Темой для общения старшеклассников Центра образования №6 города Тулы с протоиреем Ярославом Кривичем, настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Державная», и Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, явились гонения на Церковь в минувшем веке и подвиг новомучеников и исповедников Российских.

Предварил урок-беседу протоиерей Ярослав Кривич, который тепло поприветствовал старшеклассников и учителей, а также пояснил, что тема встречи выбрана не случайно: в минувшее воскресение православные совершали память новомучеников и исповедников Российских: «Из курса российской истории, вам, конечно, известно о гонениях, которым подвергалась Русская Православная Церковь, начиная с 1917 года, когда к власти пришли большевики, и вплоть до 40-х годов, – отметил батюшка.- За эти годы сотни тысяч православных – священнослужителей и мирян – мужественно приняли страдания и смерть за веру во Христа. На сегодняшний день в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для прославления включено более 1700 имен. Однако это лишь малая часть, гораздо больше имен пока остаются неизвестными, и понадобятся десятилетия кропотливой работы, чтобы восстановить их».

Чтобы подростки как можно сильнее прониклись пониманием, что подвиг мученичества и исповедничества – это вершина духовного становления личности, достижение ею святости, отец Ярослав затронул житие священномученика Игнатия (Садковского), епископа Белевского, а в дальнейшем епископа Скопинского. Как известно, он изначально, в 1922 году, вступил в открытое противостояние с обновленцами, воинствующе настроенными против Русской Православной Церкви. В период с 1923 по 1930 годы был трижды арестован и осужден по ложным обвинениям, отбывал наказания в тюрьме, Словецком и Усть-Вымьском лагерях. Однако клевета, наговоры и годы лагерных испытаний не сломили веру и мужество владыки Игнатия.

В 1936 году, будучи епископом Скопинским, вместе с группой священнослужителей и прихожан владыка был обвинен в создании контрреволюционной организации, арестован и год провел в Бутырской тюрьме. А в 1937 году началась новая волна гонений на Церковь: снова арест, снова заточение в тюремные стены, только уже в Архангельске, снова многочасовые допросы и требования признать себя виновным в антисоветской деятельности… В том же году епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере в Архангельской области, где скончался в феврале 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

«Из архивных документов НКВД, которые до сих пор еще не все открыты, известно как изощренно издевались над арестованными: круглыми сутками допрашивали, не разрешали просто присесть, не говоря уже о сне и отдыхе, доводили до полного изнеможения. Да, некоторые не выдерживали, ломались и подписывали лживые протоколы против самих себя. Но все же большая часть достойно проходила через испытания, понимая, что им предстоит смерть, – продолжил отец Ярослав.- Мы, верующие, скорбим о них, но в тоже время, как это не парадоксально звучит, торжественно их прославляем. Поскольку сонм священномучеников и исповедников Российских молится за всех нас, за нашу Церковь пред Господом, и в их числе святые в земле Тульской просившие.

Мученики нового времени, казавшиеся обычными людьми, но на самом деле оказавшиеся святыми, сегодня делают нам вызов. Они словно говорят нам: «Собирайтесь сердцем и душой! Пора! И идите вслед за нами!». Возможно, сейчас нас ожидает иной подвиг. Однако сердце наше должно возгораться от их примера. Ведь они не только показали нам образец любови к Богу, но и образец любови к своей Родине, которая переживала один из самых трагических периодов своей истории, они показали, что преданы вере и памяти своих предков по-настоящему. И когда мы начнем стремиться походить на них, тогда наша вера, а, значит, и наше Отечество будут непобедимы».

Затем к юношеской аудитории обратился Олег Сенин, который в своем выступление затронул важные аспекты темы, и в первую очередь – глубинные причины произошедшего в России государственного переворота и последовавшими за ним гонениями на Церковь и веру Христову.

«Кроме Господа здесь, на земле, совершает свое подлое дело падший ангел, прозванный диаволом, что в переводе с греческого означает клеветник, или сатаной, что переводится как богопротивник. В моменты отступления от Бога, от Его заповедей, диавол начинает вершить свою работу и в наших душах, и в окружающем нас мире с еще большей силой, уводя нас все дальше от истины и правды Божией, – подчеркнул он.- Именно эти разрушительные процессы начали происходить в России, которая веками создавалась, основываясь на Православии, укреплялась и возрастала, питаясь верой в Бога.

Во второй половине 19-го века все сильнее стали слышатся голоса людей, вышедших из самых разных сословий и занявших позицию сомнения или откровенно богоборческую позицию. В начале 20-го века уже образовались политические партии, которые увлекли народ и обещаниями построить коммунистический рай на земле. Но для того, чтобы создать царство всеобщего равенства и блага, как утверждали пришедшие к власти большевики-безбожники, нужно было уничтожить самодержавие, искоренить присущую русскому народу веру в Бога, уничтожить Церковь, а вместе с ней и духовенство. Чем они вскоре занялись и продолжили этот процесс вплоть до 50-х годов. По сути, вся история советской власти – это история богоборчества.

Что же произошло в результате с нашей страной, вставшей на путь попрания всего, что ранее было дорого и свято? Братоубийственная гражданская война, бесчисленные жертвы гонений за веру, тысячи пострадавших и сгинувших в лагерях во время репрессий, миллионы погибших в Великую Отечественную войну…

Да, наш народ совершил невероятный подвиг и освободил мир от фашистской чумы. Но эти страшные потрясения и катастрофы есть ничто иное как расплата за то, что наши деды в поисках мнимого счастья отступили от Бога, посягнули на Его, обесценили Его главный дар – жизнь человеческую.

Обращаясь к жизни и подвигам новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы понимаем, что для них смысл жизни заключался в том, чтобы сохранить душу незапятнанной, ибо она в отличие от нашего тела бессмертна и предстанет пред Господом по завершении земного пути. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф.16: 25-26) – спрашивает Иисус Христос в Евангелии.

Подобно тому, как в первые три века христианства длились гонения на Церковь, Россия во времена богоборчества пережила такие же испытания. Как первые христиане принимали мученическую смерть и становились святыми, поскольку жизнь без Христа для них была еще страшнее смерти, так же мужественно шли на страдания и смерть мученики нового времени. И подвиг этот они смогли совершить потому, что рядом с ними был Христос! Да, они умирали не за Христа, а со Христом!.

Мы живем во времена, когда Церковь не испытывает никаких гонений, но диавол по-прежнему не дремлет, а потому, как уже сказал отец Ярослав, душа наша постоянно должна бодрствовать и пребывать с Богом».

По завершении беседы своими мыслями поделился Владимир Скворцов, ученик одного из 9-х классов: «Большое спасибо отцу Ярославу и Олегу Михайловичу за то, что они затронули такую глубокую тему. Тем более что в школьных учебниках говорится совсем немного о гонениях на Церковь в советское время. А ведь это такая масштабная трагедия, о которой нужно знать, чтобы ничего подобного никогда больше не повторилось. Не знаю, как остальным, а мне запомнился рассказ батюшки о владыке Игнатии и о других новомучениках. Конечно, тронули слова Олега Михайловича, что нужно помнить о подвиге святых двадцатого века, об их любви к Господу, чтобы избегать искушений и хранить свою душу чистой».

По обыкновению на память об очередной встрече отец Ярослав и Олег Михайлович одарили ребят и педагогов книгами. В первую очередь – это Четвероевангелие , переведённое на современный русский язык, а также полезные для юношества просветительские журналы. Учителя же с радость приняли в дар подборки литературы духовного содержания, отдельный комплект книг был передан в школьную библиотеку.

Марина Полянская, фото автора