В отделе краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки состоялся лекторий «Тульский край в его прошлом и настоящем», посвященный 215-летию со дня рождения Алексея Степановича Хомякова, выдающегося русского религиозного мыслителя, писателя, историка, общественного деятеля. В мероприятии приняла участие Марина Михалёва, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», преподаватель Тульской духовной семинарии и член Хомяковского общества.
Заведующая отделом краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки Юлия Евгеньевна Богомолова отметила, что просветительские лектории «Тульский край в его прошлом и настоящем» регулярно проводятся в библиотеке в течение многих лет: «Помня о предстоящем юбилее Алексея Хомякова, было решено посвятить отдельную встречу об этом выдающемся человеке, чьё имя и наследие сегодня, к сожалению, малоизвестны. С предложением провести беседу мы обратились к Марине Александровне Михалевой, которая хорошо знакома с биографией Алексея Степановича, знает его труды, а главное умеет понятно и интересно передать их суть, – пояснила она. – Это особенно важно. Лекторий носит просветительский характер и направлен на самый широкий круг слушателей, прежде всего учащихся – школьников и студентов. И сегодня приглашены студенты 1 курса Тульского сельскохозяйственного колледжа им. И.С. Ефанова».
Предваряя основное выступление, Юлия Евгеньевна рассказала слушателям о связях Алексея Хомякова, родившегося в 1804 году в Москве, с Тульской губернией, о единственной сохранившейся под Тулой родовой усадьбе Хомяковых «Богучарово», представляющей интерес в мемориальном и архитектурно-художественном отношении.
Марина Владимировна Шуманская, главный библиограф отдела краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки, представила краткую, но емкую видеопрезентацию, посвященную разносторонней деятельности Хомякова.
«Наверняка, из курса истории вам известно такое понятие как «энциклопедисты», возникшее во Франции в эпоху Просвещения, – уточнила она. – Говоря о российских энциклопедистах, чаще всего вспоминают имя другого выдающегося нашего земляка – Андрея Тимофеевича Болотова, жившего в это время. Но, думаю, вы со мной согласитесь, что в полной степени звания энциклопедиста удостоен и Алексей Степанович, который был философом, одним из идеологов славянофильства, историком, экономистом, полиглотом-лингвистом, художником, увлекался медициной, естественными науками, оставил богатейшее литературное и поэтическое наследие, а также несколько технических изобретений. Человек действительно уникальный не только для своего времени и не только в масштабах своего Отечества.
Однако имя Хомякова в первую очередь связано со славянофильством – философским и общественным движением, которое возникло в первой половине 19 века и противопоставлялось сформировавшимся в то же время движению западников. Как вы понимаете, история не имеет конечной точки, она простирается и в наше время. И мы сегодня видим – и в прессе, и на телевидении, и в интернете – продолжающееся противостояние консерваторов, отстаивающих самобытный путь развития России, и западников, призывающих догонять Европу, взяв за образец западные ценности. И эта тема – одна и ключевых тем нашей встречи».
Марина Александровна Михалёва, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», преподаватель Тульской духовной семинарии и член Хомяковского общества, продолжила разговор об Алексее Хомякове.
Благодаря живому и образному повествованию, слушатели открыли для себя интересные факты о семье Хомяковых, где царила атмосфера любви и уважения к памяти предков, а дети воспитывались в православном духе, о блестящем домашнем образовании, позволившем 14- летнему Алеше Хомякову стать вольнослушателем Московского университета, который он закончит со степенью кандидата математических наук, а в дальнейшем постоянно расширять и совершенствовать свои знания….
Излагая основные вехи жизни Хомякова, Марина Александровна создала портрет человека необычайно одаренного, наделенного поразительным обаянием, который с юных лет и до последнийх дней сохранил молодость души, всего настроя своей жизни, заключавшегося в постоянном движении вперед. Возможно, поэтому Алексею Степановичу удалось проявить себя и добиться много в совершенно разных направлениях. При этом сам он себя называл дилетантом и как истинный христианин собственные таланты и умения не приписывал себе, но всегда отдавал должное своим наставникам и учителям.
В ходе лекции собравшимся была показана литературно-музыкальная видеокомпозиция «Буде со мной неразлучно», посвященная жене Алексея Степановича – Екатерине Михайловне. В основу композиции, созданной руководителем тульского клуба православных писателей «Родник» Владимиром Алешиным, положен рассказ Юрия Самарина, младшего единомышленника и друга Хомякова, из его книги «А.С. Хомяков в воспоминаниях, дневниках, переписке с современниками». Чета Хомяковых прожила в счастливом браке шестнадцать лет, родив девять детей. Однако Екатерина Михайловна достаточно рано умерла. Хомяков сильно переживал это горе, спасение от которого находил в работе. С тяжелой утратой любимой супруги связано сильнейшее духовное потрясение Алексея Степановича. Как впоследствии Хомяков рассказывал своему другу, он в минуту прозрения, словно с высоты окинул взором собственную жизнь и увидел, испытав «сокрушительный стыд», всё неприглядное, что подобно темной завесе, отдаляло его от Господа, заслоняло свет Его любви.
Марина Александровна постаралась максимально понятно донести до молодых людей мысль, что основу жизни Хомякова, его миропонимания составляла православная вера и жизнь в Церкви. Учение о Церкви, её единстве и универсальности, которое он видел в Православии, было близко и дорого Алексею Степановичу как историку. Поскольку весь исторический процесс он рассматривал, как подчинение Промыслу Божию, понять и осознать который может лишь народ, сохранивший изначальную веру в Бога. Не говоря уже о том, что при всем уважительном отношении Хомякова к другим направлениям христианства, эта идея стала главным предметом его богословского учения.
В процессе разговора были затронуты философские, общественные и политические взгляды Хомякова. Особое внимание, как и предполагалось, было уделено роли Алексея Степановича в зарождении и утверждении славянофильства, основанного на религиозности, присущей русскому народу, опирающегося на любовь и почитание родной истории, языка, самобытных традиций и культуры.
Марина Александровна привела избранные места из двух известных статей Алексея Хомякова «Мнение иностранцев о России» и «Мнение русских об иностранцах», которые убедительно показали правоту его суждений и актуальность его сетования на стремление России коленопреклоненно следовать Европе, стыдливо отмахиваясь от всего родного.
«О путях исторического развития России, в том числе о путях политического устройства Российской империи, Хомяков рассуждал и мыслил исключительно через православную веру, – подытожила выступление Марина Александровна.- И в этом заключается самый главный урок Алексея Степановича – жить через веру, иначе все вокруг просто разрушится. И даже если такой страшный момент наступит, то он должен привести всех нас к чувствованию «сокрушительного стыда», и, возможно, нам следует стремиться к этому чувствованию. Потому что потом, после грозы этого стыда, наступит очищение, появится ясность и понимание того, как жить дальше».
В завершение встречи сотрудники отдела краеведения представили вниманию слушателей книжно-иллюстративную выставку, в которую вошли изданные в разные годы труды Хомякова, литература о его жизни и творческом наследии и материалы краеведческих Хомяковских чтений.
Марина Полянская, фото автора