В миссионерском отделе Тульской епархии состоялась встреча с Дмитрием Беляковым – бывшим адвентистом, а сейчас православным. С ним побеседовал заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов.

Дмитрий, как вы оказались в секте адвентистов седьмого дня?

Весной 1994 года мои мама и бабушка случайно познакомились в транспорте с адвентисткой, которая пригласила их на собрание адвентистов в молитвенный дом. Через некоторое время туда же пригласили и меня. В то время мне было 17 лет, жили мы в городе Орске Оренбургской области. И мне понравилось: тихое, степенное собрание, познакомился с бывшей там молодёжью.

В то время проводились так называемые «евангельские компании»: зарубежные, а иногда и русские проповедники-адвентисты приезжали в города России. В областных и районных городах арендовались залы – чаще ДК – и там пасторыпроводили собрания, посвящённые библейской тематике, рассказывали о «правильном» понимании библейских пророчеств, объясняли, что, согласно Библии, адвентисты это и есть Церковь Божия. Таким образом они вовлекали в свою организацию будущих новых последователей. Немаловажным фактом было то, что посетившим определённое количество встреч, дарили Библию: тогда в нашей стране её просто невозможно было достать или купить.

Вот так мы с мамой и бабушкой начали ходить на собрания к адвентистам. Потом была подготовка к крещению: три месяца занятий в молитвенном доме или малыми группами на дому у какого-то члена общины. Пастор проводил с нами занятия по Библии, по книге «Откровение Иоанна Богослова»:вместе читали, изучали по предложенным адвентистским листовкам «Путешествие в книгу Откровение».

Кстати, «Откровение» адвентисты научились умело интерпретировать на свой лад – в пользу своей секты. И при этом, на первый взгляд, всё выглядит правильно, все по Библии. Это-то и привлекает, и затягивает людей. А ещё привлекает отношение к приходящим в адвентизм: сектанты встречают всех, даже новичков, с улыбкой, интересуются их жизнью, расспрашивают участливо. В итоге, ты словно попадаешь в семью, где ты принят, нашёл друзей по интересам, налаживаются отношения.

А в 90-е этого так не хватало: люди в нашей стране переживали шок от крушения великой державы, были замкнуты, буквально – боролись за выживание.

– У Православной Церкви тогда тоже было много проблем после 70-летнего гонения, когда только-только стали возвращать храмы,разрушенные после стольких лет надругательств, и у священнослужителей просто времени и сил не хватало на всё, чтобы и храм восстанавливать, и прихожан Писанию учить, и богослужения проводить.

– А Вы были крещены при рождении?

Я не уверен точно. В то время я не спрашивал у мамы, а потом уже не у кого было узнать. Когда я покинул секту, я обратился к православному священнику, рассказал ему о своём душевном дискомфорте в связи с моим неведением относительно того, был ли я крещён в детстве, и он посоветовал мне креститься.

– А адвентисты вас спрашивали о том, крещены ли Вы в Православии?

– Нет. Там к православному крещению относятся отрицательно, т.е. крещение в Православии адвентистами не считается действительным, тем более, если человек был крещён в детстве. Но если ты был, например, баптистом, и не хочешь ещё раз принимать крещение в адвентизме, то в общину могут принять голосованием: человек перед всем собранием говорит, что исповедует адвентистскую веру, т.е. принимает все пункты вероучения адвентизма, и присутствующие голосуют за то, чтобы принять.

Дмитрий, как Вы оказались в посёлке Заокском Тульской области, в адвентистской академии?

– Когда я женился, был период, когда мы с семьёй жили в Краснодарском крае, и у нас появилось желание переехать за рубеж – в Канаду. Знакомый пастор посоветовал мне приехать в Заокский. Он сказал, что многие адвентисты, которые хотят эмигрировать, сначала приезжают сюда. Он сказал тогда: «Заокский – как трамплин для того, чтобы уехать в Канаду или в Штаты». Ну, а оттуда можно было бы, при желании, переехать куда-то в Европу.О таком «трамплине» знали многие из адвентистов, особенно – из руководства разного уровня. Мы приехали в Тульскую область в 2008-м, в 2012 годуя закончил обучение в Заокской академии. Незадолго до окончания учёбы мы начали инициацию по сбору документов для переезда.

