Традиционный духовный час, или просветительская беседа с участием Олега Сенина, заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности и преподавателя Тульской духовной семинарии, прошла в полустационарном отделении для инвалидов и пенсионеров Комплексного центра социального обслуживания населения №1 города Тулы, что на улице Пузакова, 36.
«Замечательно, что очередная встреча наших отдыхающих с Олегом Михайловичем проходит в пасхальные дни, – прокомментировала Анна Ивановна Романова,
заведующая полустационарного отделения для инвалидов и пенсионеров ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания №1 г. Тулы». – Уверена, что общение с ним пополнит их знания о православных праздниках и традициях, приблизит их к родной вере, к Церкви. Вообще, мы замечаем, что после таких бесед наши посетители немного меняются: становятся спокойнее, благожелательнее друг к другу, даже выражение лица делается немного иным – светлее, добрее. Значит, Олег Михайлович говорит о том, что их действительно волнует: о душе, о смысле жизни, затрагивает такие темы, которые особенно важны для людей в пожилом возрасте».
«Наверняка, многие из вас, даже далекие от церковной жизни, слышали, что в минувшее воскресенье православные совершали память святых Жен–мироносиц, – обратился к собравшимся Олег Сенин. – Кто были эти женщины, которых прославляют христиане в третье воскресенье Пасхального цикла, в чем заключается их подвиг, какова его назидательная сила, прежде всего, для женщин-христианок? Ответы на эти вопросы нам с вами и предстоит узнать».
Благодаря дальнейшему повествованию гостя, слушатели открыли имена некоторых учениц Христовых, вместе с Пресвятой Богородицей неотступно и незаметно сопровождавших Спасителя в годы Его общественного служения и проповеди. При этом, было отмечено, что все эти жены Иерусалимские и Палестинские, многие из которых так и остались для нас неизвестными, были разного возраста, различного происхождения и положения, занимаемого в обществе. Однако объединила их святая, чистая вера в учение Христа, безусловная любовь и полная преданность Ему Самому, выразившаяся в том служении, что было дозволено женщинам в те времена.
Олег Сенин обратился к событиям, произошедшим в Страстную Пятницу, когда Иисус Христос был неправедно осужден, предан мукам и принял смерть на Кресте. Напомнил он и об обстоятельствах предания земле Спасителя, пояснив, зачем на третьи сутки после смерти Господа, ранним утром, пока весь Иерусалим спал, кроткие и тихие женщины с кувшинами драгоценного мира поспешили к Его могиле, чтобы совершить погребальный обряд.
«Исполненные печали шли он ко гробу. Больше всего их заботило, смогут ли они отвалить огромный камень, закрывавший вход в пещеру. Из скупых слов евангельского рассказа мы с большей или меньшей уверенностью можем воссоздать все, что увидели и пережили жены-мироносицы на пути ко гробу Своего Учителя, – продолжил Олег Михайлович.- Идти им оставалось совсем недолго, и тут неожиданный толчок испугал их и заставил остановиться. Одновременно им в глаза ударила вспышка ярчайшего света. Едва придя в себя, торопливыми шагами женщины поспешили к месту, откуда просиял свет. Что же они увидели? Камень, который, казалось, навеки отделил жизнь от смерти, тьму пещеры от света дня, недра могилы от небесной выси, был отвален прочь некой нечеловеческой силой. А во мраке пещеры они нашли не окоченевший труп, а сияющего радостью Ангела, возвестившего им: «Что вы ищите живого между мертвых? Его нет здесь Он воскрес! Идите, скажите ученикам Его, что ожидает их в Галилее» (Лк. 24:5-6).
Почему же вести о Светлом Христовом Воскресении, первыми были удостоены жены-мироносицы, а по слову апостола Иоанна Мария Магдалина стала первой, кому явился Воскресший Господь, а не ближайшие к нему апостолы? Возможно, потому, что эти святые женщины явили полноту жертвенной любви к Спасителю, такой любви, которая изгоняет из сердца страх. Именно поэтому они оставались рядом с Господом, даже в самые страшные минуты. Боявшиеся гонений, преследований, насильственной смерти ученики Христовы еще не были совершенные в своей преданности и любви к Учителю как обычные на первый взгляд, беззащитные и хрупкие жены-мироносицы. Потому–то празднование святых жен-мироносиц Церковью понимается как торжество веры и верности.
Этот день также считается особым днем почитания подвига женщин. И первым стоит подвиг во имя Господа. Всем вам хорошо известно, что в советское время, когда большевики и коммунисты истребляли веру, гнали Церковь Христову, наши прабабушки, бабушки, мамы, эти «белые платочки», не отступили, не отреклись. Они горячо молились не только за своих родных, но и за всю нашу страну, за весь наш народ в годы нестроений, голода, репрессий, войны с фашистами. Да и сегодня, как вы сами знаете, в наших храмах в основном женщины, они же первые помощницы на приходе.
В Неделю жен-мироносиц Церковь воспевает все лучшее, что есть в женщине – матери, супруге, сестре, подруге – особенно, когда она пребывает в постоянном общении с Богом. Это безграничная любовь, жертвенность, самозабвенность, верность, живая и пламенная вера, преодолевающая самые тяжелые испытания».
Прощаясь, Олег Михайлович по неизменному правилу порадовал сотрудников отделения и отдыхающих книжными подарками. В свою очередь слушатели поблагодарили гостя за душеполезное общение и выразили надежду на скорую встречу.
Марина Полянская