В Свято-Никольском храме (на Ржавце) прошла лекция о сектах и их деятельности в г. Туле.

В свое время, Гилберт Честертон заметил: «Когда человек перестаёт верить в Бога, он начинает верить во всё, что угодно». И, увы, за этими словами зачастую скрывается не наивная и суеверная боязнь черных кошек и популярное чтение гороскопов.

Последнее столетие явило невиданную ранее строгую и отлаженную систему по манипуляции над разумом и психикой человека. Находясь среди агрессивных проповедников быстрого благополучия, легко стать на скользкую дорогу «нового счастья». Потому об опасностях и о том, что скрыто за радужным фасадом сектантских грез, и решили поговорить клирики нашего храма.

Первым выступил помощник настоятеля по образовательной деятельности диакон Алексий МельниковВ своем выступлении отец Алексий раскрыл понятия секты, ереси и раскола, предварив следующее выступление вводным материалом.

Следом выступил секретарь миссионерского отдела Тульской епархии Ярасов Алексей Викторович. Алексей Викторович в своем докладе представил информацию о сектах, наиболее активно осуществляющих свою деятельность в Туле. Были также рассмотрены их основные способы агитации и привлечения на свои занятия.

«По степени активности на первое место можно поставить секту «Свидетели Иеговы», появившуюся в России в начале 20-го века, после разрушения Советского Союза началась фаза активной деятельности, финансируемая Соединенными Штатами Америки. Что касается Тулы, то в нескольких районах существуют их общины, город поделен на квадраты влияния, в которых их адепты активно проводят вербовки».

Затем в докладе были упомянуты секты евангельских христиан, «Святой Троицы» и пятидесятников – разные организации, но действующие совместно. В настоящее время они активно не занимаются уличной агитацией, но преимущественно распространяют свое учение среди знакомых.

Также была затронута тема активности баптистов-инициативников, чей центр расположен по улице Станиславского. Среди общей информации Алексей Викторович заметил, что даже само строительство происходило незаконно, без санкций со стороны соответственных властных органов.
Далее последовал краткий рассказ о секте мормонов и последователей Кришны – организации разные, но имеющие одно американское происхождение.

Уличную активность проявляет секта мормонов. К счастью, действия их адептов, молодых девушек и юношей, особенным успехом не отличается. При достаточно заметной текучести в секте, среди постоянных ее членов числится не более 60 человек. Опасность попадания в эту секту заключается в способе завлечения – ничего не подозревающим людям предлагается возможность бесплатного изучения английского языка.

Организация Международное общество сознания Кришны позиционируют себя как представителей религии индийского происхождения. Они являются наиболее крупной ветвью гаудия-вайшнавизма. Ими практически в центре города открыт, так называемый, «Центр ведической культуры», который является проводником неоиндуистского языческого поклонения, чуждого русскому человеку.

Течение, не воспринимаемое всерьез классическими индийцами, с первого взгляда может показаться проповедником мира, терпения и любви. «Многими критиками приводятся примеры заимствования кришнаитами некоторых христианских понятий.

Так, религиоведы Ю. А. Катунин и Н. В. Тамамян утверждают, что «в XV веке христианство оказало непосредственное влияние на религиозную практику Индии, сформировавшись в реформистское течение Чайтаньи — гаудиа-вайшнавизм, которое и легло в основу идеологии МОСК». Но сложно представить в Священном Писании Нового Завета подобные строки, исходящие из уст Божиих: «Вступают поспешно в твои зевы с торчащими клыками, наводящими ужас, некоторые, повиснув между зубов, виднеются с размозженными черепами», стих 11.27 «Бхагавад Гиты» в переводе академика Б. Л. Смирнова (буквальный перевод).

Этим центром был создан фонд «Пища Жизни», который занимается благотворительной деятельностью. Вступая в общение, сектанты предлагают вкусить свою культовую пищу (прасад), за счет чего и происходит некое приобщение к культу секты. Важно понимать, что вкушение прасада есть языческий акт поклонения кришнаитскому божеству.

Несомненно, большую духовную опасность несут, так называемые, оккультные учения, составляющие течение ньюэйдж. Призывы открыть тайные знания Востока, познать православие, так как о нем не понимают сами православные – все это носит особенно опасный характер. Ведь за предложением укрепить духовное и физическое здоровье посредством модных медитативных и йогических практик скрывается отчуждение и отречение от православной веры.

Подводя итоги, Алексей Викторович уточнил, что в настоящее время на территории Тулы располагается около 60 сект и оккультных групп.

Продолжил выступление диакон Алексий. Он рассказал о том, как ереси и секты появлялись с первых веков возникновения христианства. Ересиархи, избирательно следуя некоторым догматам Церкви, отрицали остальное богатство христианского опыта и свидетельствования. Отрицая Соборные решения Церкви, они продолжали проповедовать отвергнутые Церковью еретические измышления.

Дополняя отца Алексия, настоятель храма протоиерей Игорь Корейша привел в качестве примера одну из глав Апокалипсиса Иоанна Богослова. «В 12 главе Откровения говорится о том, как «явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. 3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим».

А затем говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. 15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» .

Истолковывая эту главу, многие святые отцы понимают образ Жены, с одной стороны, как образ Пресвятой Богородицы, и с другой стороны – как образ Церкви. Дракон, это не кто иной, как сатана, дьявол. А река, пущенная драконом, прозорливцами объясняется, что это как раз и есть река еретических лжеучений».

