В Туле и Тульской области много лет с разной степенью активности осуществляют довольно сомнительную деятельность т.н. рафаиловцы – представители псевдоправославной оккультной секты «Истинно-Православная Церковь (Рафаила)» («ИПЦ (Р)»).
Первую попытку обосноваться в Туле и наладить «общинную» жизнь адепты этой секты предприняли много лет назад, а именно в 2004 году.
В официальном печатном издании «ИПЦ (Р)» – газете «Поместный Собор», в номере от 21 ноября 2004 года сообщалось о состоявшемся в Туле «освящении» престола и домового храма во имя «основателя Истинно-Православной Церкви священномученика митрополита Иосифа». «Освящение» совершали рафаиловские «архиепископ» Нижегородский и Самарский Евгений Старостин и «епископ» Тульский и Воронежский Иоанникий Шендрик.
Как выяснилось, «храмовое» помещение «ИПЦ (Р)» в Туле, о котором шла речь в указанной газете, находилось в одном из частных домов на улице Парижской Коммуны в Туле. Настоятелем этого «храма» был назначен некий «иерей» Владимир Краснов. Но, создать приходскую общину сектантам в Туле не удалось, и вскоре их «богослужебная» деятельность сошла на нет.
Много лет в Туле на улице Курковой в одной из квартир многоэтажного жилого дома располагалось «епархиальное управление Тульской и Воронежской епархии ИПЦ (Р)». Теперь данное «управление» переместилось в г.Калугу.
Возникновение секты рафаиловцев приходится на «смутные» 1990-е годы. Основал эту секту бывший полковник советской армии Леонид Прокопьев.
Прокопьев в 1991 году открыл в Москве «Целительский центр «Проис». Этот «центр» располагался в одном из зданий на улице Радио в Москве. Стоит заметить, что теперь в этом здании находится главный «храм» лжецеркви Прокопьева. Центр «Проис» предлагал те же услуги, что и любая «магическая» фирма: освобождение от «сглаза» и «порчи», составление «лунара», составление «резонансного гороскопа», «гороскопа семьи, работы». Здесь обучали «целителей», предлагая пробудить «экстрасенсорные» способности, обещали обучить приемам «набора и управления энергией», помогали прорваться «к вершинам экстрасенсорного мастерства». «Лечение», «обучение», «заряжение святой воды» (с помощью «экстрасенсорных» манипуляций и «наложения креста») шли одновременно с «богослужениями», «соборованиями» и прочими «таинствами». Работники «Происа» при этом дезинформировали посетителей, называя свое учреждение «домовым храмом архангела Рафаила», принадлежащим Московской Патриархии.
И действительно, Прокопьев обращался в Московскую Патриархию, чтобы та официально приняла его «целительский центр» под «духовное окормление». Не получив ответа от Московской Патриархии, он обратился к Лазарю Васильеву – Иоанну Береславскому (лидеру тоталитарной секты «Богородичный Центр») и некоему «епископу» Коломенскому Тихону Филиппову, от которых принял «рукоположение» сначала в «диаконы», затем в «священники», а позже «во епископы». Фиктивно развелся с женой. Стал именовать себя «Рафаилом Целителем». При своем оккультном «центре» создал «Общину Архангела Рафаила». Открыл «подворья» своей секты в Санкт-Петербурге, Красноярске, Астрахани, Новгороде, Саранске и др. городах России и зарубежья. Во главе данных «подворий» поставил им же «рукоположенных» в «священники» и «епископы» своих соработников –«экстрасенсов».
В 1994 году порвав с «Богородичным Центром», Прокопьев вместе со своими «викариями» и Тихоном Филипповым вступил в общение с лидером раскольнической «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» Филаретом Денисенко, откуда в 1997 году был со скандалом изгнан за участие в странном действе – «коронации императора всероссийского Николая III».
Эта «коронация» состоялась 19 декабря 1996 года в Богоявленском соборе подмосковного города Ногинска при участии членов движения «Наш дом – Россия» и украинской радикальной группировки «УНА-УНСО». «Митрополит» Рафаил Прокопьев с тремя «священниками» «Киевского Патриархата» «короновали» и «помазали» на царство «государя Николая III» и супругу его Наталью Евгеньевну Коваленко. В роли Николая III (внука царя Николая II) выступил бывший сержант советской армии Дальский, который одно время выдавал себя за контр-адмирала, затем «распознал» в себе монарха.
