Миссионерский отдел Тульской епархии ведет активную работу с различными учебными заведениями не только в Туле, но и в области. Специалистами составлены несколько программ, с которыми сотрудники отдела регулярно выступают перед детьми, подростками разного возраста, и всегда аудитория слушает их с интересом.
Секретарь миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал, как ведется эта работа:
– Первая программа называется «Чижик-пыжик…» и посвящена профилактике подросткового алкоголизма. Это интерактивная игра-беседа с ребятами 12 – 14 лет (примерно в этом возрасте сегодня начинают употреблять на регулярной основе алкогольные напитки) и фильм на соответствующую тему. Не случайно программа рассчитана на эту возрастную категорию: с более старшим контингентом говорить о пиве поздно, там уже переходят на крепкиенапитки. В советское время такой проблемы не существовало, но сейчас девчушки и мальчишки с бутылками ячменного напитка в руках – увы! – никого не шокируют.
Когда мы приезжаем в школу, и подростков собирают в актовом зале или в классе и объявляют тему беседы, те поначалу хихикают, подают шутливые реплики с мест. А когда просим поднять руки тех, кто употребляет пиво и энергетические коктейли, то при учителях на это отваживаются немногие, лишь самые отчаянные, причем девочки среди них – не исключение. Но на вопрос: « А среди ваших друзей, знакомых есть такие?»- все дружно кричат «Да!», чем и выдают себя. Тогда мы говорим: «Вы после нашей беседы обязательно расскажите им, к чему приводят подобные «шалости»– и начинаем игру. Из сумки достаем пустые пивные бутылки, предлагая детям определить, сколько достаточно выпивать бутылок пива, например, в неделю, чтобы вскоре стать алкогольно-зависимым? Они пытаются угадать, кричат: «Четыре! Пять! Больше!» И затихают, шокированные сообщением ведущего, что по исследованиям наркологов достаточно лишь двух бутылок в неделю, и через какое-то время подросток станет алкоголиком, ему потребуются более крепкие напитки: ведь идет формирование организма, и, чтобы его ослабить, хватит и столь небольшого, на первый взгляд, количества хмельного зелья.
– Ну, конечно, ведь реклама отовсюду призывает: «Бери от жизни все!», «Пей пиво – будь настоящим мужчиной!», а оказывается, что это путь не к новым высотам, а к деградации.
– Очень важный момент: в аудиториях, где школьники поначалу говорят, что не пьют, в момент вынимания бутылок из сумки начинают приглядываться к наклейкам (а какая марка) и тут же могут раскрыть себя, проговорив: «У, это ерунда, некрепкое…». Потом мы показываем фильм, снятый Первым каналом в рамках проекта «Общее дело», его автор – архимандрит Тихон Шевкунов. А после просмотра спрашиваем уже притихшую и переставшую ерничать аудиторию: « Почему же подростки начинают пить?» Отвечают по-разному: «снять стресс», «от душевной пустоты», «от безделья». И тогда мы предлагаем взглянуть на стол, все еще заставленный бутылками, как на душу людскую – чем ее заполнить, чтобы вытеснить эту дрянь? Тут, как правило, в первую очередь, называют спорт, и мы кладем на стол книгу «Нужен ли христианину спорт», затем следует семья, дети, и на столе появляется погремушка. Вслед за ответом «творчество», выкладываем диск с фильмом «Страсти Христовы», после упоминания об учебе вынимается учебник – так мы постепенно заполняем «душу». В последнюю очередь наши юные собеседники вспоминают о вере, мы кладем на стол икону и обращаемся к ребятам с вопросом: «Что вам кажется лишним здесь, в этой условно показанной душе человеческой?» И тогда следует дружный, абсолютно искренний ответ: «Пиво!..»
– Насколько я поняла, равнодушных на этих встречах нет?
– Все программы выстроены так, чтобы заинтересовать, даже заинтриговать наших слушателей, только тогда будет смысл в этой работе. Вторая программа, с которой мы объездили всю область – «Как не попасть в секту?», и она опять построена не как сухая лекция, а в виде игры-беседы для ребят от 12 лет и старше. Сначала по нашим вопросам они составляют определение, что такое секта, потом называют известные им секты, кстати, здесь все довольно сведущи. Мы возим с собой брошюру Александра Дворкина «Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект?» и разыгрываем ее, победитель получает это пособие как приз. Рассказ об опасности, которую представляют собой эти псевдорелигиозные объединения, иллюстрируется роликом из жизни неопятидесятников, которые кричат, визжат, катаются по полу, бьются в припадках, похожих на эпилептические.