Главная идея выступления отца Алексия была выделена особенно четко – сопоставление учения Церкви с осужденными ею ересями, а также обзор древних ересей, возрожденных современным сектантством. Кратко были рассмотрены причины разделения Церквей на Восточную и Римо-католическую, и основные богословские расхождения в понимании учения Церкви.

Приводя пример о возрождении древних ересей, отец Алексий отметил, что «во многих современных сектантских учениях явно можно проследить монизм чувственного и сверхчувственного восприятия, к таковым можно отнести секты мормонов, кришнаитов, сайентологов, теософов, мунитов, а также представителей дуализма. Если в монистических доктринах присутствует идея божества, то оно мыслится присущим миру. Они учат, что духовный и материальный миры возникают сами по себе, оформляясь в процессе эволюции материи.

Если же в сектах, производных от христианства, присутствует идея личностного Бога, то он мыслится по образу ветхозаветного Иеговы, например, так считают иеговисты и пятидесятники».

Завершая свое выступление, отец Алексий еще раз сделал акцент на том, что «современные секты никакого нового учения не изобрели, но исповедуют учения, осужденные Церковью на Вселенских Соборах. Таким образом, мы видим, что ереси существовали в истории Церкви с момента ее зарождения, и всю свою историю христиане защищают свое вероучение от ересей, прекрасно понимая, что изменение вероучения, запечатленного в «Символе веры», приведет к изменению духовной жизни человека, и как следствие, приведет его не ко Христу».

Следом выступил иерей Владимир Моргунов. В его докладе основной темой был обозначен вопрос, как не попасть в секту. Способы влияния со стороны сектантов на наших сограждан разнообразны. В качестве примеров он привел такие безобидные на первый взгляд мотивы, как изучение философии и повышение образования.

«Например, секта дианетики (сайентология) призывает посетить свой центр прикладной философии». Казалось бы, почему не пойти позаниматься философией тем людям, которые этим увлекаются. Часто можно встретить в рекламных объявлениях заманчивые объявления изучить английский язык за короткий срок. Эта также один из способов привлечения на свои беседы.

Вся деятельность секты направлена то, чтобы человек перестал думать. Тогда им можно управлять, преследуя цели организации, манипуляция с целью получения денег и бесплатной, а главное, активной рабочей силы беспрерывно трудящейся на организацию».

Конечно, один из основных путей привлечения в свои ряды, это игра на самых тонких потребностях человека – желание самореализации, потребности в дружбе, любви и уважении. И человек с нерешенными психологическими проблемами, неудовлетворенным текущим положением дел, неурядицами в личной жизни является особенно легкой добычей со стороны «чутких», «доброжелательных» и «всепонимающих» сектантов.

Эта лекция вызвала искренний, живой отклик слушателей. Не успел завершить свое выступление отец Владимир, как выступающих засыпали вопросами люди, лично столкнувшиеся с проблемой сектантства: у многих присутствующих, так или иначе, пострадали близкие, родственники или соседи.

Отец Игорь здесь напомнил, что самая главная защита детей и близких – это личный пример христианина. И человек, регулярно участвующий в жизни Церкви и ее таинствах, осознанно исповедующий православную веру, с помощью Божией, сможет помочь своим детям не попасть под влияние сект.

Отвечая на вопросы, Алексей Ярасов посоветовал обращаться за более подробными рекомендациями и помощью в миссионерский отдел епархии.

Активную поддержку при отделе оказывает православный психолог, который постарается грамотно помочь родственникам людей, попавших в секты или же самим пострадавшим от их воздействия. Отдел расположен по адресу: Тула, Оружейный пер., д. 36 ,Свято-Вознесенский приход, церковный дом, 2 этаж.

Некоторые прихожане, заходившие в храм для того, чтобы просто помолиться и поставить свечи, оставались, специально послушать выступление. Один из слушателей, Александр, остался до конца выступления вместе со своей семьей.

– Скажите, оставшись на лекцию, как вы оцениваете услышанный материал? 

– Лекция достаточно содержательная, хорошо освещает историю возникновения ересей и сект,-ответил Александр.

– Саша, а для тебя лекция не показалась сложной?

– Нет, мне не было скучно. Это очень важная тема. Люди завлекают в секты и неизвестно, чем это может закончиться. Поэтому себя нужно оберегать от этого,- сказал Александр, 10 лет.

– Скажи, а тебе приходилось с друзьями разговаривать о Боге и вере?

– Мне очень жаль, но почти не с кем поговорить об этом из сверстников, они не понимают Церкви.

– Я осталась на лекцию после литургии. Было очень интересно. Выступающие очень доступно рассказали, как не попасть в ловушки, расставленные сектантами,- поделилась впечатлением Вероника.

По окончанию лекции все выступавшие отметили серьезность и активность, проявленную слушателями. Алексей Ярасов как сотрудник миссионерского отдела, имеющий опыт подобных выступлений отметил: «Заметно было, что эта тема актуальна, и приход активный. Видно, что люди интересуются своей верой. Я думаю, что выступление удалось, и это принесет свои плоды. Лично из своего опыта я могу сказать, что 3-4 случая обращений за помощью в месяц у нас бывает точно».

Остается отметить, что данная лекция является первой, открывающей особый цикл бесед, посвященных сектам, действующим в нашем городе. Следующую лекцию, тема которой будет «Учение и деятельность секты мормонов», предполагается провести в середине февраля.

Иерей Антоний Фадеев, Корнаухова Татьяна