– Какие были программы в помощь желающим уехать?

– Одна из лазеек – выезд из-за религиозного притеснения. То есть, никто ни в 1990-е, ни в 2000-е в России никого не притеснял, но желающиеэмигрировать могли сказать, что их деда когда-то за веру при советской власти сослали в лагерь. Или просто – притесняли, поскольку в храм ходил. Кпримеру, если кто-то служил в армии уже будучи адвентистом, и его заставляли, скажем,маршировать в субботу, это тоже можно было «притянуть» ко всем историям про притеснение. Т.е. были и правдивые истории, но бывали и случаи, когда люди просто придумывали историю о «гонениях» и «притеснениях», о том, как страдали родственники. Всё это собиралось в досье и подавалось в иностранное посольство. Никто ничего проверять не стал бы, главное – чтобы было заявлено о нарушении прав человека. В итоге, такие «несчастные» заявители могли попасть в «свободную» и «демократическую» страну.

Таких людей очень хорошо принимали в посольстве, в консульстве страны, куда они желали отправиться: то была целая государственная программа, разработанная в США. Мне об этом рассказывали сами адвентисты, ребята, которые учились на пасторов: в беседе откровенно смеялись, что по выдуманной причине их знакомые покинули Россию. При том, что я сам хотел уехать из России, я недоумевал: да какие они борцы за веру? Кто их преследовал?

Получается, что за границей на основе этих ложных сведений формировались статистические данные о притеснении верующих в России?

– По всей видимости, да. И потом: адвентисты, использовавшие этот метод, получается, нарушали заповедь «Не лги» – где же тут вера?

В общем, Господь так устроил, что перед нашей семьёй стали вдруг закрываться все двери. Это мы позже поняли, что на то была Его воля и Его промысел. Представьте: мы пытаемся выбрать определённый вариант переезда. Легальный. Но к тому моменту в Канаде ужесточают закон, закрывают именно выбранную нами программу по переезду. Мы выбираем другую программу. Пока собираем необходимые документы, закрывают или ужесточают и её. Так, что мы не можем ею воспользоваться. И так было несколько раз. Тогда нам было непонятно, почему так происходит. Мы же молимся, хотим уехать по легальной программе, но ничего не получается. Только несколько позже мы поняли, как хорошо, что Бог закрыл перед нами двери и мы остались в России!

– А почему у Вас отпало желание переезжать за рубеж?

Как уже говорил, мы хотели уехать в Канаду, а там, как и в Европе, в Штатах уже началась открытая пропаганда содомии, и постепенно это нарастало: на улицах, в общественных местах... Мы читали новости и приходили в ужас! Ипонимали, что если окажемся с семьёй там, то оградить двух своих маленьких дочек от этого кошмара не сможем, а если попытаемся – будет, минимум, скандал.

В новостях рассказывали, как наказывали местных жителей, которые противились насаждению этой антихристанской идеологии – тогда ещё весьма мягко: от властей следовали нарекания. А что ждало бы нас, приезжих, если стали бы ограждать детей?

– У вас могли отнять детей – под предлогом неправильного воспитания, и отдать в семью с «правильными родителями».

– Вполне возможно.

– Дмитрий, а когда у Вас в душе произошел переломный момент, и Вы стали понимать, что адвентизм – ложная вера и надо искать истину?

– Всё происходило постепенно, не было конкретной даты, когда я что-то осознал. Я просто задался вопросом о душе человека, его посмертномсостояния.

Адвентизм учит, что душа умирает вместе с телом, иногда говорят, что душа засыпает – впадает в такое бессознательное состояние, когда человек ничего не понимает, не чувствует, не мыслит: его в принципе нет.

Раньше адвентистские учителя, проповедникиучили, что и души нет, что душа – это просто чувства, мысли, некий внутренний эмоциональный мир человека, исчезающий вместе с умершей физической оболочкой, а дух, некая энергия, уходит к Богу: человек как бы аннигилируется, его нет.Сейчас, хотя в официальном учении такая интерпретация сохранена, но в понимании адвентистов произошло её изменение: душа у человека есть, но она засыпает. Но опять же – что такое душа никто из адвентистов вам не скажет.

