Во время своего визита в Тулу известный историк и сектовед Александр Дворкин в рамках XII ежегодной региональной книжной выставки-ярмарки «Тула православная» презентовал свою новую книгу, а затем ответил на вопросы слушателей.
– Александр Леонидович, в каких странах распространено неоязычество?
– Началось все в Великобритании, где оно представлено течениями вики, друидизмом, есть германское неоязычество.
А славянское неоязычество зародилось в Соединенных Штатах, потом распространилось в европейских странах – об украинских неоязычниках сегодня много говорится, просматривается даже государственная поддержка неоязычества, разных нацистских групп.
В России подобного содействия, по счастью, нет, но есть достаточно много высокопоставленных людей, которые ему, как минимум, сочувствуют, а то и исповедуют. И в данном случае это вполне «наша» проблема.
Русское ноязычество стало развиваться в 90-е годы – тогда в нашу страну хлынули многие секты, воспользовавшись ситуацией.
– В феврале мы общались с беженцами из Донецкой, Луганской народных республик. И меня поразил вопрос, который задали несколько человек: почему в России нет неоязычников, тогда как в ДНР и ЛНР их очень много? Что вы можете рассказать о ситуации в тех регионах?
– Что тут можно сказать – донецким беженцам повезло, что они еще не сталкивались с российскими нативистами, потому что те повсюду.
К примеру, в Подольске расположен целый неоязыческий городок.
И меня шокирует, что в российских школах во время проведения акций по поддержке наших воинов – участников спецоперации учащимся предлагается изготовить для них… языческие обереги. Фактически, это пропаганда неоязычества и среди солдат, и среди детей – без информированного согласия родителей.
Поэтому не будем обольщаться, что «у них» там все плохо – батальон «Азов», свастика, неоязычество, а у нас тут все благополучно.
Не благополучно! И покуда мы не обратим на эти факты внимания, нормально не будет.
Смотрите сами: в зону военной операции приезжает шаман. Зачем? Все современные шаманы – это шарлатаны, к настоящему шаманизму никакого отношения не имеют. И эти самозванцы в Харькове проходили среди солдат, проводя свои камлания, приговаривая, что теперь все будет отлично, но как раз потом началось украинское наступление…
Хорошо, что донецкие и луганские беженцы не встретились в России с неоязычниками, но надо сообща, всем вместе прикладывать усилия, чтобы эту ситуацию изменить – пока все не зашло слишком далеко.
– Можно ли труд академика Рыбаков считать пособием по неоязычеству? И откуда он черпал информацию?
– В своей книге «Кто придумал неоязычество» я немного пишу о книге Бориса Рыбакова. Когда в России уже появилась «Велесова книга», он за этот фейк буквально уцепился. Тогда же, кстати, появилась книга фэнтези «Русь изначальная» писателя Валентина Иванова, по которой в 1985 году вышел фильм режиссера Геннадия Васильева, где действует вымышленное племя славян, называющих себя россичами.
Возможно, тогда представители власти в нашей стране, боясь возрождения православия, делали ставку на язычество: тогда люди начали интересоваться прошлым, собирать иконы, в 1988-м было широко отмечено тысячелетие крещения Руси. Изначально планируемые как внутрицерковные, торжества тогда получили общественный статус. И это стало поворотным моментом к изменению церковно-государственных отношений, что было не всем по душе.
Но если из определения «русское православное наследие» убрать слово православное, то – получается «русское наследие». Вот академик Рыбаков почувствовал тренд, и занял эту нишу. В его записях присутствуют, к примеру, такие: «На раскопе была обнаружена медная табличка с изображением мужской фигуры с нимбом вокруг головы и надписью «Аз есмь Свет миру».
Нам с вами понятно, что это изображение Иисуса Христа, но Рыбаков, который по всей видимости даже не открывал Библию (или делает вид, что не открывал) утверждает, что свет – атрибут языческого бога Сварога, так, что это изображение языческого божества.
