По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в Дворянском собрании Тулы состоялась встреча с иереем Климентом Нехамаийа — единственным священником Русской Православной Церкви в Индии, настоятелем прихода в честь Живоначальной Троицы в городе Чандрапур.
Общение гостя с собравшимися предварил Игорь Крюков, общественный деятель, писатель и путешественник, который представил отца Климента, рассказал, как состоялось их знакомство.
«Ведь если вдуматься, то сложно представить, как человек в далекой Индии, воспитанный в протестантской среде, пришел к пониманию, что истина, неискаженная и чистая, принесенная на землю Иисусом Христом, заключена именно в Православии. И, поняв это, пошел дальше, ища возможность служить этой истине, — отметил он. — Согласитесь, не так часто в жизни нам доводится общаться с такими людьми. Поэтому я очень благодарен митрополиту Алексию за то, что он благословил сегодняшнюю встречу, благодарен отцу Клименту и всем присутствующим».
Действительно, будущий православный священник родился и вырос в семье, которая приняла христианство сто лет назад, но были англиканами. И все вроде бы складывалось хорошо: старший брат отца Климента, Поликарп, уже являлся в Шотландской Церкви епископом-миссионером, а дядя — митрополитом. К поступлению в англиканскую семинарию готовился и он сам… Однако неожиданно жизнь их семьи изменилась. И изменилась по Божьей воле.
В свое время, когда Поликарп еще учился в семинарии, он узнал в общих чертах о существовании Восточной Церкви. Но информации было слишком мало: преподаватели ничего об этом не рассказывали, в учебниках эта тема не освещалась. И тогда молодой человек обратился к интернету: начал самостоятельно изучать разнообразную литературу, погрузился в историю древней Церкви, открыл для себя учение о православии и святых отцов. И вскоре пришел к выводу, что это не просто какая-то конфессия, а древняя Апостольская Церковь. Православная же Церковь — единственная, сохранившая связь с апостольской Церковью и являющаяся апостольской.
«Мой путь к православию, к Православной Церкви не был легким, да и вряд ли он вообще бывает таковым, потому что Церковь Божия — это Царство Христово, и каждый человек идет к нему постепенно, шаг за шагом, — продолжил отец Климент. — Но противник и враг рода человеческого чинит множество препятствий. И препятствовать, оказывать вам сопротивление могут люди не только далекие от вас, но и живущие с вами рядом.
Когда мы всей семьей решили принять православие, родственники и окружающие говорили, что мы просто глупые, совсем не понимаем, что делаем: выбирая непонятную Церковь из далекой, неизвестной страны, лишаем себя паствы и совершаем большую ошибку. Но мы уже тогда отвечали, что знаем, что нас ожидает в будущем. Если два них православие — ошибка, то для нас — спасение и обретение Царства Божьего. И нам было неважно, что на нас смотрели как на глупцов или сектантов — а именно так воспринимают Русскую Православную Церковь католики и протестанты в Индии — важно, что мы нашли истину, нашли Апостольскую Церковь, о которой говорится в Символе вере, а значит мы нашли благодать».
При этом, отец Климент особо отметил: он и его родные узнали о православной вере, Русской Православной Церкви и утвердились в их истинности вовсе не потому, что они очень умные, а потому что Господь, имеющий Свой план на каждого человека, открылся им.
Далеко не сразу, спустя несколько лет, после нескольких неудачных попыток установить отношения с Константинопольским и Московским Патриархатами, они приняли православие через Таинство миропомазания. Миссионерских священников в отдаленный индийский город прислал митрополит Иларион (Капрал), первоиерарх Русской Православной Церкви за границей.
Затем — неожиданно для себя, вняв Божьему призыву — молодой человек принимает решение стать православным священником и отправляется на учебу в Санкт-Петербург, где его ждут новые испытания: незнание русского языка, тяжелый климат и начавшиеся проблемы со здоровьем, нехватка денег… В 2018 году, получив диплом бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии, молодой человек был рукоположен во диакона, а вскоре — в священника.
