В Веневе состоялось совместное заседание миссионерской коллегии с участием помощников благочинных по миссионерской работе Тульской и Белевской епархий и Веневского викариатства.

Собравшихся приветствовал викарий Тульской епархии епископ Веневский Феодорит. Говоря о главной теме заседания, владыка отметил:

– Конечно, о миссионерстве задумывается всякий священнослужитель – будь то епископ, настоятель прихода, да и просто православный христианин, неравнодушный к миссии.

Сейчас время сложное, несмотря на внешнее благополучие Церкви: строятся храмы, развивается церковная жизнь, проводятся различные мероприятия, нет гонений.

И, тем не менее, происходит некий отток, некое разочарование, многим вспоминаются 90-е годы: с каким горением они шли в храмы. Некоторые вспоминают теплое православие восьмидесятых, хотя то время потом ругали и называли застоем.

Так в чем сегодня заключается наша миссия?

Прежде всего, нужно разграничивать дело миссионеров от делания катехизации, хотя и там, и там – образование, встречи.

Миссионеры, как правило, встречаются либо с людьми неверующими, не знающими Христа, либо с теми, кто враждебен к православию – это секты, воинствующие атеисты, посвящающие часть своей жизни борьбе с религией, религиозным чувством, с Церковью. Миссионеру приходится принимать все эти вызовы.

А когда человек делает шаг навстречу – к Богу, к Церкви, миссионер, как правило, передает его на попечение катехизатору. И ищущий Бога, уже открыт для общения, ощущая неофитскуюблагодать, он, как губка, впитывает все.

В чем сегодняшняя сложность в работе миссионера? Много говорят об интеллектуальном уровне миссионеров, но мало кто делает упор на внутреннее, душевное состояние.

Об этом пишет в духовном руководстве Варсонофий Великий, предупреждая одного инока: «Когда увидишь, что кто-нибудь утопает в реке, то не давай ему руки своей, чтобы он и тебя не увлек за собою, но подай ему жезл твой, и если возможешь спасти его посредством жезла, то хорошо будет, если же нет, то пусти жезл, чтобы и тебе не погибнуть вместе с утопающим». И он же предупреждает: сначала сам стяжи дух мирен, а потом иди, проповедуй людям.

Конечно, это не абсолютное повеление святого отца, но, в то же время, нельзя забывать: без внутреннего содержания миссионера наше слово «не работает».

Мы не понимаем, как эти процессы происходят, но знаем, что когда человек внутренне наполнен благодатью, он говорит очень простое, даже банальное слово – и оно воспринимается по-другому, нежели красноречивая проповедь, за которой не стоит дух.

Владыка Марк Рязанский мне рассказывал, как знаменитый старец отец Кирилл Павлов говорил очень простые слова: «Братия, спасайтесь!». Но что-то происходило с людьми, и они откликались на его призыв, поскольку за этим стоял большой духовный, молитвенный опыт, и дух предавался через слово.

И проблема, полагаю, в том, что мы больше погружены в интеллектуальную работу, но в нас не действует дух.

Да, как пишет св. Иоанн Златоуст, Господь и через ослицу Валаамову может говорить. Но наше слово было бы намного действеннее, если бы за ним виделся хоть малый духовный опыт, малое усилие по обновлению себя самих. И тогда мы – пастыри, миссионеры – просто делились бы своим внутренним опытом

Затем собравшиеся обсуждали проблемы миссии в наши дни, равнодушие современников из-за засилья информации – интернет отвлекает, порабощает, уводит от реальной жизни.

При этом было отмечено, что священники разного возраста стараются говорить с людьми через социальные сети, ведут свои страницы – и весьма удачно. Но ничто не может заменить живое общение, и проповедь в сети разительно отличается от проповеди, услышанной в храме. Даже если дистанционно звук был лучше, но восприятие слова в личном общении – это таинство, обращение к душе человека напрямую.

Выступление руководителя Тульского миссионерского отдела протоиерея ПавлаКартушина было посвящено миссионерской деятельности религиозных организаций.

Порядок осуществления миссионерской деятельности в России прописан в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. От 06.04.2024) «О свободе совести и религиозных объединениях».

Отец Павел особое внимание уделил распространению религиозной литературы, разрешенной Издательским отделом Русской Православной Церкви.

– Немаловажно, что представители Главного управления по противодействию экстремизму сейчас все больше уделяют внимание распространению различных изданий, – отметил докладчик. – Сейчас непростое время, и потому усилен контроль за информационными материалами, в том числе – религиозными. Это касается и православных книг, получивших гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Отец Павел рассказал о том, как откровенно незаконно действуют представители различных сект, псевдорелигиозных организаций, и какие меры, в соответствии с законом «О свободе совести…» можно к ним применить.

Заместитель руководителя Тульского миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал о религиозной ситуации в Туле и в Тульской области.

Так, в августе 2024 года в Туле была ликвидирована религиозная организация, принадлежащая секте мормонов, зарегистрированная в нашем городе в 2001 году. Американские миссионеры, возглавлявшие эту секту, покинули наш регион сразу после начала СВО – их решение было принято после указания правительства США, которое рекомендовало американцам «не посещать Россию».

Тульские последователи мормонов, оставшись без наставников, не смогли продолжать свою деятельность, остатки общины утратили госрегистрацию: их в Туле на сегодняшний день насчитывается чуть более десятка.

А на двухэтажном особняке, который секта арендовала для своих собраний, была демонтирована вывеска, что там находится «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» – так они себя именуют.

Алексей Викторович поделился, что в почтовые ящики жителей Тулы регулярно подбрасываютгазеты, издаваемые адвентистами: «Сокрытое сокровище» и «Ключи к здоровью». Баптисты, в свою очередь, распространяют газету «Веришь ли ты?».

Кстати, в распространяемой в Туле литературе адвентистского толка снова говорится о скором конце света, правда, точная дата уже не называется– поскольку предыдущие «откровения» адвентистских «пророков» не сбылись.

Докладчик рассказал о неоязыческих объединениях, которых в нашем регионе четыре.

– Пропаганда неоязычества, неотделима от ненависти к Русской Православной Церкви, и повсеместно распространяется сейчас в социальных сетях, – рассказал Алексей Ярасов. – Эти течения пытаются влиять на молодежь через музыкальную «культуру»: существуют музыкальные группы, в песнях которых прославляется как неоязычество, так и ему подобные течения.

В заключения заседания миссионерской коллегии владыка Феодорит поблагодарил всех участников, пожелал им успешной работы.

Сотрудники Тульского миссионерского отдела подарили каждому участнику набор православной литературы.

Марина Панфилова, фото автора