Сегодня в России действуют десятки объединений и сообществ людей, которые довольно фанатично занимаются «изучением» и распространением «духовного» и культурного наследия семьи известного художника Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947).
В основе идейного существования данных объединений лежат оккультно-религиозные взгляды как самого Рериха, так и его супруги Елены Ивановны Рерих. Совокупность указанных объединений и сообществ принято именовать «Рериховским движением», а адептов этого движения – «рериховцами».
Сами представители Рериховского движения утверждают, что пропагандируют культурно-философские идеи Рерихов, выраженные в т.н. учении «Живой Этики» («Агни Йоге»), и их деятельность является не религиозной, а культурно-просветительской и научной. Хотя при этом признают, что учение «Живой Этики» – это нравственно-философская система с религиозным компонентом.
На самом деле, Рериховское движение является не чем иным как новым религиозным движением, в основе идеологии которого лежит оккультная «Живая Этика». Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных.
Изначально религиозные взгляды Николая Рериха и Елены Рерих формировались под влиянием теософии Блаватской и эзотерики Анни Безант, оккультизма и популярных книг по «восточной духовности». Оттуда они приняли идею существования «Махатм» или «Учителей». Рериховцы утверждают, что «Живая Этика» появилась в результате длительного «духовного сотрудничества Рерихов с Учителями, мудрецами Востока… Непосредственные контакты Рерихов с Учителями начались в 1920 году в Лондоне и продолжались в течение всей их жизни в Индии». [1]
«Учителями» Рерихи называли отдельных «просветленных» людей – «Махатм», существующих вечно. В представлении рериховцев «Махатмы – Великие Души… Высокие сущности, стоящие выше нас на лестнице Космической эволюции. Их таинственная обитель, Заповедная Шамбала, скрыта в недоступных областях Гималаев. Один, редко два человека в столетие могут быть допущены в священную Обитель… Шамбала – единственное место на Земле, где мир небесный соединяется с миром земным, где хранится Высшее Знание и хранят его люди, обладающие могуществом богов». [2]
Рериховцы считают, что через делание добра, сохранение и создание культурных ценностей можно достигнуть высшей ступени в «Духовной Иерархии». И в этом им помогают «Учителя» из «Шамбалы». К числу которых, по мнению рериховцев, относятся Будда, Конфуций, Платон, Кришна, преподобный Сергий Радонежский и многие другие, в том числе и В.И.Ленин. Последними такими посвященными «Махатмами» стали Николай и Елена Рерихи.
Идея рериховской «Агни Йоги» основана на вере в неизбежное пришествие на землю главного среди «Учителей Шамбалы». Иногда его называют Майтрейей, иногда Буддой.
Рериховцы верят, что мировоззрение «Живой Этики» охватит в ХХI веке весь мир. И вот тогда наступит эпоха «Сатья-Юги», которую описала Елена Рерих, все религии объединятся, и будет одна раса – шестая, живущая по «Законам Космоса» и «Шамбалы».
Свою деятельность рериховцы официально позиционируют как исключительно культурологическую и научную, но по факту мы наблюдаем иное. Когда же их критикуют за сокрытие ими оккультно-религиозной составляющей их идей, они возмущаются. Некоторые из них тут же вспоминают русских религиозных философов Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и др. И задаются вопросом: «Но почему же только Рериховское учение ныне подвергается активной критике?». Ответ на данный вопрос кроется в следующем. Дело в том, что вокруг трудов Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и других русских философов не возникают в наше время фанатичные сообщества, которые оформляли бы их религиозные идеи, например, в некие «образовательные» проекты с целью внедрения в государственную систему образования, как это делают со своим учением рериховцы.