Говоря коротко, однажды я прочитал книгу Еноха ипонял, что душа у человека есть, она не умирает при смерти тела.

Потом я начал исследовать другие темы, в том числе адвентистских «пророков», которые называли даты, когда должен был прийти на Землю Христос. Ведь адвентизм возник в результате ложных предсказаний основателя этого движения Уильяма Миллера, предвещавшего конец этой земле от Второго пришествия Христа. Сначала время пришествия было определено на 1843 год, а потом, когда указанная дата пришла и прошла, и пророчество не сбылось — на 1844-й. Но, как видим, «пророк» оконфузился…

То есть вы осознали, что «церковь» адвентистов седьмого дня во многом ошибается?

Да, в процессе детального изучения адвентистских пророчеств, толкований, понял, что и здесь, мягко говоря, не всё гладко. А ведь, в принципе, всё, что завязано на 1844 годе – основа адвентизма. И если это разрушить – я имею в виду, в мыслях человека, то рушится вообще основание бытия адвентизма, как такового.

– Но это же страшно – когда вера рушится. Как Вы себя тогда чувствовали?

– Да знаете – нормально я себя чувствовал: уже многое ложное успел увидеть и понять. Если ещё в ХХ веке адвентизм учил, что только адвентисты — истинная Церковь, и если какие-то ошибки всплывали, то всё быстро «замазывалось», то сейчас в адвентизме широко развита мысль, что заблуждения есть везде, в том числе и у адвентистов седьмого дня, и это нормально. Хотя, даже при таком подходе, адвентисты уверены, что именно им открыта полнота истины, что они тасамая истинная Церковь Христа, в которой нужно быть. При этом православие адвентисты считаютотступившей от Христа полуязыческой религией.

– На основании чего такое утверждение?

Для адвентиста Православие если не хуже католицизма, то равно ему. Ведь и у тех, и у других есть иконы, мощи, вера в бессмертие души…

А что такое вера в бессмертие души с точки зрения адвентистов? Это спиритизм! А что такое спиритизм — это общение с диаволом.

– Ничего себе – логика!..

Изучая труды Елены Уайт — одной из основательниц адвентизма, которую они почитают как «вестницу Божью», — я обнаружил множество нестыковок и явных вымыслов. Эти сомнения накапливались, и в итоге я пришёл к выводу, что адвентизм — это не Церковь. Другие «протестантские» направления для меня тоже Церквями не были: адвентистов так учат, что Бог постепенно открывал истину людям в постреформационный период: сначала, например, Бог открыл Мартину Лютеру истину о спасении по вере, потом, другим протестантам «истину», что не нужно крестить младенцев, а уже креститься в сознательном возрасте. И постепенно такая последовательность «открытий» привела к адвентизму, где, как я уже сказал, раскрылась «полнота» истины. АСД – это как вершина горы, последняя Церковь, лаодикийская Церковь, как они говорят о себе, толкуя книгу Откровение. Соответственно — дальше никаких Церквей уже не будет. А все остальные протестанты – это «вавилонские блудницы», православие – полуязыческая религия, католики – ещё хуже. Что в итоге остаётся?

В адвентизме есть ещё учение о невидимой Церкви, утверждающее, что во всех конфессиях есть «Божий народ», иными словами те, кто действительно верит в Бога, во Христа и верен Ему согласно тому, как этого человека научили. И такие люди спасаются благодаря тому малому, что им открыто. Но всё же их нужно привести в адвентизм, чтобы они узнали «истинную Церковь» и смогли вместе с другими адвентистами проповедовать людям истину о скором пришествии Христа и так далее.

В итоге, я пришел к пониманию, что адвентизм — это НЕ Церковь, и делать тут нечего: кроме каких-то связей, общения, ничего не держало меня. Но куда идти? И тут два пути: либо махнуть рукой и просто ходить на собрания адвентистов, как в клуб по интересам, либо выйти из адвентизма. И немало людей выбирают именно второй вариант, насколько я знаю. В итоге я написал заявление на выход, к тому же на момент ухода у меня уже были собственные интернет-ресурсы, где я несколько лет делился своими исследованиями по учению адвентистов седьмого дня.