После «Киевского Патриархата» Прокопьев был принят в еще одну неканоническую структуру под названием «Российская Истинно-Православная Церковь» (РосИПЦ). Но и оттуда был изгнан, а также лишен «архиерейского» сана (27 ноября 1999 г.). Не признав этого «митрополит» Рафаил формирует новую религиозную организацию – собственную «церковь», первоначально названую «Истинно-Православной Церковью в России».
Со временем Прокопьев сменил фамилию. Теперь он Рафаил Мотовилов.
Возвращаясь к тульскому региону, стоит заметить, что рафаиловцев у нас немного, и какой-либо организованной группы сторонников этой секты до сих пор нет. Но, тем не менее, заезжие активисты этой секты проводят определенную деятельность среди туляков и жителей области.
Вот уже немало лет периодически посещает Тульскую область рафаиловский «священник» Исаакий или Киприян-Пересвет.
Он известен тем, что во время боевых действий в Чечне находился в действующей армии, выдавая себя за православного священника, каковым не являлся и не является поныне. Исаакий просто надел на себя рясу и священнический крест и объявил себя священником. Отвечая на вопросы знающих людей, дескать, кем и где «отец» Исаакий был рукоположен, этот самозванец ссылался на т.н. «Русскую Православную Автономную Церковь» («РПАЦ»), хотя никаких документов, доказывающих его «рукоположение» предоставить не мог. При этом стоит заметить, что «РПАЦ» является типичной псевдоправославной сектой.
Исаакий довольно долго был сам себе хозяин, активно вращался в армейских кругах, принимая щедрые пожертвования. Продолжалось это до 2003 года, когда он все-таки решился на придание хоть какого-то «официального статуса» своей персоне. Исаакий связался с российскими представителями греческой неканонической структуры «Церковь Истинно-Православных Христиан» («ЦИПХ»). Там он был «рукоположен» и принял «постриг» в великую схиму.
Однако, в греческой «ЦИПХ» он пробыл не долго и вновь перешел на «вольные хлеба». И спустя несколько лет присоединился к «Истинно-Православной Церкви» Рафаила Прокопьева-Мотовилова.
В настоящее время этот деятель именует себя «схиигуменом» Исаакием. До определенного времени проводил в поселке Плеханово Тульской области в частной квартире псевдоцелительские сеансы. Но вынужден был их прекратить, после того как квартирой, где «исцелял» Исаакий, заинтересовалась полиция.
Во время визита полицейских в указанную квартиру, когда Исаакий вел в ней прием граждан, он начал уверять представителей правопорядка в том, что никаким целительством не занимается, а пришедшие к нему люди – это его друзья, которые зашли «чаю попить». Причем, никого из зашедших к нему «друзей» он так и не смог назвать по имени. После этого Исаакий перестал появляться в Плеханово. Но, тем не менее, периодически продолжает посещать Тульскую область с целью оказания псевдоцелительских услуг. Сообщалось, что «отец» Исаакий бывал с дружескими визитами у одной из «народных целительниц», проживающей в поселке Ленинский Тульской области. Известно и о том, что Исаакий активно зазывает молодых женщин в женский «монастырь» рафаиловской секты в Подмосковье.
Тесно сотрудничала с рафаиловской сектой некогда очень активная тульская оккультная псевдоправославная группа, возглавляемая некой Татьяной Бордашевой. Эта группа организовывала поездки в Москву в рафаиловский «храм» для прохождения там «оздоровительных» процедур. Например, к такого рода «оздоровительным» процедурам относилось лечение на «Чудо-тренажере». Что за «Чудо-тренажер» предлагали рафаиловцы, к сожалению, выяснить не удалось.
Известно, что в середине 2000-х годов рафаиловцы предпринимали попытки открыть свой «религиозный центр» в Заокском районе Тульской области. Для этого сектанты планировали отреставрировать один из полуразрушенных православных храмов района. Но их попытки не увенчались успехом.
Беда в том, что сектанты-рафаиловцы, совершая обрядовые действия, внешне сходные с православными богослужениями и используя атрибутику Православной Церкви, вводят в заблуждение людей. Многие, не понимая этого, участвуют в рафаиловских сектантских действах, некоторые даже принимают в этой секте «крещение». Так, например, произошло с одной тульской семьей, члены которой приняли по незнанию у рафаиловцев «крещение». Затем обратились в Тульскую епархию с просьбой помочь им разобраться в случившемся.
Важно помнить, что совершаемые сектантами «священнодействия» безблагодатны. Для православных христиан недопустимо участвовать в каких-либо обрядовых действах сектантов и совместных с ними молитвах. Кроме духовного вреда, от них ничего быть не может.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Тульской епархии Алексей Викторович Ярасов