Да и о научности рерихианства – «Живой Этики» говорить не приходиться. Вот какие «научные» идеи, к примеру, высказывала Елена Рерих:
«Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так, на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь. Краски рыб и оперения птиц достигают изумительных сочетаний и красоты». [3]
«…на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители, и потомство их уже получило искру, пробудившую их умственные способности. В этом потомстве начали работать те центры, которые еще находились в бездействии у большинства человечества. Именно, эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве». [4]
Этот перечень подобных высказываний можно продолжить, но и приведенного достаточно для понимания их «научной» ценности.
Многие годы в Туле самым активным объединением тульских рериховцев было «Тульское городское Рериховское общество» («ТГРО»). В 1990-е годы и первое десятилетие 2000-х годов именно «ТГРО» занималось в той или иной степени продвижением рериховских оккультных идей в Туле и области. После 2010 года деятельность «ТГРО» становится мало заметной и в 2016 году данное объединение перестает существовать. Но некоторые бывшие члены этой рериховской организации периодически проявляют себя и по сей день.
На смену «ТГРО» примерно в 2015 году приходит другое объединение рериховцев под названием «Тульский Рериховский исследовательский центр» (ТулРИЦ). Но о нем чуть позже.
«Тульское городское Рериховское общество» как зарегистрированная некоммерческая общественная организация начинает официально действовать в Туле с 1994 года. Председателем «ТГРО» многие годы существования данного объединения был некий Аверин Николай Федорович. Он и его единомышленники были тесно связаны с главной организацией Рериховского движения – Международным Центром Рерихов («МЦР»).
Стоит отметить, что в «ТГРО» в самом начале 2000-х годов произошел небольшой раскол. Его учинил бывший член правления, заместитель председателя «ТГРО» Аблеев Сергей Рифатович. Причиной тому послужили разногласия, возникшие между Аблеевым и Международным Центром Рерихов. В дополнение к этому, Аблеев был крайне недоволен стратегией деятельности председателя «ТГРО».
Аблеева его бывшие соратники признали «лжерериховцем», и его имя внесли в опубликованный на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха список с весьма показательным названием: «Лжерериховцы и недобросовестные исследователи».
Официально члены «ТГРО» заявляли, что осуществляют на общественных началах культурно-просветительную деятельность, целью которой является знакомство туляков с идеями и творчеством Н.К.Рериха и его семьи.
В рамках общественного подразделения «Клуб «Рерих и Культура», учрежденного «Тульским Городским Рериховским Обществом», рериховцы на базе бывшего тульского Дома Учителя много лет проводили различные мероприятия: лекционные циклы, тематические вечера, выставки картин художников, фотовыставки, концерты, беседы и т.п.
Именно посредством данного «Клуба», активисты «ТГРО» много лет подряд старались открыто нести идеи «Живой Этики» в народ. Вход туда был открыт для всех. Но в определенный момент формат встреч «Клуба» немного изменился.
Упомянутый выше «раскольник» Аблеев С.Р. в 2001 году писал: «…Тульское городское рериховское общество, ряд членов которого, во главе с председателем Н.Ф. Авериным, решили, что с публичным утверждением идей Живой Этики пора заканчивать. Десять лет тульский Клуб «Рерих и Культура» нес идеи Рерихов в массы. И делал это в целом тонко и качественно. На одиннадцатом году председатель покаялся в ошибке и сказал, что от популяризации Живой Этики нужно отказываться.(07.05.01.)». [5]
И действительно, с начала 2000-х годов на мероприятиях «Клуба» не звучала прямая «проповедь» рерихианства. Встречи носили в основном общественно-культурный характер. Хотя почти все обсуждаемые там темы, так или иначе, были связаны с историей жизни и деятельности Рерихов.
Публичная пропаганда рерихианства в Туле не ограничивалась только форматом рериховского «Клуба». Периодически рериховцы проявляли себя и в светских образовательных учреждениях.
