Группа участников Клуба любителей искусств, действующего под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», посетила с познавательной экскурсией выставку «Архип Куинджи», открывшуюся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
Ретроспектива работ знаменитого российского пейзажиста обещает стать одним из запоминающихся событий культурной жизни страны, достойно завершающим год нынешний и открывающим год грядущий.
Последний раз выставка Архипа Куинджи (1842-1910 г.) в Третьяковской галерее была организована 26 лет тому назад и состояла из 105 полотен. На сей раз к радости поклонников таланта выдающегося живописца, коих, судя по солидным очередям в Лаврушенском переулке, немало, представлено 180 работ из различных собраний. Любителей живописи из Тулы очереди не смущали, поскольку все организационные вопросы с билетами и транспортом были решены заранее. А потому по дороге в Москву их ничто не отвлекало от интересного рассказа экскурсовода Марии Степановны, который помог освежить в памяти познания о жизни и творчестве великого мастера.
«Жизни и творчеству Архипа Куинджи в рамках деятельности нашего клуба было посвящено не одно занятие. Личность и талант этого живописца настолько уникальны, что говорить о них можно долго, – делится Наталья Павловна Фундаева, методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии и руководитель Клуба любителей искусств. – Он вошел в историю живописи не просто как признанный пейзажист, а как художник, обладавший своим неповторимым взглядом на природу. Куинджи сумел подметить нечто таинственное в красоте русской природы. Нечто такое, что порой ускользает от поверхностного взгляда, но всегда поражает нас, наталкивает на размышления о высоком, если мы погружаемся в её созерцание, начинаем чувствовать ее состояние и настроение.
Полотна Куинджи еще потому так притягательны, что они обладают совершенно особым свечением, сиянием. В этом заключается, наверное, главная загадка его работ. Во все этапы творчества художник работал над способами художественной передачи свето-воздушной среды. И это роднит Куинджи с импрессионистами. Если он начинал как художник критического реализма, то позднее утвердился как мастер романтического пейзажа. Как известно, Архип Иванович проводил всевозможные опыты со светом и цветом, экспериментировал с красками, применял в творчестве передовые для своего времени открытия в химии и физике. И все это делалось для того, чтобы максимально полно передать ощущение световых эффектов, созданных самой природой: блеск речной глади в лунную ночь, пламенные облака в закатном небе, зной полдня, надвигающиеся сумерки».
Разместившаяся на двух этажах, выставка состоит из четырех разделов: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности» и «Притяжение земли», в названиях которых отражены основные мотивы творчества известного мастера.
Организаторы экспозиции при помощи продуманного освещения создали в каждом зале соответствующую полотнам атмосферу. Как известно, сам Куинджи, представляя свои работы, помещал их в затемненное помещение без окон и освещал их лампой Яблочкова – последним изобретения того времени. Так возникал оптический эффект: зрителю казалось, что изображение на полотне начинает оживать, двигаться, за что, собственно, Архипа Ивановича и прозвали иллюзионистом. По словам, участников экскурсии, этот эффект и по сей день сопровождает его творения, и в немалой степени, благодаря направленным на картины лучам искусственного освещения.
Еще одна примечательная особенность выставки – открывается она наиболее известными полотнами художника. И в каждом из разделов представлено множество вариантов картин, многочисленные эскизы, этюды и наброски вплоть до самых маленьких загрунтованных картонок.
Оценили любители живописи и современные технологии, которые постепенно становятся неотъемлемой частью выставочного пространства. Как, например, медиа-панели. Несколько прикосновений к экрану – и вся интересующая вас информация о том или ином произведении – перед вами. Да и саму картину можно рассмотреть в мельчайших подробностях.
И все же самые сильные впечатления и эмоции дарит созерцание великолепных полотен известного мастера воочию. С неким восторгом, подобно тому, когда встречаешь вдалеке от дома старых знакомых, восприняли туляки картину «На острове Валаам» – украшение и гордость собрания родного художественного музея. Участники поездки – все без исключения – отметили, что выставка не просто оправдала, но во многом и превзошла их ожидания.
«На мой взгляд, одна из характерных особенностей живописной манеры Куинджи – это достаточно крупные мазки, которые в первую очередь привлекают внимание. Если провести некую параллель с работами Ивана Шишкина – другого признанного мастера русского пейзажа и современника Куинджи, то у первого живопись более тонкая, даже малейшая деталь прописана тщательно, – делится своими мыслями Виктория Александровна Ермакова. – Однако каждый из художников видел мир по-своему. Пожалуй, самое заметное впечатление на меня произвела картина «Ночное». Прежде всего, своей реалистичностью, тонко переданной атмосферой, что очень напоминает работы импрессионистов, и, безусловно, богатейшей палитрой красок».
«Насколько значительна разница между оригиналом и его многочисленными репродукциями, – подмечает Мария Павловна Казарова.- Наблюдение не новое, конечно, но все же! Вроде бы всем нам хорошо знакома картина «Березовая роща». И в то же время, сколько в ней таится абсолютно нового: поразительно яркие, насыщенные цвета, наверное, представлена вся возможная гамма зеленого, как будто фосфоресцирующие солнечные блики и контрастные, глубокие тени, словно застывшие березы и просвет неба… Возникает невероятное ощущение глубины и пространства, ты словно входишь в этот пейзаж. Для меня главный парадокс и загадка Куинджи заключается в том, что он создавал реалистичные и в тоже время где-то ирреальные пейзажи, в некоторых его работах есть что-то сказочное».
Наталья Павловна Фундаева среди множества работ выделила картину «Христос в Гефсиманском саду»: «Об этом полотне мы говорили на наших занятиях. Удивительно, но Куинджи, проживший жизнь как настоящий христианин, в своем творчестве практически не затрагивал библейские темы. И в этом смысле картина «Христос в Гефсиманском саду» занимает особе место в его наследии. К тому же она была создана в период затворничества живописца, – пояснила она.- Куинджи обратился к самому трагическому моменту Евангелия, напряженность которого он сумел передать опять же с помощью художественных средств света и тени. Однако в этом полотне художник попытался воплотить уже метафизическую природу света. Теперь невероятный по красоте свет излучают не луна, не солнце, освещающие наш видимый мир, а фигура Христа. И сияние, исходящее от Спасителя, по слову святых отцов, наполнено Божественным нетварным светом, которым освещен мир вышний, горний».
Вместе с тем, на выставке члены клуба любителей искусств ознакомились с интересными материалами, рассказывающими о жизни Архипа Ивановича Куинджи, которой был не только выдающимся художником, но и удивительным человеком. Продавая свои картины за огромные деньги, сам он вместе с супругой жил более, чем скромно. При этом вкладывал гигантские в благотворительность и помощь своим ученикам– студентам и нищим художникам.
Марина Полянская, фото Натальи Фундаевой