В рамках XIX областных Рождественских чтений «80-летие Победы: память и духовный опыт поколений» в Тульском миссионерском отделе прошла секция «Псевдоправославные иконы».

С приветственным словом к участникам обратился руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин, напомнив главные задачи чтений: передача исторической памяти через историю семьи, включающую многие поколения; сопоставление событий Великой Отечественной войны с вызовами, стоящими перед Россией в настоящее время; укрепление взаимодействия педагогов, духовенства, казачества в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.

С докладом о псевдоправославных иконах, распространяемых в нашей стране, выступил заместитель руководителя Тульского миссионерского отдела Алексей Ярасов. Он рассказал о наиболее известных псевдосвятых, которых некие группы лиц самочинно канонизируют, пишут «иконы» с их изображением и посвящают им тропари.

Иван Грозный, Григорий Распутин, Славик Чебаркульский, Алексей Пензенский, певец Игорь Тальков – изображения этих якобы святых крайне низкого художественного уровня, порой даже отталкивающе некрасивы, а то и устрашающи.

Как отметил докладчик, эти «иконы» больше напоминают агитационные плакаты.

Алексей Викторович подробно поведал о каждом «кандидате в святые», проиллюстрировав свой доклад слайдами псевдоправославных икон.

К примеру, информация о Славике Чебаркульском (прозвание дано по месту жительства), умершем в 11-летнем возрасте, распространялась его мамой, Валентиной Афанасьевной Крашенниковой, а после ее смерти другими заинтересованными лицами. В книгах о нем присутствует все, что так соблазнительно для невоцерковленного человека: коварные колдуны, способные навести порчу на расстоянии, магия цифры 6, чудеса и прозорливость, исцеления и явления святых и даже – Самого Христа «избранному» отроку, обладавшему «врожденной святостью» – вещью, доселе в Церкви небывалой.

Несколько лет назад в нашей стране пытались распространять псевдоикону «Воскрешающая Русь», поводом к написанию которой стало видение жительницы Пятигорска Ольги Павленко – «народной целительницы», а по сути, экстрасенса. Это изображение пользовалось большим спросом у представителей секты «Богородичный Центр».

Другие псевдоправославные иконы «продвигают» тему царебожия. Повсеместно растет их число, но у верующих они вызывают лишь возмущение. И, прежде всего, потому, что на них царь-страстотерпец Николай II именован как искупитель русского народа, что является ересью, поскольку для всех православных христиан искупитель один – Господь Иисус Христос.

Идеи восстановления в современной России монархии воплощены и на некоторых других псевдоправославных иконах, которые были созданы в секте «патриарха» и «царя триединой Руси» Зосимы – в прошлом дважды судимого Леонида Власова, сторонники которого сжигали свои паспорта, призывали всех отказаться от любых государственных документов. Недавно Власов и его последователи активизировались, стали вести себя довольно агрессивно. В этом году «Державный Зосима», как он сам себя именовал, был арестован, следственные действия в отношении его продолжаются.

Как отметил в докладе Алексей Викторович, принципы иерархичности строения церковного общества и каноничности церковного искусства – это основные принципы Православной Церкви.

Их нарушение приводит к отпадению от соборного тела Церкви и уклонению в ересь и раскол.

Новоявленные «ревнители благочестия» настраивают православных против священноначалия Церкви, тиражируют и распространяют неканонические изображения и псевдоправославную литературу, надеясь расколоть Церковь изнутри – отторгнуть паству от духовенства.

Потому и появляются, как искушение, неканонические иконы, которые их создатели всячески стараются распространять, в том числе – с помощью интернета.

Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин в своем докладе рассказал о неканоничности изображения «Богородица Донецкая Избавительница».

О нем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епархиальным Преосвященным на территории России направлено циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Григория.

Там, в частности, говорится: «В Управление делами Московской Патриархии поступили свидетельства о деятельности группы лиц, формирующих культ почитания изображения, именуемого ими «Богородица Донецкая Избавительница».

По сведениям, полученным из Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, первоисточник данного изображения в виде картины был написан жительницей Санкт-Петербурга художницей Марией Жаровой.

Картина была стилизована под икону, и в таком виде подарена «Музею воинской славы Донбасса».

Впоследствии, осуществив список с данной картины, группа лиц, возглавляемая уроженцем города Харцызск Донецкой области Александром Петуниным (или Петутиным), активно занялась популяризацией изображения, заявляя о будто бы мистической истории его происхождения. Якобы список «иконы» был написан помимо воли автора некоей «тайной силой» и получил благословение неназванных афонских старцев».

Как сообщается далее в документе, копии изображения, в частности, распространяются по линии боевого соприкосновения, а соратники Петунина публикуют в интернете ничем не подтвержденные материалы о якобы происходящих чудесах, исцелениях и пророчествах, связанных с почитаем данного «образа».

Отмечается, что в ряде случаев представителям упомянутой группы лиц удалось ввести в заблуждение клириков приходов и монастырей Русской Православной Церкви.

Согласно материалам, размещенным в социальных сетях, Петутин называет себя потомком князя Путятина и утверждает, что «Богородица Сама назначила его хранителем «иконы», а свою квартиру именует «домашней часовней», в которой помимо упомянутого изображения представлены «иконы» неканонизированных лиц – все того же Славика Чебаркульского, Распутина, Талькова и других.

«В связи с изложенным принесение «иконы» «Богородица Донецкая Избавительница» в православные храмы недопустимо», – говорится в тексте циркулярного письма. Там также отмечается, что существует каноническая икона Божией Матери, именуемая «Донецкая» («Умягчение злых сердец – Донецкая»).

В своем докладе отец Павел перечислил все критерии, позволяющие судить, является данный образ иконой или нет. И основной из них – критерий литургичности, неотделимый от истины Боговоплощения и искупительной Крестной жертвы Христа.

Наиболее веским аргументом в защиту своих «икон» их почитатели считают обилие источаемых ими чудес. Но, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели».

Марина Панфилова, фото автора