Свидетелем такого рода их деятельности во второй половине 1990-х годов был автор данной статьи. Будучи студентом первого курса Тульского государственного университета, я столкнулся с пропагандой рерихианства непосредственно в стенах этого учебного заведения. Дело в том, что в рамках учебного процесса, нам были предложены дополнительные лекции по философии. Эти лекции читали по большей части преподаватели ТулГУ, но иногда и извне приглашённые люди. Так вот, на самую первую лекцию этого цикла был приглашен представитель «Тульского Городского Рериховского Общества». Он в своем выступлении перед студентами, помимо прочего, касался и откровенно оккультно-религиозных тем. Мне запомнились его довольно негативные высказывания о христианстве. Я помню, с каким изумленным и подавленным видом выходили мои сокурсники из аудитории по окончании этой лекции. Было видно, что встреча с рериховцем не в положительном смысле сильно подействовала на некоторых.
И самое, конечно, удивительное это то, что в 90-е годы на первом этаже главного корпуса ТулГУ находился небольшой магазинчик рериховской литературы.
Случаи распространения рерихианства в других образовательных учреждениях Тулы также имели место быть.
Так, на базе Планетария Тульского городского центра детского и юношеского творчества (бывший «Дворец Пионеров») были выявлены довольно сомнительные образовательные проекты, посредством которых осуществлялась в той или иной степени пропаганда рериховской идеологии. К числу таких проектов Планетария была отнесена реализуемая там ежегодно т.н. «Научно-образовательная детско-юношеская программа «Навстречу звездам!» Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.
Сотрудники Планетария в рамках данной программы проводили конкурсы и выставки детского рисунка. К участию в выставках привлекались учащиеся общеобразовательных и художественных школ города, изостудии, клубы, объединения по интересам, детские общественные организации и движения.
Положения о конкурсе «Навстречу звёздам!» размещались в открытом доступе в сети Интернет. В одном из таких положений, в частности, были прописаны примерные темы рисунков, с которыми дети могут принять участие в программе. Например, такие: «Небесный огонь Красоты сияет во всех созданиях Земли», «Учителя человечества и герои, несущие огонь Любви, Красоты, Знания людям», «Герои в созвездиях звёздного неба» и др.
Содержание этих тем явно указывает на их оккультно-мистический характер. Использованные понятия, такие как «Учителя человечества», «Небесный огонь Любви, Красоты…» и проч., в целом свойственны оккультно-религиозным доктринам Рериховского движения.
Без специального обучения «премудростям» рериховского учения принимающие участие в данной программе дети не смогли бы понять смысл предложенных тем для рисунков.
Выставки рисунков «Навстречу звездам!» обычно проходили в Туле в фойе музея П.Н. Крылова или в помещениях Тульского городского центра детского и юношеского творчества. На этих выставках иногда встречались рисунки откровенно оккультно-религиозного содержания. Например, на одной из таких выставок был замечен рисунок с названием «Учитель». На нем был изображен сидящий в позе лотоса Будда в окружении зодиакальных знаков.
Учитывая вышеуказанное, естественным является предположение, что с определенным количеством детей, рисунки которых участвовали в данных выставках, в той или иной степени проводилась работа по формированию оккультного мировоззрения. Такая деятельность, вполне возможно, осуществлялась и в некоторых изостудиях города.
Куратором и идеологом тульской «Научно-образовательной детско-юношеской программы «Навстречу звездам!» и прочих аналогичных проектов из года в год выступал сотрудник Планетария Зимин Андрей Геннадьевич. О нем известно, что он много лет состоял в «Тульском Городском Рериховском Обществе».
Конечно, подобного рода «образовательные» проекты не проходят бесследно, и некоторые их участники начинают активно интересоваться рериховским учением.
