По благословению митрополита Тульского и Ефроемовского Алексия в Духовно-просветительском епархиальном центре имени священномученика Онисима, епископа Тульского, состоялась встреча с диаконом Илией Кокиным, клириком московского храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади, кандидатом богословия, кандидатом культурологии, членом Союза писателей Москвы, автором многих книг и учебных пособий для учащихся детских воскресных школ.
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Олег Анохин пояснил, что встреча проходит в рамках празднования Дня православной книги: «Организаторами мероприятия выступили отдел религиозного образования и катехизации и издательский отдел Тульской епархии.
Отрадно, что происходит постоянное общение между представителями Тульской и Московской епархий. Подобные встречи со специалистами, профессионалами своего дела, творческими людьми проходят периодически. Так, во время работы книжной выставки «Тула Православная» состоялось общение с иноком Киприаном (Бурковым), чей героический пример сейчас важен и необходим многом нашим защитникам. Выступление его вызвало живой отклик у слушателей, а у нас появилась возможность вместе с ним впервые посетить Тульское суворовское военное училище, что было весьма полезно, — произнес отец Олег. — Замечательно прошла и творческая встреча с протоиереем Артемием Владимировым, организованная в рамках очередных региональных Рождественских чтений.
Сегодня своим опытом и интересными образовательными проектами, как уже известными, так и новыми, поделится диакон Илия Кокин. Методические пособия отца Илии допущены к изданию Издательским советом Русской Православной Церкви и рекомендованы к применению в воскресных школах Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Практический опыт их использования, в частности в воскресных школах Московской епархии, которая значительно обширнее Тульской, будет полезен руководителями и педагогами наших приходских школ, преподавателям светских учебных заведений, поможет им не застаиваться на одном месте, а постоянно пребывать в творческом поиске и использовать новые подходы в своей работе.
Такое взаимодействие важно для всех участников, поскольку соответствует духу Слова Христова о том, что зажженную свечу не прячут под сосудом, но ставят на подсвечнике, чтобы она светила всем в доме (Мф. 5:15)».
Помимо духовенства и представителей педагогического сообщества, на встрече присутствовали помощники настоятелей по религиозно-образовательному и катехизическому служению, работе с молодёжью, социальному и миссионерскому служению, а также студенты тульских колледжей и вузов.
В приветственном слове диакон Илия Кокин отметил, что первая часть беседы посвящена совместному проекту Синодального отдела по делам молодежи и Государственной Третьяковской галереи «Что определяет мой выбор и при чем тут Христос?».
Цель проекта, как обратил внимание выступающий, гораздо шире, чем просто рассказать подросткам и молодым людям, как околоцерковным, так и далеким от Церкви, о произведениях искусства и рассмотреть их с точки зрения прекрасного. Главный его посыл — открыть образ Иисуса Христа, познакомить с Евангельскими событиями с опорой на шедевры религиозной живописи.
«Мы живем в такое непростое время, которое сложно охарактеризовать одним словом. Наверное, первое напрашивающееся определение это – страшное время. И, действительно, столько тревог и опасений сегодня мы испытываем за жизнь близких, за собственную жизнь и вообще за ближайшую перспективу. Но я бы все-таки выбрал созвучное ему слово — странное время, — продолжил отец Илия. — Объясняется это осознанием того, что до недавнего времени в моей жизни, по большому счету, не было места таким понятиям, как подвиг и подлость. Согласитесь, какие подвиги мог я совершить: придержал бабушке дверь в магазине? Соответственно, и подлости были такого же масштаба. Например, посмотреть фильм на пиратском сайте, не заплатив за это его правообладателям. Но вот сейчас я понимаю, что если говорить буду так, то это будет некий подвиг, а если иначе — то настоящая подлость, с большой буквы. Странность же заключается в том, что до определенного времени, как казалось мне, весь цивилизованный мир уже определился и договорился, что считать подвигом, а что — подлостью. Однако оказалось, что мир разделился: одни и те же вещи и явления одна его половина считает подвигом, а другая половина — подлостью.
Когда наступает такое время, когда кажется, что почва уходит из- под ног, что ясный день закончился, и наступила беспросветная ночь, когда отказывают привычные средства коммуникации, и компас сходит с ума, есть смысл поднять глаза к небу и посмотреть на те ориентиры, которые находятся на своих местах миллионы лет и никуда не делись. Разумеется, это метафора, я имею в виду религиозные ценности, способные внести ясность».
Далее отец Илия предложил присутствующим вспомнить, как менялся менталитет человека европейской цивилизации в различные исторические эпохи, как научные открытия в разных сферах и технические достижения влияли на его религиозное мировоззрение. Пересмотр отношений человека с Богом достиг пика во второй половине 19-го века, когда критерием истины стали ее материальные обоснования, что в итоге выразилось в популярной идее поиска учеными — библеистами, историками, археологами, лингвистами — писателями и художниками исторического Иисуса Христа.
Находящиеся в экспозиции Третьяковской галереи полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Что есть истина?» Николая Ге, положенные в основу проекта – это попытка русских художников предложить свое видение Спасителя. Отдельное место в этом ряду — вне временных рамок — в силу эсхатологического значения занимает «Иконостас Успенского Собора во Владимире — Чин Деисусный» Андрея Рублева.
В ходе лекции слушателям было предложено увлекательное искусствоведческое расследование с поисками ключей к пониманию скрытого смысла каждого из произведений. С другой стороны — разговор о серьезных изменениях в жизни общества, произошедших за последние полтора века, а также об этических проблемах, с которыми сталкивается современный человек.
«Выступая перед молодежной аудиторией, я обычно заканчиваю свою лекцию примерно следующим образом: мы сегодня говорили о таких серьезных и важных понятиях, как Бог, душа, Страшный суд, милосердие. Вполне допустимо, что современному человеку, тем более молодому, они не понятны и не близки: вам кажется странным верить во все это, — сказал в заключение отец Илия. — Разумеется, что веру в Бога, в бессмертие человеческой души я никак не могу доказать ни математически, ни экспериментально. Единственное имеющееся у меня доказательство — это то, что я, человек 21-го века, с высшим образованием во все это верю. Однако у христианства есть важный практический аспект. Если вы после этой лекции, увидев человека, который нуждается в вашей помощи, вспомните картины Крамского или Ге и скажете себе, что сейчас пред вами стоит Иисус Христос, Которому нужны ваше участие и милосердие, сделаете хотя бы немногое, что в ваших силах, и будете поступать так всегда, то ваша жизнь станет более осознанной и счастливой. А это уже экспериментально доказанный факт».
Вторая часть встречи была посвящена презентации учебно-методического комплекта «Приходская школа «под ключ»». Отец Илия как автор подробно рассказал о линейке учебных пособий, разработанных для четырех возрастных категорий – от 5 до 17 лет. В учебно-методический комплекс включены мультимедийные пособия, методические пособия для учителя, рабочие тетради и справочный материал.
Особе внимание было уделено пособию «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», состоящему из учебника и рабочих тетрадей. Посвящено оно библейским событиям, изложенным лаконичным языком, убедительно и интересно, а проводимые аналогии с днем сегодняшним помогают учащимся глубже понять связь времен.
Кроме того, были представлены квест по Библейской истории «Земля обетованная», расширенная программа к учебно-методическому комплексу «Приходская школа «под ключ», рассчитанная на десять лет обучения, и ряд книг, пособий и видеоуроков, которые можно использовать для занятий в приходских школах и дома.
Марина Полянская, фото Александра Морозова