27 февраля начался Великий пост.

В подвижническом усилии избавиться от греха и страстей пост занимает особое место. Как говорят Отцы Церкви, он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе.

Об этом наша беседа с руководителем Тульского миссионерского отдела – настоятелем храма Вознесения Господня протоиереем Павлом Картушиным.

– Великий пост – важнейший из всех постов года, главенство его объясняется тем, что он предшествует самому главному и почитаемому христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению, – отметил отец Павел. –

Целью православного поста является освобождение души от грехов и покаяние перед Господом. Для этого во время поста необходимо размышлять о своей жизни: чего желаю, к чему стремлюсь, какими методами добиваюсь желаемого?

Размышлять и о своих отношениях с родными, друзьями, коллегами: неспроста пост ограничивает человека не только в употреблении пищи, но также в общении и эмоциональных удовольствиях.

Хочу привести цитату нашего современника, архимандрита Павла Груздева: «Пост – телу чистота, душе красота! Пост – ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».

Потому что пост может стать бесполезным, если подходить к нему формально или по незнанию, небрежности недооценивать значение этого периода в духовной жизни человека.

Чтобы узнать о глубинном значении поста, надо прочесть книги по истории христианства, духовная ценность его видна на страницах Священного Писания.

Пост – выражение внутреннего обращения человека к Богу, он символизирует раскаяние грешного человека, который с помощью самоограничений смиряется перед Господом. Это смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь.

«Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор» – сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

– В круговерти повседневности сосредоточиться на молитве сложно.

– Но именно это, в первую очередь, надо сделать постящимся: в мирской суете найти время для регулярной молитвы, стараться посещать храм не только по выходным.

Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, а пространство храма освещено лишь свечами, и прихожане совершают многочисленные поклоны. Особенно важно побывать хотя бы раз – а лучше не единожды – на литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам.

– Некоторые люди сегодня ропщут, что в Православии много ограничений в удовольствиях.

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и удовольствиях, а излишеством в них. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что удаляет нас от Него.

– А что делать, если желание поститься пришло к человеку, когда пост уже начался?

– Отвечу словами священномученика Киприана Карфагенского: «Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно».

Да, воцерковленные люди проходят пост от начала до конца, заранее к нему готовятся, но раз уж случилось так, что этот пост стал для кого-то первым, ни в коем случае не надо укорять себя: тот факт, что на него решились, уже похвален.

И тут надо понять, что ограничения – не самоцель поста.

Да, мы отказываемся от самого очевидного: скоромной еды, суеты, развлечений – от всего, что может отвлекать. Но лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния.

Перечисленные ограничения важно соблюдать, так как они помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных – вынести Бога на первое место, а мирские заботы отложить на потом.

Святитель Василий Великий говорил: «Воздержание в пище само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть – речи и обращение».

– А если семья не постится и требует внимания?

– Конечно, свое решение поститься не надо превращать в испытание для ближних, не вызывать их раздражение, уделяя меньше внимания или осуждать за поедание мясных блюд. Следует построить свою жизнь так, чтобы изменения в быту коснулись лично вас, а родные не чувствовали себя чего-то лишенными.

И главное: не надо поститься напоказ и – осторожнее со своим здоровьем: прежде следует проконсультироваться с врачами, особенно, если есть какие-то проблемы.

Тут главное – не хватить через край: чрезмерное рвение, желание отказаться от всего и сразу похвально, но может привести к нежелательным – а порой и печальным – последствиям.

К посту надо быть готовым, четко продумать его меру. Для этого следует попросить совета у воцерковленных друзей, обратиться к священнику.

Если человек ходит и только думает, что бы съесть – это неправильно: пост и нужен для того, чтобы не о еде думать, а о своей жизни и постараться изменить ее к лучшему – через молитву, покаяние и заботу о ближнем.

Марина Панфилова, фото Инны Пименовой