Так начался новый этап в жизни отца Климента — служение на родине. И до сих пор он является единственным православным священником не только в своем городе, но и во всей Индии.
«Конечно, я был бы рад остаться в Санкт-Петербурге, если, конечно, был бы просто частным лицом. Ведь этот город стал для меня духовным домом. В нем столько красивых храмов, соборов! Но я не мог этого сделать как священник. Я подумал, что в России батюшек много, а в Индии их вообще нет. Мое же призвание — быть священником именно в Индии, ради этого Господь так все обустроил в моей жизни, — уверен батюшка. — Проповедь о Христе, об апостольской вере, свет которой когда-то в языческую Индию принес апостол Фома и до самой своей мученической кончины нес ее людям, сейчас вновь ей нужны. Если Господь сейчас дает возможность это делать, значит Он хочет, чтобы люди в Индии просвещались, чтобы они смогли открыть для себя Царство Божие и спастись».
Православная миссия в Индии пока не очень большая и заметная — всего 300 человек, и государство не обращает на нее особого внимания.
Общины находятся в разных регионах и составляют их представители разных национальностей. Богослужения осуществляется на нескольких языках: хинди (язык большинства), марати, английском и на церковнославянском — специально для русскоязычных, компактно проживающих в провинции Гоа».
В процессе общения аудитории с отцом Климентом были затронуты многие интересные темы: как осуществляется проповедь о Христе в Индии, в чем ее особенности; решает ли православие, православная вера проблему кастовости индийского общества; сталкиваются ли православные христиане с гонениями, как выстраиваются отношения у православных общин с общинами других конфессий и многие другие.
Отец Климент поделился и тем, что самое сильное впечатление из святоотеческого наследия на него произвели сочинения мужей апостольских. На что, кстати, указывает его имя во Святом Крещении — священномученик Климент Римский, чьи письма ему особенно близки и дороги. Из русских классиков наиболее почитаем Федор Достоевский, хотя батюшка честно признался, что времени для чтения ему очень не хватает.
Несмотря на то, что каждую общину возглавляет староста, который исполняет множество послушаний и обязанностей, трудиться отцу Клименту приходится немало.
Особое место в его служении, после литургической, занимают просветительская деятельность и катехизация. В Индии нет православной литературы, тем более — изданной на местных языках. Приходится переводить первоисточники. Однако даже профессиональные переводчики не всегда в состоянии правильно истолковать догматы и богословские понятия. Как, например, объяснить человеку, с рождения воспитанному в индуизме, Кто есть Христос или Пресвятая Богородица? Поэтому отцу Клименту приходиться самому заниматься и этой кропотливой работой.
Но самая существенная проблема — это отсутствие у миссии собственного храма. Пока на время служб приходится арендовать помещения. Поэтому приобретение участка земли, где можно было бы построить храм и обустроить православное кладбище, — вопрос первостепенный и жизненно важный. Правда, в Индии подобные вопросы решаются довольно сложно. Во-первых, в силу законодательных особенностей, которые в каждом штате свои. Во-вторых, у миссии просто нет необходимых средств, из-за отсутствия источников финансирования как таковых.
Однако отец Климент не теряет надежды и полагается на помощь Божью. На вопрос: есть ли будущее у православия в Индии, он с уверенностью отвечает: «Конечно есть! Хотя мы должны быть готовы к испытаниям, трудностям и гонениям, как были к этому готовы апостолы. Мы должны быть готовы к тому, что когда-то за Христа, за Его Слово, нужно будет пострадать. Ведь мы продолжаем апостольскую веру и традицию!»
В завершение протоиерей Максим Троеглазов по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия передал гостю подарок от владыки — Иверский образ Пресвятой Богородицы, а также от лица всех участников поблагодарил его за интересную беседу.
Марина Полянская, фото Александра Морозова