Заслуженная артистка России Анна Михалкова и протоиерей Димитрий Рощин приезжали в Тулу, чтобы поклониться Годеновскому Кресту, 8 октября прибывшему в город оружейников и на протяжении дня открытому для поклонения в храме преподобного Сергия Радонежского.

Затем в Духовно-просветительском центре имени священномученика Онисима, епископа Тульского, состоялась пресс-конференция, во время которой столичные гости ответили на вопросы.

– У нас с Анной появилось желание поучаствовать лично в такой форме стояния, которая, так или иначе объединяет людей вокруг Креста Христова в наше время, – сказал в начале встречи протоиерей Димитрий. – Я ни разу не был на передовой, в отличие от моих собратьев-священников, но регулярно посещаю военные госпитали в Москве. Мы крестим там солдатов, исповедуем и причащаем.

Но наша вера, в первую очередь, молитвенная, и видя воодушевление многих людей, которое вызвал Всероссийский крестный ход, захотелось присоединиться. Исторический опыт подсказывает, что Россия Богом управляется, и взывать в такие тяжелые периоды надо, в первую очередь, к Спасителю мира. Сила всегда – в единстве, и хочется быть частью этого множества.

– Отец Димитрий, вы – руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимодействиям с обществом и СМИ, расскажите о своем опыте в этом направлении.

– Это труд, который обязывает быть связующим звеном между Церковью и теми общественными начинаниями, которые люди так или иначе с ней связывают.

Существуют православные общественные организации, их достаточно много, условно они делятся на две категории: крупные, которые существуют уже давно и имеют возможность обратиться в разные инстанции, даже к самому Святейшему Патриарху. И небольшие, но мы их всячески поддерживаем, помогаем в их просьбах и потребностях.

А есть светские организации, с которыми тоже имеются совместные проекты – работы много, поле деятельности обширное, и так сразу обо всем не расскажешь. Наш отдел – своего рода приемная между всей полнотой Церкви и внешним, светским миром.

– Анна Никитична, у вас много различных наград за работы в кино, и одна из них была присуждена вам в 2019 году в Туле – на ХХ Всероссийском фестивале кинокомедии за роль в фильме Анны Пармас «Кококо». Как вы восприняли этот специальный диплом жюри?

– Как можно отнестись к награде? Конечно, мне было очень приятно, что так высоко оценили нашу с Яной Трояновой работу.

Вообще, я очень люблю Тулу, здесь снималась в картине «История одного назначения», и этот город стал для меня неким открытием.

И сегодня, когда меня пригласили в эту поездку, с радостью согласилась, поскольку у меня самые теплые воспоминания об этом городе и о людях, которые в нем живут.

– Обычно актеры не любят говорить о творческих планах. Но о проектах, в которых вы сейчас заняты, можете рассказать?

– Не знаю, видели ли вы первый сезон сериала «Исправление и наказание»?

– Да, конечно, там у вас такая сложная роль.

– Сейчас я снимаюсь в продолжении, и мне кажется, там все еще сложнее, потому что комедия, на мой взгляд – самый сложный жанр, а качество юмора зачастую показывает уровень развития человека.

Играть в комедии тяжело, потому что надо буквально по секундам все высчитывать: сделаешь паузу чуть дольше или короче – и уже не будет смешно.

А если снимается несколько сезонов комедийного сериала, то там все должно идти по эскалации: смешно, еще смешнее и так далее. И порой это достигается уже путем какой-то клоунады, буффонады, и приходится все время существовать на неком максимуме – в таких жанрах вообще нет пауз. Из-за этого порой перестаешь чувствовать и понимать – хорошо сделано или плохо.

– Вам это близко? Мы вас привыкли видеть лирической героиней – и вдруг совсем иное амплуа.

– Как мне самой кажется, я принадлежу к тому редкому числу людей, которые свои чувства и эмоции переживают только на съемочных площадках.

А в жизни я достаточно стабильный человек, как сама считаю, и все перепады проживаю на экране – надеюсь, они меня не портят. Конечно, выношу из этого определенные уроки, получаю некий опыт, который потом беру в свою реальную жизнь.

– Уж коли заговорили о кино… Отец Димитрий, ваша мама – известная актриса Екатерина Васильева, как она сейчас живет, чем занимается?

– На сегодняшний день исполнилась ее заветная мечта: мама ушла в монастырь, приняла постриг с именем Василиса, и она абсолютно счастлива.

Основное ее занятие – чтение помянников плюс дежурство в храме, все, что ей по силам в ее семьдесят восемь лет. Никуда из монастырских стен выходить не хочет и интервью давать не хочет.

В общем, она нашла себя, и дай Бог ей сил и здоровья еще какое-то время пожить и помолиться за всех нас.

– Анна, в вашей большой семье – я имею в виду не только троих детей и мужа – есть свои традиции, особо чтимые торжества?

– Ну, конечно, как всякая большая семья, мы собираемся по праздникам в родительском доме. Не знаю, можно ли это называть традицией, для нас это – естественный образ жизни – встречаться, общаться. И если я поговорю по телефону с каждым родственником, просто спросив, как у него дела и что происходит в жизни, уже полдня пройдет.

Мы действительно счастливы тем, что очень близки меж собой. На Пасху собираемся, на Прощеное воскресенье, на дни рождения – как любая семья.