Советский и российский ученый, археолог, антрополог Лев Клейн, написавший самую подробную биографию Рыбакова, так отзывался о нем: «Идол российских неоязычников академик Борис Рыбаков в истории, религиоведении, искусствоведении, картографии, фольклористике был … дилетантом.
Маститым, авторитетным, ярким дилетантом.
А его яростная страсть к утверждению одной определенной исторической картины мешала ему осознавать и преодолевать свой дилетантизм».
Современные же нативисты академика Рыбакова весьма уважают, поскольку многие свои идеи черпают в его трудах.
– Любой процесс, и неоязычество в том числе – составной. Снаружи – распространение с определенными целями, но ведь есть и внутренние причины, так какие человеческие слабости, потребности учитывают пропагандисты неоязычества?
– Это движение весьма распространено среди силовиков – благодаря хорошему пиару, который используют лидеры движения: культ силы, выносливости. По их определению, которое у нас в стране раскручивается с семидесятых годов, язычник – это мощный воин, непобедимый, чистый сердцем, к этому привязываются многие единоборства.
На этом построены и все современные фильмы и книги фэнтези: язычники (в отличие от христиан) обладают не только физической силой, но и возможностями, которые дают им боги.
Ну, и плюс патриотизм: это же – наше, исконное, русское, посконное, домотканое и так далее.
Вот эти два направления весьма привлекательны – даже для взрослых и, казалось бы, здравомыслящих людей. Особенно для тех, кто не особо утруждает свои мозги: потому что критического исследования неоязычество не выдерживает.
– Фактически, каждая секта подменяет собой церковь?
– Да, так и есть: как только возникает очередная секта, она стремиться стать автономной, и насаждает собственное учение.
Недавно я записал интервью в одной популярной телепрограмме про секту бывшего «схиархимандрита Иоанникия» из села Чихачёво Ивановской области. Это – жестокая, тоталитарная община, которая продолжает свою деятельность, хоть ее основатель был извержен из сана.
Он объявил себя старцем, нашлись поклонники его деятельности, приезжали автобусы с паломниками – которых заставляли продавать квартиры и нести деньги в секту, выполнять тяжелую физическую работу, им ограничивали свободу передвижения, их запугивали.
Ефименко проводил сеансы экзорцизма, люди в его общине жили в дикой антисанитарии, спали вповалку на полу, на каких-то картонках.
При этом храм в селе находился в запущенном состоянии: громадные деньги шли не на его ремонт, а в карман лжестарца.
В январе 2021 года церковный суд признал Ефименко виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов.
Страшно попасть под влияние такого мошенника, но ведь нам Господь дал свободу выбора, и быть в секте или быть с Богом – каждый решает сам.
– Александр Леонидович, ваша известная книга «Сектоведение. Тоталитарные секты» вышла в середине 90-х. Будет ли написано продолжение?
– Да, готовлю обновленный и дополненный вариант – надеюсь, скоро отправлю в печать.
– Насколько оглавление новой книги отличается от предыдущего?
– Состав сект, действующих сегодня на территории России, изменился, так, что и оглавление выросло. Я долго думал – а стоит ли оставить главы про секты прошлых лет, к примеру, про мунизм, представители которого в девяностые мелькали на улицах практически каждого города. А сейчас, когда я рассказываю об этом явлении своим студентам, они просто не знают, что это такое. Но это настолько типичная тоталитарная секта, что я решил ее не убирать, возможно, дам какие-то старые сведения мелким шрифтом.
И, конечно, повествуя о ситуации сегодняшних дней, я поместил много новых глав: о движении «свидетели СССР», «живорожденные человеки» или «живые люди-суверены», выступающие за отказ от документов, удостоверяющих личность.
Большая глава посвящена деятельности псевдоправосавных сект, движению
Новый Акрополь, необуддистам – это уже новый раздел.
Так, что тем хватает.
Марина Панфилова, фото Алексея Ярасова