С 20 июня начинается Петров пост, а за окном лето – время веселого отдыха, поездок в отпуск, на шашлыки, на дачу. О том, как провести этот период с пользой для души и тела, сегодняшняя беседа с руководителем миссионерского отдела – настоятелем Вознесенского храма протоиереем Павлом Картушиным.
– Отец Павел, когда был установлен Петров пост?
– Время его установления относится к первым временам Православной Церкви, в постановлениях апостольских упоминается: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Петров пост начинается через неделю после Троицы, то есть, через восемь недель после Пасхи. А поскольку Воскресение Христово – переходящий праздник, то продолжительность Петрова поста бывает разной – от шести недель до одной недели и одного дня.
И недаром этот пост называют Апостольским: Святой Дух, сойдя на апостолов, среди прочих тайн открыл им истину о том, что христианину необходимо воздержание. А воздержание в пище – первая ступенька, с которой начинается смирение, благочестие – об этом же говорят святые отцы.
Святые апостолы после сошествия на них Святого Духа постились, прежде, чем выйти на проповедь о воскресшем Христе.
И мы должны поститься, подражая им, молиться в храме, приучать себя к сдержанности, ведя добродетельную жизнь. И если люди невоцерковленные, глядя на православных, уверуют во Христа, захотят прийти в храм – это уже будет миссионерским служением для каждого христианина. И, возможно, это одно из первых предназначений Петрова поста для всех нас – стать подражателями святых апостолов.
– Лето – время отдыха, когда появляется соблазн беспечности, и людям хочется расслабиться, вести легкомысленную жизнь – как в детстве во время каникул.
– Долгое время без постов тоже нельзя – соблазн захватит врасплох. А пост не помеха подлинной радости, а доброе средство ее достижения.
В Церкви все премудро устроено: богослужения и молитвы, посты и праздники – все распределено так, что позволяет включиться в духовную жизнь.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святитель Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания тела и души, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоговением…»
Петров пост включает нас в число апостолов, учеников Христовых, которые молитвой и постом созидали Церковь.
Постились они – и мы постимся, чувствуя свое единение с учениками Самого Господа. Так что Петров пост не только и не столько ограничения, сколько единство наше с апостолами, которые всю жизнь провели в воздержании и духовном делании.
– Летняя пора короткая, а у ж отпуск тем более. Людям хочется выехать на природу с семьей, а тут еще и искушения: неверующие друзья на шашлыки приглашают. Что делать?
– Конечно, людям, тесно связанным с миром, трудно порой сочетать ритм церковной жизни с внешним порядком вещей. Однако, именно с точки зрения внешних условий Петров пост, полагаю, весьма уместен.
Не секрет, что в летний период возникает склонность к расслабленности и желание отдохнуть. Отчасти, это естественная потребность человеческого организма.
Но, с другой стороны, именно в этот период нам следует быть особо внимательными, чтобы расслабленность не перешла допустимую грань. «Отдыхать» от молитвы и служения – все равно, что отдыхать от дыхания и любви. В этом смысле, мне кажется, следует воспринимать не как препятствие к отдыху, но как разумный инструмент, с помощью которого христианин может соблюдать разумную меру в нем.
Самое главное – когда душа с Богом, то любая земная радость становится еще более радостной, посты этому лишь способствуют.
И, наконец, Петров пост – один из наиболее «оправданных» в наших природно-климатических условиях: в этот период сама природа предоставляет нам значительное разнообразие плодов, которых не бывает во время Великого и Рождественского постов.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню.
Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
И да поможет нам Господь познать сладость воздержания и проистекающих от него плодов Святого Духа!
Беседовала Марина Панфилова, фото автора