Ярким подтверждением тому служит пример воспитанника тульского Планетария по имени Давид. Мальчик принимал участие в 2007 году в работе т.н. международной научно-практической конференции «Живая Этика и наука», организованной Рериховским движением, и в других аналогичных мероприятиях. Его «научным» руководителем являлся все тот же педагог-организатор городского центра детского и юношеского творчества Зимин А.Г. [6]
На сайте «Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих» об этом мальчике написано следующее:
«Мальчик осознает жизнь как единство материального и духовного, понимая единую природу материи и духа. Шаг за шагом, познавая отдельные составляющие мира и постепенно складывая мозаику жизни в единую картину, он пришел к выводу, что религия для него не является одним из фрагментов этой мозаики. Она разлита всюду, в каждом из ее фрагментов. Так путь постижения мира привел его к главному – к основам космического мировоззрения, где Космос и человек неразрывны в своем единстве…». [7]
Таким образом, судя по всему, мальчик, посещая тульский Планетарий, был приобщен к ряду рериховских программ и приобрел в итоге соответствующие взгляды!
На информационном стенде Планетария, висевшем несколько лет на первом этаже центра детского и юношеского творчества, можно было прочесть: «Планетарий Дворца – особое место, где астрономия изучается как наука и как философия высокой духовности».
Полагаем, под «высокой духовностью» понимается здесь «Живая Этика» или идеи с ней связанные.
Зимин так же является инициатором городских детско-юношеских конференций «Россия и космическое мышление», в которых, как правило, принимают участие учащиеся тульских школ.
Дети выступают там с докладами и творческими номерами. Например, в 2015 году в рамках указанной конференции звучал доклад 11-летнего школьника «Влияние зодиакальных созвездий на человека». Как известно, вопросами «влияния» зодиакальных созвездий на людей занимается оккультная лженаука «астрология». В связи с этим, вполне понятным является состоявшееся в том же 2015 году в Планетарии мероприятие с названием «Поток времени – из прошлого в будущее», в программу которого была включена беседа детей с «астропсихологом». «Астропсихология», так же, как и «астрология», является оккультной лженаукой, и ее пропаганда в образовательном учреждении недопустима.
В Планетарии так же демонстрировался фильм «Зов космической эволюции». Авторы фильма подводят зрителя к идее противостояния сторонников «нового», олицетворяющего «свет», носителями которого является Международный Центр Рерихов, и «тьмы», «невежества». Где под «тьмой», «невежеством» и противниками «космической эволюции» понимаются, помимо прочего, Церковь, органы государственной власти и даже некоторые федеральные музеи.
В августе 2016 года министерство культуры РФ отозвало у ленты прокатное удостоверение. В министерстве культуры также считают данный фильм пропагандой одного из направлений сектантства – «Нью Эйдж». [8]
Для привлечения внимания к себе и своей деятельности, тульские рериховцы неоднократно, как в самой Туле, так и в некоторых городах области (г.Новомосковск, г.Ефремов и др.), проводили выставки репродукций картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
Немаловажную роль в распространении рерихианства в Тульской области и даже шире играют и т.н. «Веневские рериховские чтения», которые с 2017 года именуются «Абрамовскими чтениями»
Ежегодно данные «чтения» проходят в городе Веневе Тульской области.
Этот небольшой старинный город оккультистами выбран не случайно. Дело в том, что именно здесь с 1961 года жил Борис Николаевич Абрамов – последователь Н.К.Рериха, вернувшийся на Родину в 1959 году из Китая.
В 1990-е годы были опубликованы дневниковые записи Б.Н.Абрамова в многотомной серии под названием «Грани Агни Йоги». Туда вошли «откровения», полученные Б.Абрамовым из «потустороннего мира». Рериховцы верят, что Абрамов имел необычайный «дар», и через Абрамова «Махатмы» передали человечеству важную информацию.
Ближайшая знакомая Б.Н.Абрамова Н.Д.Спирина сообщала о «даре» и «предназначении» Абрамова следующее:
«Я видела, как он (Б.Абрамов) был устремлён к выполнению своего назначения, которое, как писала ему Елена Ивановна, заключалось в создании и укреплении прямого провода с Иерархией Света, посредством которого он получал сообщения и указания из Высшего Источника и записывал их. В этом заключалась основная миссия данного его воплощения… Борис Николаевич в основном получал сообщения утром, на грани сна, перед пробуждением. Сначала это были отдельные слова, потом фразы, потом целый поток мыслей. Он заранее готовил небольшие листочки бумаги, пронумеровывал их, потому что писал, находясь ещё в полусне, на ощупь; писал и бросал на пол…». [9]
Адептами рериховского движения Абрамов отнесен к числу «Учителей» и «Вдохновителей».
