Урок истории России, проведенный в рамках просветительской деятельности Тульского отделения Общества русской словесности в 11 «Д» классе тульского лицея №2 им. Б.А. Слободскова Олегом Сениным, заместителем председателя регионального отделения этой общественной организации, был посвящен значению веры и роли Церкви в борьбе советского народа с фашизмом.
Это не первая встреча старшеклассников, обучающихся в классе с углубленным изучением истории и обществознания, с Олегом Сениным, являющимся к тому же преподавателем Тульской духовной семинарии, магистром богословия и литератором. Проводятся они по инициативе Андрея Петровича Комарова, преподавателя истории и обществознания лицея №2 им. Б.А. Слободскова, который стремится дать воспитанникам полноценные знания, привить им способность рассматривать исторические процессы и события не поверхностно, а с максимальной погруженностью в контекст времени и эпохи, учит их анализировать прошлое, находить в нем ключи к пониманию настоящего и ответы на актуальные вопросы современности.
С этих же позиций подошел к теме занятия и гость. Прежде всего Олег Сенин в общих чертах воссоздал политическую картину перед Второй мировой войной, напомнил что к этому моменту представляли собой как государства Советский Союз и Германия. Вместе с тем он затронул важный вопрос: в чем заключалась разница и главный конфликт идеологий двух держав – марксистко-ленинской, стремящейся к мировой революции и утверждению социализма как «рая» на земле без Бога, и национал-социализма, или нацизма, интересующегося исключительно будущим Германии и немецко-язычного арийского народа, восстановлением германского экономического и военного превосходства.
Вторая тематическая линия беседы носила иной характер. Олег Михайлович постарался на доступном языке объяснить подросткам богословский взгляд на проблему войны, сопровождающую жизнь человечества с незапамятных времен, и следствиям отступления от веры и Бога.
«Не Господь Бог, Творец Мира и Податель жизни, побуждает людей устраивать войны и убивать друг друга, Божья заповедь гласит: не убий! Но люди это делают после обработки должным образом их сознания «власть предержащих», и идут на войну с ощущением правоты своего дела, – произнес он далее. – Но есть и другая сторона этой проблемы. Наш мир проникнут Божьими законами, и всякое движение человека против них оборачивается тем, что он навлекает на себя последствия этого богопротивления. Исход подобного богопротивления выразился в России, поскольку новая большевистская власть была по своей сути богоборческой. Первым декретом, изданным в январе 1918 года, был декрет об отделении Церкви от государства и школы – от Церкви. Советское руководство поставило себе за цель создать нового типа человека, а именно – атеиста. Для этого нужно было выкорчевать насильственно из душ и разума людей православную веру, которая веками определяла мировоззрение и образ жизни русского народа, убить в самом зародыше мысль о том, что человек – создание Божие».
Из дальнейшего повествования гостя ребята узнали о гонениях на веру и Русскую Православную Церковь, о том, как богоборческая власть закрывала и разрушала храмы, разоряла монастыри и православные святыни, ссылала в лагеря, расстреливала без суда и следствия тысячами представителей духовенства и мирян, не предавших Христа. Определенную роль в жестокой и безжалостной «борьбе» за нового человека сыграла общественная организация «Союз безбожников», созданная в 1020 году, а к 1929 году ставшая уже «Союзом воинствующих безбожников».
«Святотатство и кощунство, охватившие народ в годы предвоенных так называемых «безбожных» пятилеток народ, уверовавший в идею равноправия и достижения коммунистического рая на земле, исходили прежде всего от правителей Советского государства, – отметил Олег Сенин. – А они были всего лишь людьми. Но, дорогие ребята, как сказано в Священном Писании, Бог поругаем не бывает. Иными словами Его правда рано или поздно восторжествует».
Перелом и переворот в отношении государства к Церкви и к вере произошел в самом начале войны, что нашло свое отражение в выступлении Иосифа Сталина, бывшего семинариста, к советскому народу 3 июля 1941 года, где наряду с привычными в советском обществе обращениями «Товарищи! Граждане!» прозвучало церковное «Братья и сестры!».
Далее рассказал, как в годы военных действий советское государство, понимающее, что одного только патриотического лозунга «За Родину! За Сталина!» в борьбе с захватчиками недостаточно, обращается к многовековым ратным традициям и подвигам русского и многонационального российского воинства, основанных на самопожертвовании во имя Господа, веры, родного Отечества, ближних и близких. Так, утверждаются ордена во имя прославленного Церковью в лике святых князя Александра Невского, полководцев Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова.
Кроме того, советское государство, нуждающееся в помощи европейских государств, было вынуждено соблюдать один из принципов демократии – свободу вероисповедания. В результате прекратились репрессии против людей веры, препятствия открытию храмов, совершению богослужений. События церковной жизни, ее патриотическая деятельность, призывы к единению, к силе и вере в помощь Божию борьбе за Родину, появились на страницах советских газет и журналов. В свою очередь были закрыты антирелигиозные издания, а предназначавшаяся для них бумага была пущена на печать православной периодики.
В 1943 году было разрешено открыть три духовные академии: в Москве, Киеве и Ленинграде. В том же году Сталин встретился в Кремле с оставшимися тремя митрополитами Русской Православной Церкви, и этот разговор имел большое значение для дальнейшей жизни Церкви и восстановлении патриаршества.
С интересом ребята слушали множество примеров, свидетельствующих о том, что Церковь в годы войны не только неустанно молила Господа о прощении и победе над врагом, поддерживала дух патриотизма и веры в советских людях, но и в материальной поддержке армии и фронта.
В канву беседы органично были вплетены стихотворения советских поэтов военных лет, в которых темы страдания и боли, выпавшей на долю народа в тяжкую годину, перемежаются с темами молитвы, веры и уверенности в неотвратимой победе над врагом.
Андрей Петрович Комаров, преподаватель истории и обществознания, прокомментировал урок-беседу следующим образом: «Как всегда лекция Олега Михайловича сочетает в себе содержательность, доступность и эмоциональность, что вызывает у ребят отклик. Замечательно, что беседа была посвящена нескольким темам, таким образом, она открыла учащимся взгляд на события Великой Отечественной войны с новой точки зрения – веры и религии, стала связующим звеном между темами по курсу обществознания, посвященными тоталитаризму, и предвосхитила неделю памяти жертв Холокоста. Мы очень благодарны Олегу Михайловичу и всегда рады увидеть его вновь!»
Марина Полянская, фото автора