В стенах Грицовского центра образования имени Д.С. Сидорова одноимённого поселка Веневского района в рамках деятельности Тульского отделения Общества русской словесности прошла встреча с учащимися старших классов.
Урок, открывший большинству школьников неизвестную страницу отечественной истории минувшего века, провели иерей Евгений Новицкий, настоятель поселкового храма иконы Божией Матери «Целительница», и Олег Сенин, заместитель председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподаватель Тульской духовной семинарии и литератор.
«Дорогие ребята, нас ожидает разговор на волнующую и тяжелую тему, поскольку речь пойдет о мучениках за веру Христову. Тема эта требует заметного напряжения не умственной, а духовной направленности. Ведь говоря о мучениях, которым предавались последователи Господа, мы невольно переживаем их страдания, хотя в тоже время восхищаемся их стойкостью и твердостью духа, – обратился к юным слушателям батюшка.– Мы поговорим не столько о мучениках первых веков нашей эры, когда христианство вышло на авансцену истории, сколько о мучениках современности, ибо они всегда были, есть и будут. Наш гость, Олег Михайлович, расскажет вам о новомучениках и исповедниках Российских, жившим на русской земле в прошлом веке, практически наших современниках. Они ходили по тем же улицам, что и мы сегодня, дышали тем же воздухом, радовались сияющему солнцу, как и мы, однако стали святыми. Буквально в минувшее воскресенье Русская Православная Церковь воскресение молитвенно вспоминала и прославляла новомучеников и исповедников, хотя до сих пор неизвестно их точное число и имена».
«Как уже сказал батюшка, первые три века Церковь Христова была гонима, как и Сам Господь наш Иисус Христос. Гонители христиан вынуждали их под страхом заточения, страшных пыток и истязаний отказываться от своей веры. Да, к сожалению, некоторые по малодушию и маловерию отступали, но гораздо больше было тех, кто осознанно и твердо избрал смерть, но не предал Христа. Ибо эти люди, причисленные позже Церковью к лику святых и чьи имена мы, русские, с принятием Православия, носим, знали, что они приобретают вечную жизнь со Христом, – продолжил беседу Олег Сенин. – Говоря же о подвиге новомучеников и исповедников Российских, нам также необходимо обратиться к истории нашего Отечества.
Если мы посмотрим на весь срез исторической жизни нашего государства и общества, то увидим, как много дали нашему народу вера Христова и Церковь. С принятием Святого Крещения наши предки вместо поклонения идолам и ритуального принесения им жертв, начали исповедовать Иисуса Христа и две Его великие заповеди: «Возлюби Господа Бога Твоего всем существом твоим» и «Ближнего твоего возлюби как самого себя».
В этом «золотом правиле» Евангелия обнаруживается весь этически-нравственный принцип христианства: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. На протяжении веков наши предки жили, укореняясь в своей вере, создавая богатейшую культуру, пронизанную православными ценностями, созидая огромную страну, державу, империю, которая вобрала в себя множество народов. При этом во все времена в России присутствовало уважительное отношение между самыми разными национальностями и исповеданиями.
Но все ценное, чему положил начало Креститель Руси князь Владимир, что лежало в основе самой жизни русских людей – все вдруг завершилось страшной трагедией для нашего Отечества, когда в 1917 году в результате государственного переворота к власти пришли закоренелые безбожники, люди, стоявшие на антихристианских позициях. И вот они –то, по сути, бывшие заодно с Антихристом, учинили страшный разор над Церковью и всеми, кто исповедовал Христа».
Затем Олег Михайлович в общих чертах постарался передать, какими образом новая власть пыталась бороться с Богом на земле, разоряя и разрушая храмы, глумясь над святынями, злодейски убивая, сажая в тюрьмы и ссылая в лагеря на мучения неисчислимое множество православных, единственной виной которых оказалась твердая вера во Христа и преданность Матери Церкви.
Обратившись к примеру родной Тулы, печальной участи многих ее храмов, закрытых в годы воинствующего атеизма или переданных в руки обновленцев, гость затронул послереволюционную историю родной для него Тульской духовной семинарии, которая была закрыта в начале 1918 года. Преподаватели духовной школы, в том числе хорошо известные ученые –богословы, историки, краеведы и археологи, оказались на улице без каких-либо средств к существованию и были просто обречены.
Далее юных слушатели узнали от Олега Михайловича историю жизни и подвига последнего ректора Тульской духовной семинарии протоиерея Петра Павлушкова, причисленного к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
До своего назначения на пост ректора духовной школы в 1917 году, Петр Иванович , выпускник Киевской духовной семинарии, сначала работал в ней преподавателем.
Со временем он стал семинарским инспектором, а также главным помощником и единомышленником ректора архимандрита Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и Всея Руси.
Отец Петр был уважаемым человеком, имел достойные государственные награды – орден Святой Анны третьей степени и Святого Станислава второй и третьей степеней. Был женат, имел пятерых детей.
После закрытия семинарии Петр Иванович два года преподавал в одной из школ Тулы. В феврале 1921 года он был посвящён в сан иерея и был назначен настоятелем тульского храма во имя Двенадцати святых апостолов.
Прихожане храма любили и ценили своего настоятеля, который остался преданным вере, противостоял обновленческим процессам, расколовшим Церковь, и варварской капании новой власти по изъятию церковных ценностей. При этом отец Петр оставался открытым, миролюбивым человеком, готовым протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждается. Так, в 1932 году в самый разгар репрессий он вместе с группой прихожан тайно помогал бывшему епископу Белевскому Игнатию, освободившемуся из тюрьмы. Обездоленный, лишившийся здоровья владыка Игнатий был покинут всеми. Поддерживать архиерея, попавшего в немилость к властям, было опасно. Однако отца Петра и его единомышленников это не останавливало. Хотя он сам к тому времени уже был арестован и осужден, но по просьбам прихожан отпущен на свободу досрочно. В течение нескольких лет его жизнь сопровождали постоянные доносы, проверки, аресты. А в сентябре 1937 года протоиерей Петр Павлушков был арестован, в ноябре того же года осужден и вскоре расстрелян в Тесницком лесу.
Из рассказа своего гостя ученики узнали и другие имена новомученников и исповедников, в земле Тульской просиявших: святителя Илариона (Троицкого), епископа Тульского Онисима (Пылаева), епископа Белевского Никиты (Прибыткова), преподобномученицы Августы (Защук).
«Русская Православная Церковь хранит имена новомучеников и исповедников и установила день их памяти, который празднуется 25 января по старому стилю или 7 февраля по новому, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресение, – произнес в заключение Олег Михайлович, – Сегодня мы обращаемся к нашим новомученикам и исповедникам с молитвами, не забывайте об этом и вы, ребята!».
Прекрасным завершением встречи стало вручение школьникам Нового Завета в рамках благотворительного проекта «Святое Евангелие в каждый дом», а также журналов «Русский паломник».Преподаватели русского языка и литературы получили в дар от Олега Михайловича комплекты тематических изданий.
Марина Полянская