В муниципальном общеобразовательном учреждении – гимназия № 4, являющемся федеральной экспериментальной площадкой, прошёл круглый стол, посвящённый преподаванию комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”.

В работе круглого стола приняли участие председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов, сотрудник епархиального отдела религиозного образования и катехизации диакон Алексей Иванов, руководитель центра развития духовно-нравственной культуры ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульскойобласти» Медведева Ольга Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 4-й гимназии Димова Людмила Валерьевна и другие педагоги гимназии.

Открыла работу мероприятия руководитель кафедры начального общего образования 4-й гимназии Коротеева Елена Анатольевна. Она рассказала об организации методической работы и методического обеспечения преподавания курса «ОРКСЭ».

С основным докладом выступил протоиерей Геннадий Антонов. Председатель отдела, рассказав о нормативных актах, призванных помочь педагогам в деле преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», отметил: «Видна интенсивная динамика роста выбора в пользу курса “Основы православной культуры”. Если раньше он составлял в среднем 36 процентов, то сегодня в некоторых районах, например Ефремовском, 71 процент обучающихся сделали свой выбор в пользу “Основ православной культуры”, в Куркинском – примерно 67. У нас остается проблемным наш областной центр, потому что чаще всего выбор делают не законные представители детей, такие факты мы знаем, чаще всего выбор делают за них руководство школы или классный руководитель. Это понятно, потому что так легче работать. Курс новый, а подход старый. Полагают, что повышать квалификацию, работать в этом направлении сложно. Это нужно искать каких-то людей или себя к этому понуждать. Поэтому проще выбирать курс, связанный с мировыми религиями. На первом этапе всё это проходит незамеченным благодаря инертности общества, родителей, но на самом деле нужно понимать, что по преимуществу дети растут в православных семьях, поэтому приоритет за “Основами православной культуры”».

После выступления председателя отдела руководитель центра развития духовно-нравственной культуры «Института повышения квалификации..» Медведева Ольга Александровна представила данные мониторинга, который показывает рост изучающих в общеобразовательных учреждениях Тульской области модуль «Основы православной культуры». Если в прошлом году в среднем 37 процентов выбрало ОПК, то в текущем уже 50.

На реплику педагога начальных классов, что выбирают «Основы мировых религиозных культур» из-за присутствия в классе детей других национальностей, Ольга Александровна отметила: «Практика показала, а мы не первые вводим этот курс, что “Основы православной культуры” – это самый органичный модуль в нашей стране и в центральный полосе России. Про детей других национальностей. Когда оценивались академией повышения квалификации в прошлом году трудности с введением ОРКСЭ, этих трудностей обнаружено не было, и люди других национальностей с удовольствием изучают православную культуру. По Тульской области детей разных национальностей в классе не более четырех на двадцать пять русских. Как сказал отец Андрей Кураев: “Почему из-за четырех детей наши двадцать пять должны лишаться своей народной и исконно русской культуры?”».

Ольга Александровна отметила, что модуль «Основ мировых религиозных культур», подразумевающий изучение пяти религий, воспринять младшему школьнику сложно: «Это даже тяжелее, чем светская этика. Здесь вопрос: “кого мы хотим воспитать?” или мы просто собираемся дать какую-то информацию?»

После основных выступлений состоялась дискуссия по вопросам преподавания и выбора модуля в рамках «Основ мировых религиозных культур и светской этики», в ходе которой сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии диакон Алексей Иванов обратил внимание педагогов на то, что курс «Основы светской этики» не достигает цели, поставленной перед курсом ОРКСЭ – «формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» – так как этот модуль не дает знаний о религиозных и культурных традициях России.

В завершение круглого стола Отец Геннадий обратился к руководству школы со словами: «Хотелось бы поблагодарить вас за тот труд, который вы несете в деле духовно-нравственного просвещения детей, так как, что мы вложим в эти светлые головы и добрые сердца, то мы и пожнём в ближайшее время. Дети – это, наверное, уже не наше будущее, а наше настоящее».


Диакон Алексий Иванов, Иванова Елена