Смысл Великого поста – духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и Воскресению Христа. Как говорят отцы Церкви, пост – это наш путь к Богу. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать приблизиться к небесному.
И накануне этого события пресс-служба миссионерского отдела обратилась к разным людям с вопросом – что для них значат Прощеное воскресение и Великий пост.
– Сам Господь завещал верующим иметь мир между собой. Это одно из основных условий правильной духовной жизни, – сказал руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин. – Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Создатель. Структура Великого поста построена так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл.
И человек, который полноценно посвящает время и силы посту, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой, поднимается к тайне Пасхи Христовой.
Преподобный Ефрем Сирин наставляет нас: «Преломи хлеб свой и дай нищим. Ты даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке, чтобы и ты подавал другим… Возлюбим пост, молитву и благотворительность к бедным и возлюбим взаимно друг друга».
Но чтобы обрести эту любовь к окружающим, надо очищать душу покаянной молитвой, часто исповедоваться в своих грехах, омрачающих душу и отдаляющих нас от Бога, и достойно причащаться Святых и Животворящих Таин Христовых.
Арсений Абушов, экономический обозреватель:
– Великому посту предшествует Масленица – дни, когда в нашем доме бывает много гостей. Сын помогает нам с женой готовить угощения и радовать любимых людей, за столом – душевные разговоры, общие воспоминания.
А потом – Прощеное воскресение, для меня лично это – повод покаяться, попросить прощения у близких и просто у знакомых, самому всех простить – разрядить обстановку, если вдруг возникли проблемы в отношениях.
А после с легким сердцем вступить в Великий пост – время ограничений и духовного очищения.
Елена Рябикова-Гуденчук, журналист:
– Масленицей называют дни, предшествующие Великому посту, потому что они приходятся на Сырную седмицу – дни, когда по церковному уставу молочные продукты еще разрешены, а мясо верующие уже исключают из рациона.
Но Масленица нередко превращается в праздник светский, языческий, когда принято есть до отвала, гулять и веселиться.
Православная же Церковь учит, что все семь дней, предваряющих Великий пост, должны быть посвящены подготовке к нему: покаянию, примирению с ближними, прощению обид. Как говорится – почувствуйте разницу!
Кстати говоря, духовенство в прежние времена не единожды обращалось к светским властям с просьбой запретить празднование Масленицы. В числе причин назывались, в частности, тяжелые последствия кулачных боев, а также то, что за одну неделю беспросветной гульбы люди нередко пропивали все, что можно, не жалея здоровья, а то и жизни.
Но есть и в Масленичной неделе доброе начало, даже само название дней – золовкины посиделки, тещины вечерки уже говорят нам о том, что в это время желательно встретиться с близкими. По нынешним меркам – хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить, особенно тех, кто немощен, одинок.
Андрей Жизлов, шеф-редактор газеты «Тульские известия»:
Для меня Масленица давно уже не ассоциируется с язычеством, а имеет фольклорное, народное значение. И хорошо, что есть творческие коллективы, которые знакомят современников с песнями, обрядами предков: важно, чтобы молодежь знала культурное наследие своей страны.
А Великий пост имеет важное значение для православного человека, это большой духовный труд, к которому надо подготовиться, подступиться – делами и мыслями.
Важная цель Прощеного воскресения – не только прощение обид. Бывает ведь, что никакой глубинной обиды между людьми нет, а отношения какие-то непростые, натянутые. Тут уместно, на мой взгляд, вспомнить, что слова «простить» и «просто» – однокоренные, и это не случайно. Очень важно, чтобы в отношениях между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.
Людмила Иванова, филолог:
– В детстве масленица для меня была весёлым праздником. И в нашей деревне она называлась Проводы русской зимы. Были обязательные катания на санях, песни художественной самодеятельности, самые ловкие мужчины влезали на высокий столб, чтобы получить в подарок – нет, не петуха, как показывают в кино, а поросёнка.
Позже я узнала, что этот же день считается Прощеным воскресеньем. А называется так потому, что в давние времена перед постом боголюбивые люди шли в пустыни, чтобы там в одиночестве молиться.
Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала – хотя бы умом), легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя унизит, оскорбит, уничтожит…»
Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло – это орудие Божьего промысла. И мы с легким сердцем говорим им: «Бог тебя простит, и я прощаю!»
Марина Панфилова, фото иерея Дионисия Ворсобина