Епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» продолжил знакомить туляков с древними традициями народного искусства.
В Неделю 2-ю по Пасхе, в Фомино воскресенье, в народе именуемое Красной горкой, в Николо-Владимирском храме Тулы прошел мастер-класс «Восковая пúсанка».
Традиция украшать и расписывать символ обновления и начала нового – яйцо – уходит своими корнями в глубокую древность. Археологические находки свидетельствуют о том, что этому обычаю уже более пяти тысяч лет.
После того, как согласно преданию, святая Мария Магдалина обратилась к императору Тиверию с восклицанием: «Христос Воскрес!» и преподнесла ему красное яйцо, традиция окрашивать этот древний символ жизни приобрела новый смысл, со временем став неотъемлимым атрибутом самого главного христианского праздника. Красное пасхальное яйцо стало выражать веру во всеобщее воскресение.
От предков до православных христиан дошли передаваемые из поколения в поколение различные способы окрашивания и росписи яиц. В праздничные пасхальные дни, поздравляя друг друга, верующие не только «христосовались», обмениваясь крашеными куриными яйцами, но и дарили специально изготовленные из ткани, глины, фарфора, дерева, камня или драгоценных металлов сувениры в виде пасхального яйца.
В древней русской традиции сложился такой вид народного искусства, как «писанкáрство» – мастерство росписи пасхальных яиц.
Сейчас людям доступно огромное количество различных красителей, наклеек, материалов и инструментов для украшения и декора как пищевых куриных, так и сувенирных пасхальных яиц. При помощи современных средств можно буквально за несколько секунд, совсем не утруждаясь, украсить любой пасхальный сувенир. Но старинное искусное ремесло писанкáрства, которым владели наши предки, не забыто, оно возрождается и набирает популярность.
Именно такой древней технологии с использованием оригинальных материалов и инструментов смогли научиться прихожане Николо-Владимирского храма, пришедшие на занятие, которое организовала и провела Наталия Валуева.
Один из самых стародавних способов украшения яйца – его роспись теплым расплавленным воском. Когда-то такая техника, в основном, была распостранена на Украине и в южных регионах Руси.
Существовало множество вариантов и способов росписи пасхального яйца при помощи воска. Были «крапанки», (от «крапка» – “точка”) когда воск с горящей свечи капал на яйцо, «малеванки» (от «малювати», то есть “расписывать”), – они создавалсь путем росписи рисунка кистью, «писанки», когда рисунки “писались” горячим воском с помощью специальной палочки или «писачка», приспособления, который имеет небольшую воронку, прикрепленную для удержания небольшого количества жидкого воска.
После нанесения орнамента горячим воском на сырое яйцо (если в скорлупе не было трещин, то яйцо хранилось практически вечно, так как внутренне содержимое высыхало), прорисовки узоров, его погружали в краситель, а затем, аккуратно нагревая, мягкой тканью стирали восковой рисунок.
Таким образом, те места, на которые был нанесен или накапан воск, оставались не окрашенными, а белыми. В результате получалось нарядное красное (цветное) яйцо с белым узором.
Такому старинному искусству, требующему старания, усидчивости, внимания, и, конечно, опыта и мастерства, смог научиться и юный прихожанин храма Святослав Соболев, пришедший на мастер-класс вместе со своей бабушкой: «Оказалось, что расписывать воском оказалось очень трудно, не всегда получался такой рисунок, как я задумал. Но все равно было очень интересно и весело! Христос Воскресе!»
Наталия Валуева, фото Николая Валуева