Много лет «Рериховские чтения» проходили на базе школы искусств г.Венева. После того как данный факт был предан огласке, оккультистам отказали в помещении. Но рериховцы добились разрешения проводить свои «чтения» в местном Доме культуры.
По традиции, позиционируются рериховские «Абрамовские чтения» как культурно-познавательные без какого-либо религиозно-оккультного контекста. Но это не так! Ряд докладов данных чтений, представляют собой открытую пропаганду оккультизма.
Вот, например, несколько выдержек из доклада «Матерь Великую сердцем примите…», включенного в программу «чтений» в 2016 году:
«… хочется коснуться темы о Сокровенном понятии «Матери Мира» и рассказать о содержащихся в книгах «Грани Агни Йоги» некоторых Её Посланиях. Восприятие их Б.Н. Абрамовым происходило под непосредственным руководством Великого Учителя. Знания, переданные Матерью Мира землянам в этих Обращениях…
…Наша Вселенная зиждется на двух Великих Началах – Мужском и Женском, олицетворяющих Дух и Божественную Материю…
Согласно теософии, за многими высокими космическими символами стоит реальный Великий Дух. Матерь Мира – Великая Индивидуальность, Духовная Матерь Будды, Христа и других Великих Учителей, которая благословила Их на подвиг Служения человечеству Земли. Она стоит во главе Иерархии Света нашей планеты»
И там же:
«Осенью 1956 года Е.И. Рерих уже из Тонкого Мира (она умерла в 1955 году) сообщила Борису Николаевичу: «Матери Мира Лучей счастье обрёл приобщиться. Сын Мой, дерзай и помни: упущенная возможность не повторяется» [«Грани Агни Йоги», 1956 г., § 619]»
«Цитаты говорят о необходимости молитвенного обращения к Матери Мира». [10]
Что же это, если не пропаганда оккультного мировоззрения?
Да и сами организаторы «Абрамовских Чтений» себя выдают, открыто заявляя, что данное мероприятие посвящено памяти Б.Н.Абрамова – «духовного» ученика Н.К.Рериха!
В работе чтений в разные годы принимали участие рериховцы из Москвы, Подмосковья, Калуги, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Твери, Щекино, Новомосковска, Дубны и др.
Как было указано выше, в настоящее время в Туле и области рериховские идеи продвигает недавно созданное объединение «Тульский Рериховский исследовательский центр». Именно этот «исследовательский центр», после исчезновения «ТГРО», занимается организацией и проведением рериховских «чтений».
Также, в 2017 году, усилиями активистов «Тульского Рериховского исследовательского центра» при поддержке «Сибирского Рериховского Общества» в г.Венёве в однокомнатной квартире пятиэтажного жилого дома был открыт частный музей упомянутого выше Бориса Абрамова. Пятиэтажка, в которой расположился музей, была построена в середине 1980-х гг. на месте дома, где вплоть до своей смерти проживал Б.Н.Абрамов.
Открытие музея оккультисту и «контактеру» Б.Н.Абрамову, конечно, тревожный знак. Это очередной этап «легализации» представителями Рериховского движения своих «культовых» деятелей и продвижения оккультного рериховского учения.
Одно время рериховцы настаивали на том, чтобы в краеведческом музее г.Венева действовала постоянная выставочная экспозиция, посвященная семье Рерихов и Б.Н.Абрамову. Им в этом было отказано. Они долгое время регулярно наведываясь в музей с настойчивыми просьбами выделить им пространство в музее для выставки. Затем, со слов работников краеведческого музея, рериховцы резко прекратили эти свои попытки, объяснив это тем, что им пришло «послание» от Б.Н.Абрамова, в котором он попросил их более ничего не предпринимать, так как нужное время еще не пришло. Комментарии, как говорится, излишни!