– Сейчас в обществе появились установки, по которым встречи с родственниками – необязательны, визиты гостей – нежелательны, главное – обозначить свои границы, и чтобы никто не смел их нарушать. Как вы к этому относитесь?

– Отвечу первым, поскольку я эти веяния и настроения пропустил или попросту не заметил… Думаю, не только в нашей стране, но и во всем мире есть традиции быть вместе с семьей, с родственниками. Посмотришь какой-нибудь голливудский фильм о Рождестве – там сюжеты похожие: как все собираются вместе, едут издалека, спешат, чтобы собраться за праздничным столом, разрезать индейку.

И тут каждый человек волен сделать свой выбор. Ты продолжаешь эти традиции, потому что в них воспитан, ты тверд в этих убеждениях, кто бы что там не шептал с разных сторон.

Либо начинается «расчеловечевание» – по-другому не назовешь упомянутую вами ситуацию, когда кто-то решает отдалиться, отдалиться. И он становится открыт для всех ветров, нововведений – в самом плохом смысле этого слова.

Мне, как священнику, кажется, что внутри России семейные ценности достаточно крепки.

– И такие акции, как Всероссийский крестный ход, сближают нас, делают одной большой православной семьей.

– Хорошо, что вы упомянули, что подобные события нас собирают, сближают: при всех различиях, у нас есть общий язык, территория, история, культура. А собирает нас воедино не столько крестных ход, сколько то, чему он посвящен: общая беда, испытание. И тут видны корни нашего единства, того, в чем мы совпадаем.

– Анна, расскажите, пожалуйста, о своей работе в передаче «Спокойной ночи, малыши!»

– Только недавно с удивлением – и отчасти с ужасом! – поняла, что я веду ее уже двадцать лет. К примеру, вчера на съемках ко мне подошел бородатый мужчина и попросил разрешения сделать селфи, при этом он сказал: «Я вырос на вашей передаче!» А мне показалось, что он старше меня! И поняла, что время бежит…

Часто спрашивают, а узнают ли меня дети? Нет, дети не узнают, а вот их родители, увидев, начинают своего бедного ребенка поворачивать: «Смотри, смотри – вон тетя Аня!»

Один раз, правда, в храме ко мне подошла девочка и спросила: «А вы здесь одна или с Хрюшей и Степашкой?»

Я очень люблю эту работу, это уникальный проект. Все знают, что разница между ребенком в три года, в пять лет и в семь – колоссальная! Самые маленькие реагируют на музыку, те, кто постарше – на интермедию с куклами, а самые старшие – на мультфильмы. И эта десятиминутная передача уникальна тем, что объединяет ребят дошкольного возраста.

Кроме того, огромное удовольствие работать в команде: там есть люди, которые работают в проекте уже пятьдесят лет – эта передача весьма консервативна.

А актеры похожи на своих кукол, как двойники: Галина Марченко – копия ее Каркуши, а Оксана Чабанюк с возрастом все больше стала схожа с Хрюшей, артист влияет на персонажа, а персонаж – на артиста.

Могу сказать, что вот эта часть моей жизни, и то, что я веду в Петербурге «Детский абонемент» в филармонии – направления, к которым я отношусь не как к работе, но воспринимаю, как огромное удовольствие.

– Сегодня по телевидению и в социальных сетях мы видим огромное количество контента, в котором утверждается, что грех – это здорово, круто, модно. И подростки готовы следовать этим «заповедям», но дома им родители говорят прямо противоположное, и молодое поколение теряется – как быть?

– У нас с Аней на двоих одиннадцать детей: у меня – восемь, и трое – у Анны Никитичны, так, что мы оба сможем ответить на этот вопрос, каждый из своего опыта.

Когда-то я на подаренном старшему сыну компьютере написал: «Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит в экран». И он, слава Богу, это понял: в свои двадцать четыре года Федор прочитал столько книг, сколько мне и не снилось в его возрасте.

А недавно проводился фестиваль «Николин день» – мы его создали, как альтернативу всем чуждым для России праздникам, чтобы сделать что-то свое. Потому что, когда своего нет, не на что ориентироваться. Да, контента много, и тот, что пропагандирует грех, всегда примитивен. Если ты выводишь своих детей на другой уровень – образования, занятий, интеллекта, то для них все эти призывы – некий спам, не более. Мы же христиане: уклонись от зла и сотвори благо.

– Я соглашусь с отцом Димитрием, лишь дополню немного. Сейчас проводится много исследований общества, анализируются отношения между поколениями. И многие отмечают, что сейчас происходит невероятное: младшее поколение учит старших чему-то, чего те не знают. Ну, например, как быстрее подключиться к интернету, как найти нужную информацию – такое впервые в истории человечества происходит.

Из своего опыта материнства могу сказать, что до определенного возраста ты можешь наполнить ребенка тем, что хочешь сам, тем, что ценишь, чем дорожишь. Дальше наступает пресловутый переходный период, когда он все начинает отрицать – все прежние убеждения, все традиции. Я просто отношусь к этому, как к болезни, которая должна закончиться. А потом все выруливает, куда надо – если родитель успел заложить главное в своего ребенка. В этом и проявляется связь поколений, крепость традиций, то самое наше единство, о котором говорилось.

Марина Панфилова, фото автора