Как вербуют в секту, мы тоже иллюстрируем сценкой, где представитель религиозного объединения предлагает человеку посетить их интересную бесплатную лекцию, при этом записывает адрес, телефон, дарит Евангелие – выдает полный набор вербовочных схем. А затем мы предлагаем детям разобраться, где тут подвох, чего не следовало говорить постороннему человеку, да и вообще – нужно ли было с ним общаться? В финале, к всеобщему восторгу, демонстрируем одну из серий мультфильма «Симпсоны» – «Радость секты», где авторы очень точно показывают и вербовщиков, и схемы их деятельности, по которым людей облапошивают, и некую секту с названием «передвижники», в деятельности которой угадываются и секта Муна, и сайентологи, и мормоны, и кришнаиты.
А третья по счету программа носит название «Русский рэп. По-современному о вечном», идея ее создания появилась несколько лет назад, когда мы познакомились с рэпером Антоном Панченко, который пишет очень хорошие, светлые стихи. Его музыкальные композиции слушать интересно – там все настроено на позитив, на добро. Это видение мира верующим православным человеком.
– Да, обычно рэперские слоганы несут в себе пропаганду насилия, денег, чего-то похуже…
– А здесь в основе лежит поиск смысла жизни, Бога. И мы демонстрируем фильм, рассказывающий о рэперах, которые не представлены на большой сцене, но известны в определенных кругах. Конечно, немалое число подростков сегодня увлекается этим музыкальным направлением, что подтверждает наше общение с ними. И мы им демонстрируем композиции этих «поэтов новой волны», которые разительно отличаются от того, что показывают повсеместно. Эта программа пользуется большим успехом: еще бы – ребята настроились на скучищу, а получили небольшой концерт, правда, с красивыми стихами, размеренной, ритмичной музыкой, высоким смыслом, и все это создано людьми, думающими и верующими. На что и указываем, призывая: вслушайтесь, а потом уже не позволяйте никому зомбировать себя разной ерундой, не идите на поводу у тех, кому выгодно сделать из вас несмышленых потребителей их некачественной продукции, уважайте себя, в конце концов.
На презентации этой программы информационный отдел Тульской епархии сделал видеосюжет, которым заинтересовались средства массовой информации, вплоть до федеральных и международных. Но возникла проблема: многие СМИ не удосужились позвонить нам, уточнить детали, большетого, добавили собственные комментарии, свое видение этой темы, прочитанной на разных информационных сайтах. В итоге появилось многоискаженной информации. И со стороны т.н. новораскольнического движения тут же появилась критика в наш адрес: их активисты утверждали, что мы отказались от «апостольской» проповеди, перешли на рэп, выдвигались и прочие несуразные обвинения. Хотя, в данном случае, мы поступили по примеру апостола Павла, писавшего: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:20-22).
И недавно нами разработана четвертая наша программа – «Загадка Туринской Плащаницы», в ее основе лежит рассказ о величайшей святыне, которую недаром называют «Евангелием Страстей Господних». Ведь по отметинам на Плащанице можно проследить, как бичевали Христа, как Его распинали, и как Он воскрес – вся информация хранится на полотне.
Программа состоит из небольшого фильма, который был снят Первым каналом. Перед его демонстрацией идет небольшой рассказ, сопровождаемый слайдами, и диалог с аудиторией. Во время рассказа о событиях, происшедших почти две тысячи лет назад, кто-то из зрителей подсказывает, вспоминая увиденное в фильмах, услышанное еще где-то. И тут им объясняют, что Плащаница – фактическое доказательство того, что Христос воплощался на земле и был распят. Зрители смотрят слайды с изображением Туринской Плащаницы, слушают связанные с ней истории: как она была перевезена из Византии на Запад, как неоднократно могла сгореть в пламени пожара, но спас Господь. А завершается все сравнением древней русской иконы и изображения лика Спасителя на Плащанице, и зрители замирают, потрясенные сходством. И тут уже ничего не надо доказывать: многие из них впервые в жизни видят подлинное чудо, с которого – хочется надеяться – начнется их вера.
Беседовала Марина Панфилова