В рамках ХIV областных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в церковном доме Свято-Сергиевского храма Тулы прошло заседание секции отдела по работе с молодежью Тульской епархии «Знать и помнить историю Отечества».
Заседание круглого стола открыл иерей Владислав Скоркин, выступив с докладом «Роль полкового священника в воинской части». В начале своего выступления отец Владислав представил собравшимся фильм-презентацию о том, как протекает совместная работа Церкви и армии в деле служения Богу и Отечеству на примере воинского клуба 51-го гвардейского парашютно-десантного Краснознаменного ордена Суворова полка имени Димитрия Донского. Затем батюшка сообщил: «В 51-м полку совершаем все Таинства, совершаются Богослужения. В нашем полку сложилась традиция: в понедельник, в восемь часов утра, когда бойцы заканчивают построение, мы служим молебен, окропляем солдат и офицеров святой водой. Затем следует приветствие перед командующим, исполнение гимна России, поднятие флага, даются распоряжения на предстоящую неделю. Мы стремимся сохранить эту благочестивую традицию, чтобы военнослужащие, вернувшись на гражданку, не забывали Бога и каждое дело начинали с молитвы. В пятницу вечером, после всех распоряжений, также совершаем молебен, благословляем бойцов. Солдаты и офицеры регулярно участвуют в Таинствах Церкви, молятся за Божественной литургией».
Следующий доклад «Региональная общественная молодежная патриотическая организация «Тульский искатель». Поисковая работа», подготовленный протоиереем Борисом Монькиным, был посвящен поисково-спасательной деятельности на территории Тульской области. Отец Борис подчеркнул: «Мне хочется озвучить свое главное пожелание: Церкви нужен каждый молодой человек, юноша и девушка. Ведь в нашей поисковой работе мы выяснили, что многим павшим солдатам было всего 18-19 лет. Они положили свои молодые жизни во имя Великой Победы. Поисковики работают весной и летом, а зимой работы ведутся в архивах. Весной выезжаем на поля сражений, в поисковой работе нам помогает аэрофотосъемка 1942 года, которая накладывается на современную карту, и становится видно, где примерно находятся запаханные траншеи. Основные боевые потери сосредоточены в Белёвском районе, на границе с Орловской областью. В поисковом отряде задействованы люди разных возрастов: от учащихся среднего звена общеобразовательной школы до людей преклонного возраста. Любая боевая находка вызывает несказанную радость, особенно у детей. Так сохраняется память о Великой Победе».
Третьим докладчиком выступил Артем Романов, помощник настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла села Новокрасивое Ефремовского района, студент 1 курса Тульской духовной семинарии. В докладе «Военно-спортивная игра «Зарница» в новом формате» А. Романов подчеркнул: «В настоящее время воспитание любви к родному Отечеству является главным направлением в сфере сотрудничества Ефремовского благочиния с образовательными организациями. Настоятели храмов г. Ефремова совместно со школами организуют мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание детей: паломнические поездки, проведение ежегодных православных велопробегов. Но одним из значимых мероприятий является проведение военизированной духовно-патриотической игры «Зарница». Участниками игры становятся учащиеся сельских и городских школ не только Ефремовского района, но и команды из других благочиний Тульской епархии. Ребята встречаются, чтобы помериться силами, проявить ловкость и смекалку, чувство локтя и взаимовыручку, показать первые армейские навыки, которые пригодятся им в будущем».
Следующий доклад «Патриотическое воспитание в воскресной школе» был подготовлен Константином Германом, в котором были поставлены следующие вопросы: как объяснить ребенку, кто такой патриот? Что такое патриотическое сознание? Для ответов на эти вопросы необходимо объяснить ребенку, что патриотизм – это не только военная выучка, но и прежде всего любовь ко всему, что тебя окружает: семья, друзья, родной край. Воскресная школа прививает духовные ценности. На уроке важно познакомить детей со святыми: это и святые воины, и святые угодники, которые к военной службе как такового отношения не имели (например, преподобный Сергий Радонежский благословил воинов на битву), поэтому чувство патриотизма не зависит от того, служил ты в армии или нет, оно зависит от любви к Родине. Знакомство детей со святыми можно проводить следующим образом: мальчикам рассказать о святом, в честь которого он назван (например, великомученика Георгия Победоносца, святого праведного воина Феодора Ушакова). Девочкам же поведать о житии тех святых жен, имя которых они носят и которые пострадали или подъяли подвиг во имя Христа (например, великомученица Екатерина, великомученица Ирина). Так детишки знакомятся с духовными ценностями. Патриотизм воспитывается на уровне семьи. Если в обычной общеобразовательной школе после выпуска судьба ребенка, как правило, не прослеживается, то после выпуска из воскресной школы этот ребенок, став взрослым, остается с нами на всю жизнь, потому что он находится в Церкви. Патриотизм воспитывается в кругу семьи, поэтому можно на занятия воскресной школы приглашать пап и дедушек, чтобы они делились опытом военной службы не только со своим сыном и внуком, а рассказывали всем воспитанникам воскресной школы.
Елена Детинина, фото Александра Морозова