Белый зал Шереметьевского дворца в Санкт-Петербурге и Ярославово Дворище в Великом Новгороде, Путиловский храм в Северной Пальмире и Спасо-Преображеский собор на острове Валаам – далеко не полный перечень концертных площадок и церковных хоров, на которых довелось в течение трёх недель середины этого лета петь Анне Гришаевой, помощнику по образованию настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского. Анна Владимировна стала первой представительницей Тульской епархии, прошедшей учёбу в летней школе Петербургской академии православной музыки.В этом году состоялся шестой сезон летней школы, который проходил с 28 июня по 21 июля 2014 года.
Настоящего профессионала отличает неудовлетворённость собой, желание постоянного совершенствования в деле, которому служишь, стремление к новым, более глубоким знаниям. Эта неуспокоенность на достигнутом – отличительная черта Анны Гришаевой.
Профессиональный музыкант, в воскресной школе Свято-Сергиевского храма Анна Владимировна преподаёт литургику, историю Русской Православной Церкви и Новый Завет, читает и поёт на клиросе. В нынешнем году она закончила двухгодичные катехизаторские курсы при отделе образования. Но самые незабываемые и яркие впечатления Анны Гришаевой – трёхнедельные занятия в летней школе, проводимые Академией православной музыки в Санкт-Петербурге. Об этой школе она узнала от старшего регента Минского Свято-Елисаветинского монастыря монахини Иулиании(Денисовой).
Академия православной музыки – уникальный проект, проходящий при поддержке Министерства культуры и Администрации Президента РФ, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Цель проекта – популяризация русской культуры и православия как одной из её главных духовных составляющих. Участник фестиваля не обязательно должен придерживаться православной конфессии. В течение трёх недель слушатели школы знакомятся с огромным объёмом теоретических и исторических знаний и проходят практический курс по различным певческим традициям у лучших музыкантов мира. У них есть редчайшая возможность изучать древние нотные рукописи, иконопись, древнерусскую литературу, колокольные звоны и т.д., так как по замыслу организаторов пение должно восприниматься в контексте всех церковных искусств.
На днях Анна Владимировна вернулась из северной столицы и рассказала о своих впечатлениях: «Летняя школа в Санкт-Петербургской международной академии православной музыки действует уже шестой год. Десятки регентов и певчих, руководителей церковных, светских и детских хоров, профессионалов и талантов «из народа» России, ближнего и дальнего зарубежья знакомятся с историей православного пения, истоками православной певческой традиции, открывая для себя неизведанный до этого пласт великой духовной культуры России. Как оказалось, вопросы эти волнуют и интересуют не только русских людей. В этом году в Петербурге собрались представители 19 стран мира: Сербии, Греции, Аргентины, Литвы, Польши, Германии, Австрии, Финляндии и других.
Хотя я была знакома с программой курсов, то, что ждало меня в летней школе, поначалу ошеломило. Вот только несколько тем, которые нам были предложены в первые же дни обучения: «Певческие традиции Древней Руси», «Древнерусское певческое искусство: основы знаменной нотации», «Работа со звуком. Психология унисонного ансамблевого пения» и т.д. Для группы, в которой занималась я, кроме этих и других тем, на первом месте было изучение литургии валаамского распева и знаменного распева. Вместе пели по шесть часов в день. Акцент в обучении делается на старинных распевах не случайно: как говорит научный консультант фестиваля Екатерина Смирнова, они настраивают на молитву и размышление, это совершенно особое пение, в котором самое первое и главное – слово.
Кроме мастер-классов, посещали факультативные занятия и концерты. Занятия проходили в здании Шереметьевского дворца и Капелле на набережной Мойки. У нас были великолепные, высочайшего профессионализма педагоги: монахиня Иулиания (Денисова), Анатолий Гринденко, Георгий Сафонов, Андрей Петренко, Дивна Любоевич и другие.
Результатом трёхнедельных занятий стал отчетный трехчасовой концерт в Капелле, участие в Божественной литургии святого Иоанна Златоуста в Спасо-Преображеском соборе Валаамской обители, а также концерт в С.-Петербургском Путиловском храме святителя Николая и мученицы царицы Александры, где мы выступили с древнерусскими песнопениями из чина обновления храма по древнерусским певческим рукописям XVII века, и ещё концерт православной музыки на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде, собравший много зрителей.
Эти три недели вместили в себя и интенсивные занятия, и знакомство с городом на Неве, островом Валаам, Великим Новгородом, Кронштадтом, и общение с близкими тебе по духу людьми, и встречи с выдающимися певческими коллективами: певчими кельи святого Фомы святой горы Афон (Греция), хором святого Стефана Дечанского (Сербия), мужским хором «Оптина Пустынь». Невозможно передать словами впечатление от выступления женского ансамбля монастыря святой Гегард (Армения), который исполнил средневековые армянские церковные песнопения – шараканы. Ничего подобного в жизни мне не приходилось слышать.
Интересным событием стала презентация III Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец». Награждение лауреатов конкурса проходило в канун святых покровителей семьи и брака Петра и Февронии. На сцене Эрмитажного театра были показаны фрагменты новой оперы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» молодых композиторов Ильи Демуцкого (Россия) и Полины Назайкинской (США). Либретто Людмилы Разумовской по литературной повести XVI столетия Ермолая Прегрешного.
Словом, впечатлений много и потребуется какое-то время, чтобы «разложить всё по полочкам». Конечно же, есть огромное желание поделиться полученными знаниями с нашими певчими и детьми, поющими в хоре воскресной школы. Потому что, опять же возвращаясь к нашим педагогам, в старинных напевах нет бурных эмоций, сентиментальности и слащавости, их эмоциональный настрой – возвышенный и духовный. Такое пение можно слушать бесконечно, и слушая – преображаться».
Вера Иванова