По приглашению миссионерского отдела Тульской епархии Тулу посетил А.А. Корелов – адвокат Адвокатской палаты Московской области, председатель юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религий и сект.
Александр Александрович выступил с лекцией перед студентами теологического факультета ТулГУ, где рассказал о действующих на территории РФ законах, защите прав человека в связи с его вероисповеданием, мировоззрением, а также регламентирующих деятельность религиозных объединений в тех формах, которые определены действующим законодательством. Главным законодательным актом, конечно, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести», существуют и нормативные акты мирового или европейского масштаба.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право на свободное распространение, производство и передачу информации любым законным способом. Это же касается вероисповедания в соответствии со ст. 28, когда каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, иметь любые убеждения и действовать в соответствии с ними.
– Я приведу несколько реальных примеров, когда применялись эти нормы, – сказал в ходе беседы Александр Карелов. – К нам часто обращаются сотрудники миссионерских отделов из разных епархий, рассказывают, что у себя на сайте или в газете они разместили статью об организации, которая является тоталитарной сектой. И говорят: ее представители считают, что мы не имеем право писать в таком ракурсе, критиковать – а как же закон о свободе совести? Но право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую включает в себя еще и право критиковать другие религиозные организации, высказывать свое мнение об их деятельности, в приемлемой, вежливой форме, без оскорблений, разумеется, с точки зрения православия или атеизма, что как раз подразумевается статьей 28.
Чем же может быть ограничено право свободы совести? В соответствии с законом, оно может быть ограничено только лишь федеральными законами: в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. И когда мы говорим об опасности сект, то в первуюочередь подразумеваем эти аспекты. Эксперты говорят, что многие секты потенциально или реально опасны с точки зрения личности, семьи и государства. Почему потенциально опасны? Потому что определенные доктринальные установки тех или иных организаций рано или поздно приводят к негативным последствиям.
К примеру, «Свидетели Иеговы» считают, что переливание крови недопустимо, с точки зрения их толкования Священного Писания, и понятно, что взрослые и дети в случаях тяжелых травм, операций отказываются от этой процедуры. Таким образом, эта секта – своеобразная фабрика смерти, приватно толкующая Священное Писание и фактически превращающаяся в организацию, убивающую как совершеннолетних людей, так и их малолетних детишек, которые не способны распорядиться собственной жизнью и здоровьем.
Напомню, доктринальные установки тех же кришнаитов, о которых многие молодые люди говорят: «Да они же нормальные, веселые ребята – поют, пляшут…» А на самом деле не все так мирно и красиво: в книге «Бхагават Гита как она есть» есть такая фраза, носящая доктринальный характер, о том, что «дети являются побочным продуктом тела человека». На практике это выливается в нежелание родителей заниматься ими, вот они и отдают «побочный продукт» в специальные ашрамы, где к подрастающему поколению приставляются воспитатели. Но дети без родителей, вне зоны контроля органов опеки, детских учреждений становятся жертвами людей с определенными склонностями, и уголовные дела в отношении растления малолетних детей кришнаитов носят систематический характер.
Поэтому секты опасны не только для личности человека, его физического здоровья, но даже и жизни. Недавно бурный резонанс вызвало уголовное дело в отношении мужа лидера секты «Рожана», которая паразитирует на женщинах, находящихся в состоянии беременности. Под видом подготовки к родам их уводят из семей, внушая, что рожать в роддомах опасно, врачи могут погубить младенца, а вот в этой секте все свершится просто замечательно, по законам природы, но без помощи специалистов (понятно, к чему такая самодеятельность может привести). И с будущими матерями проводят зомбирующие мероприятия, воздействуют на психику. Был случай, когда в эту организацию приехали мужья беременных женщин, чтобы забрать своих жен домой, а муж руководительницы открыл по ним стрельбу из огнестрельного оружия. За что был приговорен к лишению свободы. Не так давно была задержана и сама руководительница этой секты, которую сейчас привлекают к уголовной ответственности за создание религиозного объединения, посягающего на права граждан.
Существуют методы психического насилия, которые не менее опасны, хотя и более труднодоказуемы с точки зрения уголовного и гражданского процессов, и все же доказательство такого рода насилия имеет место в судебной практике. Например, в Республике Горный Алтай, в Ростовской области прошли судебные процессы в отношении секты «Свидетели Иеговы». В одном из них эксперты-психиатры доказали буквально следующее: само чтение литературы «Свидетелей Иеговы» меняет поведение человека. То есть там имеется набор своеобразных лингвистических приемов, связанных с изображением, текстом, их сочетанием, которые зомбируют людей и меняют их поведение, чего те даже не осознают.
Не так давно в Амурской области прошел процесс в отношении секты «Новое поколение» – это неопятидесятническая организация. Экспертами было установлено, что их аудиовизуальная продукция содержит в себе признаки манипулирования сознанием и медицинские приемы, связанные с гипнозом, внушением и прочими методами, которые, с точки зрения закона, допустимы только лишь в медицинских целях. Добавлю, что применение гипноза, с точки зрения закона, допустимо только, если сеансы проводятся в медицинских условиях, дипломированными специалистами – врачами психиатрами и психотерапевтами, и только индивидуально в отношении каждого конкретного больного. Но никакие сеансы массового гипноза, внушения, в том числе телевизионные, эстрадные, недопустимы: вспомним, что творилось, когда с экрана вещал Кашпировский. На сегодняшний день последствия этих методов неоптидесятников таковы, что все наши ведущие врачи-психиатры и психотерапевты утверждают, что это движение является одной из главных «поставщиков» пациентов в психиатрические больницы. Что происходит в этих сектах? Если посмотреть ролики в сети Интернет, можно увидеть валяющихся, корчащихся в судорогах людей, издающих нечленораздельные звуки – неопятидесятники называют это «схождением Святого Духа», говорением на других языках. И заявляют, что опубликование этих роликов чуть ли не нарушает тайну исповеди, что, конечно, не так, это лишь следствие применения массового гипноза, что подтверждают врачи-специалисты.
