ветви вербы, расстилали свои одежды. Однако уже через несколько дней эти же люди отвернутся от Христа, потребуют Его ареста, неправедного суда и унижений, настоят на Его мучительной смерти на Кресте, которую Господь победит Своим Светлым Воскресением, – произнес он.- Иудеи оказались не готовы к тому, что Сын Божий пришел, чтобы даровать им не победу над врагами, духовное и физическое благоденствие, а гораздо большее. Спаситель пришел, чтобы научить человечество закону любви и всепрощения, открыть Царство Божие, которое, по Его Слову, есть внутри каждого, ценою Своей жизни исцелить поврежденную грехом человеческую природу и даровать нам жизнь вечную.
Въезжая в Иерусалим на ослике, Господь знал, что Его впереди ожидают тяжелые испытания, предательство и отречение учеников, страшные истязания и смерть на Голгофе. Потому событие ознаменовывает начало горестных страданий Христа или, говоря церковным языком, Страстей. Именно поэтому последняя неделя перед Пасхой Христовой называется Страстной, и каждый ее день посвящен воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя. Верующие люди по возможности стремятся в это время стать свидетелями Евангельских событий, посещая службы в храме, стараются прожить их, внутренне следуя за Христом, чтобы вскоре вместе возрадоваться Его Победному Воскресению».
Затем вниманием юных слушателей завладел Олег Сенин: «Как уже сказал батюшка, Господь послал в мир Сына Своего Единородного Иисуса Христа для того, чтобы Он открыл людям знание, указывающее на их высокое предназначение, – пояснил он.- Спаситель самой Своей жизнью и проповедью учил людей, какими они должны быть: готовыми прийти на помощь нуждающимся, благожелательно относящимися не только к тем, кто хорош в наших глазах, но и ко всякому человеку, которого Господь послал им на жизненном пути, способными прощать, удерживающимися от неправды и зла. Обо всем этом вы можете узнать из Четвероевангелия, которое мы с отцом Димитрием приготовили в подарок к «празднику праздников и торжеству торжеств».
Наша встреча также посвящена еще одной важной теме – отражению Светлого Христова Воскресения в русской поэзии. Возможно, изучая родную литературу в школе, далеко не всегда делается акцент на том, что наши классики были людьми веры. Вообще, начиная со времен приятия Святого Крещения, русская литература насквозь понизана духом Православия, обращена к Богу. В своих произведениях наши писатели и поэты сосредотачивались на вопросах жизни души и сердца человека и в поиске ответов на них ориентировали читателя на вечные ценности, духовные и нравственные законы, данные Господом. И, конечно же, тема Воскресения Христова как события, даровавшего человечеству возможность обрести в Боге вечную жизнь, и как главного православного праздника волновала и привлекала особенно поэтов».
Следующая часть занятия представляла собой повествование о последних днях земной жизни Христа, Его страданий и смерти на Кресте. Значение каждого дня Страстной седмицы Олег Михайлович пояснял, опираясь на Святое Евангелие и обращаясь к произведениям известных русских поэтов, творчески переосмысливших их. Так, благодаря стихотворению Ивана Бунина «Вход в Иерусалим», ребятам стал еще более понятен смысл недавнего праздника. Прозвучали волнующие строки из стихотворения Бориса Пастернака «Магдалина», в котором отразился евангельский рассказ о раскаявшейся грешнице, омывшей ноги Христа драгоценным миром и покаянными слезами. Особое внимание было удешевлено молению Христа о Чаше в Гефсиманском саду, потрясающе по глубине переживаний изложенному Алексеем Апухтиным.
Однако завершился разговор на высокой торжествующей ноте – рассказе о Светлом Христовом Воскресении, который Олег Сенин ярко проиллюстрировал своим стихотворением.
Хорошим завершением встречи стало вручение каждому её участнику Нового Завета в рамках благотворительного проекта Православного издательства «Сибирская Благозвонница» «Святое Евангелие в каждый дом». Отличившиеся школьники приняли от гостей православные журналы и популярные издания по искусствоведению, а преподаватели русского языка и литературы получили в дар комплекты тематических изданий.
Марина Полянская