Учитывая всю эту активность рериховцев, направленную на широкую пропаганду имени Б.Н.Абрамова, непонятно, какую ценность его странная оккультно-мистическая деятельность имеет для культурного наследия Тульской земли. Говорить о тесных его связях с Н.К.Рерихом также не приходится. Абрамов всего несколько раз в 1934 году бывал в качестве слушателя на выступлениях Николая Рериха в г.Харбине, после этого они не встречались. Абрамов всего лишь вел переписку с Еленой Рерих, которую интересовали только записи поступавших ему «откровений». То, что он значим для Рериховского оккультного движения как «Учитель» и как «контактер с иным миром», отнюдь не делает его значимым для веневцев и жителей Тульской области.
Стоит заметить, что почитание рериховцами Бориса Абрамова вполне вписывается в идеологию широко распространенного оккультного сектантского движения «Нью Эйдж». В основе этого движения лежит учение о «ченнелинге» или «контактерстве» с некими внеземными «сущностями» или же «сущностями» из потустороннего мира.
Рериховцы пишут: «В первые годы Общения Б.Н.Абрамов принимал сообщения только от Великого Учителя. В дальнейшем он стал принимать послания от Великой космической Индивидуальности, стоящей во главе Иерархии Света – Матери Мира, а также от своих непосредственных Учителей, Е. И. и Н. К. Рерихов, к тому времени ушедших с земного плана бытия». [11]
В православной традиции такие состояния называются одержимостью (бесоодержимостью), если конечно они не стали исключительно следствием каких-либо психических расстройств.
Каждый соприкасающийся с «духовным» наследием Рерихов и их последователей должен четко осознавать, что рерихианство несовместимо с христианством. Отношение Православной Церкви к рериховскому учению было четко сформулировано в решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1994 году. Там говорится: «К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой»… «Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует, все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви». [12]
Заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии Ярасов Алексей Викторович
На фото: картина Н.К. Рериха «Песнь о Шамбале»
[1] Международный Центр Рерихов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/rus/museum/layout/agni/index.php (дата обращения: 29.06.2019). [2] Международный Центр Рерихов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/rus/museum/layout/agni/index.php (дата обращения: 29.06.2019). [3] Письма Елены Рерих, 1929–1938. В 2 т. Т. 2. — Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. [4]Письма Елены Рерих, 1929–1938. В 2 т. Т. 1. — Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. [5] Интернет журнал «Агни»: [Электронный ресурс]. URL: http://agni3.narod.ru/AblDialog.htm (дата обращения: 29.06.2019). [6] Этика в основе каждого дня: Огненные будни Рериховского движения: [Электронный ресурс]. URL: http://nataman.narod.ru/news_arhiv7.html (дата обращения: 29.06.2019). [7] Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих: [Электронный ресурс]. URL: http://www.found-helenaroerich.ru/programs/talants/volodin/index.php?sphrase_id=1445 (дата обращения: 29.06.2019). [8] LENTA.RU: [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2016/12/27/minkult/ (дата обращения: 29.06.2019). [9] Сибирское Рериховское Общество: [Электронный ресурс]. URL: https://sibro.ru/teacher/books/841/26259 (дата обращения: 29.06.2019). [10] Мир культуры: [Электронный ресурс]. URL: http://mirkultura.ru/mater-velikuyu-serdtsem-primite-averyanova-t-v/ (дата обращения: 29.06.2019). [11] Грани Эпохи. Этико-философский журнал №78: [Электронный ресурс]. URL: http://www.facets.ru/index.htm?article=7050#_ednref6 (дата обращения: 29.06.2019). [12] Азбука веры. Православная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektovedenie-totalitarnye-sekty/8 (дата обращения: 29.06.2019).