Опять-таки на примере Амурской области расскажу один случай. Некий молодой человек, проходивший подготовку в Соединенных Штатах (а большинство организаторов сект проходили стажировку либо там, либо в других государствах), вернувшись в Благовещенск, создал свое религиозное объединение. А поскольку он большой любитель женщин, то завербовал туда молодых девушек – интеллектуальных, имеющих одно, а то и два образования, которые работали у него… простыми диспетчерами такси, забыв и о карьере, аспирантуре, уйдя из семей. Мама одной из них пришла на занятия секты, чтобы забрать оттуда дочь, но в итоге она потом пошла в филиал банка, сняла все свои сбережения – тридцать тысяч рублей – и перевела их на расчетный счет руководителя секты: тоже попала под действие гипноза. Было заведено уголовное дело, и сейчас оно расследуется следственным управлением при управлении внутренних дел Амурской области.
Теперь поговорим об опасности сект для семьи, ведь примерно 80 процентов обращений к нам пострадавших от сект связаны с тем, что попавший в секту, как правило, покидает свою семью, разрывает связи с близкими родственниками, не поддерживает престарелых родителей или же выгоняет на улицу детей. Люди рассказывают, как попавший в секту близкий человек объявляет их врагами, исчадием сатаны, пытается отнять квартиру, другое имущество, чтобы передать «в общину». Доходит до анекдотических ситуаций, когда после посещения секты «Антоненко» мужчина приходит домой и начинает сбивать кафельную плитку в ванной – потому что на ней те знаки, которые его учитель считает неугодными.
То есть люди фактически замещают семью, дружеские связи, государство связями в секте, она становится основным мерилом ценностей, регламентирует все аспекты жизни, включая личную. Ведь там им подбирают партнеров, супругов, разрешают или не разрешают жениться, указывают, когда и как поститься, какое образование получать, какую работу выбирать, тоесть все стороны жизнедеятельности личности подчиняются воле того или иного нездорового лидера.
И наконец, о государстве. Понятно, что секты как массовые явления причиняют значительный вред государственным интересам: прекращается нормальная жизнедеятельность граждан, которые перестают быть активными участниками общественной жизни, уходят из сфер производства, нормальной экономики, разрушают семьи, нарушается деятельность государства и общества. Поэтому мы даем сектантству оценку, как проявлению подрывной деятельности против нашей страны, поскольку их действия носят явно деструктивный характер. Многие секты напрямую противодействуют государству, поскольку представляют собой своеобразные оппозиционные отряды, которые в случае необходимости могут выйти на улицы и совершать противоправные действия.
На сегодняшний день одним из таких наиболее опасных направлений является развитие сект неоязыческого характера, так называемых родноверов. Это западная информационная политика, связанная с формированием у нас здесь, в России, псевдославянских, псевдоязыческих религиозных объединений. И на сегодняшний день мы видим определенные тенденции, связанные с тем, что во многих сектах под видом религиозного объединения формируются боевые отряды из людей, крайне негативно настроенных по отношению к основной части населения страны – какие политические цели они преследуют, можно только догадываться. Уже возбужден ряд уголовных дел, и весьма обоснованных, в отношении лидеров этих неоязыческих организаций.
Православная культура является господствующей в нашей стране и культурообразующей, государствообразующей, и понятно, что действия неоязыческих сект являются антигосударственными и антинародными по своей сути и опасными с точки зрения их явно экстремисткой деятельности.
К счастью, законы по защите прав личности в нашей стране действуют, и граждане могут рассчитывать на защиту их законных интересов. Были случаи, когда руководитель предприятия – сайентолог – заставлял своих подчиненных приходить на занятия, которые те даже оплачивали из своего кармана, за что и был наказан. Другой высокопоставленный «гуру» на таких занятиях даже требовал, чтобы подчиненные вдыхали некий порошок, который им насыпали на ладонь – за что и был привлечен к уголовной ответственности. Был случай на Дальнем Востоке, когда мэр города посещал секту и ее члены вольготно чувствовали себя на его территории – до поры, до времени. Государство декларирует равенство всех религиозных организаций перед законом, но мы не можем ставить на одну доску с точки зрения фактического равенства православие – традиционную культурообразующую конфессию – и какую-нибудь маргинальную секту непонятной направленности, действия которой так или иначе направлены против нашего народа, государства. Любые деструктивные сообщества преследуют одну цель – разрушение общества, государственности. Поэтому, конечно же, в противостоянии им мы должны использовать все моменты, предусмотренные законодательством. Но в первую очередь мы должны четко понимать, что российская история, российская государственность, российское общество имеет самостоятельный запас тех ценностей, которые дают нам силы на многие годы и столетия вперед. В любой ситуации, экономической или связанной с обороной страны, мы сможем найти выход, только если у нас есть культурные базовые ценности, когда мы обладаем единым ценностным идеологическим и мировоззренческим массивом.
Пресс-служба миссионерского отдела