– Давно у Вас появился свой сайт?

С 2018 года. Сайт «Солёное радио», как и одноимённый ютуб-канал, и группы в соцсетях, был задуман как внеконфессиональный, несмотря на то, что в то время я был адвентистом и, хотя у меня и было несколько иное понимание определённых вопросов, чем в официальном учении, но о разрыве с адвентизмом я и не помышлял. Но с течением времени, пока я изучал адвентистское учение, менялся и мой сайт с каналом. Для многих из тех, кто знал меня, стало, наверное, шоком, что со мной произошла такая трансформация.

В 2022 году я начал довольно активно разоблачать все адвентистские доктрины как на сайте, так и на канале, в группе ВКонтакте.

Но даже тогда мы с женой ещё не думали переходить в другую, как мы тогда называли, конфессию: просто накопилось недовольство всей этой ложью, и нам не хотелось в ней участвовать.

– Как вы решились все это оставить, оборвать?

Уверен, что всё устроил Бог. Пока работал в адвентистском издательстве, у нас было жильё, окружение, контакты. Пусть небольшая, но стабильность. Человеку, почти 28 лет пробывшему в адвентизме, сложно всё враз взять и разорвать.

Во-первых, мы были убеждены, что видимой, осязаемой Церкви на Земле нет. Все Церкви отступили от Христа – так учит адвентизм. А теперь в нашем сознании и адвентизм рухнул. Решил быть «внеконфессионалом». Но, читая Библию, стал задаваться вопросом о Церкви, т. к. о ней в Новом Завете сказано однозначно и немало. В душе крепло убеждение, что Церковь должна быть, как я это называл, конфессионально выраженная, видимая. Любая протестантская религия нами отметалась сразу, т. к. мы понимали, что появиться в 16-м веке или позже Церковь не могла. Оставалось два пути – православие или католицизм. Но поскольку адвентистский ум – антикатолический, то этот путь тоже был отвергнут.

Я начал изучать историю Церкви, чтобы понять, отступала ли она когда-либо от Христа. В итоге убедился, что Церковь жива и никуда не делась. Что те учения, что в ней есть, не ложные, а просто не понятные уму, который был замутнён адвентизмом. Стал вникать в учение Церкви по пунктам. По ходу таких изучений разобрался и в заблуждениях католицизма. После нескольких месяцев внимательного изучения основ православной веры я принял решение стать православным.

Замечу, что каких-либо конкретных людей, за которыми бы я пошёл в православие из адвентизма, не было. Конечно, с одной стороны, все мы социальные, все так или иначе влияем друг на друга. Но скажу точно, что наставника, авторитета среди моих современников, кто повлиял бы на моё решение, кто привёл бы меня в православие, не было. Летом 2023 года я крестился вместе с дочками – жена была крещена в детстве.

В том же 2023-м начал досконально разбирать книгу Эллен Уайт «Великая борьба», писал критические статьи. На моём ютуб-канале мы проводили передачи, где разбирали главу за главой этой книги, выявляя нестыковки, заблуждения. Тогда по всей России поднялась волнанедовольства адвентистов. Люди – простыеприхожане и пасторы – стали звонить в Заокский, писать: как же так, человек, проработавший одиннадцать лет в издательстве, работавший в адвентистском телерадиоцентре, теперь опровергает это учение? На момент разоблачения «Великой борьбы» мы с женой уже были православными, но я ещё работал в издательстве в Заокском, занимаясь технической работой. В итоге, вследствие этой волны недовольства, руководство издательства предложило мне либо прекратить записывать разоблачающие передачи, либо писать «по собственному». На следующий день после разговора я написал заявление и уволился.

Мне очень приятно осознавать, что благодаря моему интернет-проекту «Солёное радио», где мы тщательно разбираем и опровергаем доктрины адвентизма, уже есть люди, которые последовали нашему примеру. Они осознали, что учение адвентистов ложное, и покинули эту секту. Пусть таких людей, о которых мне известно, пока немного, но, главное – они смогли правильно выбрать свой путь к Богу.

Марина Панфилова, фото из личного архива Дмитрия Белякова