В Тульском миссионерском отдела прошла тематическая встреча «Печальные страницы обновленчества в городе Туле», приуроченная к празднованию 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского.

Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин в начале своего доклада пояснил, кто такие обновленцы. В 1922 году пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях – для разгрома патриаршей Церкви, в чем и преуспели.

При подготовке к изъятию церковных ценностей, власти, во избежание новой гражданской войны – теперь уже религиозной – руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму, управляемое большевиками Высшее церковное управление (ВЦУ).

Эта группа православного духовенства, называвшая себя «Живая Церковь», попыталась устранить Предстоятеля Церкви Патриарха Тихона. Его арест, прекращение патриаршего церковного управления при поддержке советской власти привели к быстрому росту обновленчества во всех епархиях: к концу 1922 года обновленцы с помощью большевиков захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов.

Отец Павел рассказал о том, как проходили обновленческие соборы, не признанные Патриархом Тихоном и верным Церкви православным духовенством, и к чему это привело.

В 1935 году ВЦУ само распустилось, и обновленцев накрыла общая волна антицерковных репрессий, начались массовые аресты их епископата и активных мирян.

Окончательным же ударом по движению стала решительная поддержка властями патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. К концу войны от всего обновленчества остался только один приход церкви Пимена Великого в Москве.

– В Тульской епархии, как и по всей России, обновленческое управление было установлено сходным с указанным выше способом, – отметил отец Павел. – В январе 1924 года на территории Тульской губернии оставались 5-6 храмов, не признавших власть обновленческого Высшего церковного управления. Власть в епархии захватила группа «прогрессивного духовенства», подчиненного обновленческому ВЦУ, возглавил новый орган епископ Епифанский Виталий (Введенский).

Докладчик подробно рассказал об исторических событиях, происходивших в то время, о судьбах православного духовенства, в частности – в Белевской автокефалии.

Всех впечатлила судьба владыки Иувеналия (Масловского), который в июле 1917 года после выборов правящего архиерея был назначен епископом Тульским и Белевским, «согласно выраженному на епархиальном съезде желанию духовенства и мирян».

Он был членом Поместного Собора 1917-1918 годов, в 1918-м был ранен красноармейцами при расстреле крестного хода в Туле. С 1920 года владыка Иувеналий – епископ Тульский и Одоевский, член Священного Синода и Высшего Церковного совета.

В 1922 году за совершение молебна перед новоявленной в колокольне Казанского храма Тулы иконой Божьей Матери и противодействие изъятию церковных ценностей был арестован и приговорен к 10 годам строгой изоляции.

А его сподвижники – священник В. Успенский, староста храма Ф.А. Сентерёв и А.А. Кузьминов – к 5 годам лишения свободы, священник Н. Алявдин – к 1 году лишения свободы.

Через год владыка Иувеналий был освобожден, а в 1924-м вновь арестован, приговорен за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность» к 3 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Но дух его не был сломлен: владыка Иувеналий поддерживал духовенство и мирян, оказывал помощь нуждающимся, а после освобождения принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и помогая материально. Затем были еще аресты, Таганская и Бутырская тюрьмы, лагеря. В 1937 году он был расстрелян в Томске, где и похоронен в общей могиле.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов также рассказал о действиях обновленцев, возглавляемых епископом Виталием (Введенским) в Туле, подробно остановившись на сопротивлении, которое те встречали в Тульской епархии от православного духовенства.

– Одним из важнейших противников обновленчества стала община Белевского Спасо-Преображенсткого монастыря во главе с викарием Тульской епархии епископом Белевским Игнатием (Садковским), – рассказал Алесей Викторович. – После того, как епископ Тульский Иувеналий ушел на покой, а владыка Игнатий был отстранен обновленцами от управления епархией, он обосновался в городе Белёве, откуда разослал послание, в котором обновленцы и Тульское епархиальное управление были названы раскольниками, подчинившемуся раскольническому ВЦУ.

В послании епископ Игнатий призвал духовенство и верующих сохранять верность Патриарху Тихону и объявил себя, в соответствии с Указом № 362 Патриарха Тихона, временным каноническим главой Тульской епархии. 6 декабря 1922 года епископ Игнатий был отстранен от управления Белевским викторианством, а затем арестован, община распущена. Епископ Игнатий был осужден и на 3 года заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. Суровый климат севера тяжело сказался на его здоровье: открылся туберкулез, обострились и другие болезни.

Из заключения епископ Игнатий вернулся в Белёв, затем, по благословению священноначалия, совершал служение на других архиерейских кафедрах, последней была кафедра епископа Скопинского, викария Рязанской епархии, где правящим архиереем был епископ Иувеналий (Масловский).

Алексей Ярасов рассказал также об основных тенденциях, имевших место в развитии обновленчества в пределах Тульской епархии.

Даже при наличии 39 храмов, принадлежащих обновленцам в Туле к 1925 году, верующие заполняли и перезаполняли 6 «тихоновских» храмов, а обновленческие стояли полупустыми.

А после обновленческих «соборов» 1923 и 1925 годов, объявивших о лишении сана и монашества Патриарха Тихона, а также санкционировавших ряд одиозных новшеств, в частности – второбрачие духовенства и женатый епископат, в обновленческом движении наметился раскол. И сторонники этих мер постепенно утратили свою власть и влияние.

Второй тенденцией этого этапа существования обновленчества явилось нарастающее стремление выйти из состояния раскола, когда на первый план вышли не реформы богослужения и церковной жизни, а сохранение собственного положения и «воссоединение» с «тихоновской» Церковью.

Обе тенденции наметились после освобождения Патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году, и после его заявления о том, что он не участвовал и впредь не планирует участвовать в политической деятельности и борьбе, почему и не считает себя врагом советской власти.

Это заявление подорвало позиции обновленчества как церковной структуры, на которую опиралась советская власть в своих внутриполитических и особенно внешнеполитических интересах, доказывая Западу отсутствие гонений на религию и Церковь в СССР.

Поддержка обновленцев со стороны властей начала слабеть, и, оценивая ситуацию, сложившуюся к 1930-м годам, можно сделать вывод о вступлении обновленчества в России в период заката. Поскольку подавляющее большинство идей, вдохновивших «реформы», проведенные псевдособорами 1923 и 1925 годов, не встретили поддержки среди верующего народа. Более того, большинство представителей православного духовенства крайне скептически смотрели на деятельность ВЦУ.

После освобождения Патриарха Тихона, обновленчество, лишившееся положения единственной, не преследуемой советской властью религиозной организации, не перенесло второго, решающего удара. Им стала публикация декларации митрополита Сергия в августе 1927 года. Там заместитель Патриаршего местоблюстителя Русской Православной Церкви заявил о ее лояльности советской власти и готовности исполнять законодательство о религии в СССР.

Особенно символичным было случившееся в середине 40-х годов покаяние и принятие в общение в сане архиепископа бывшего формального лидера обновленцев страны Советов – обновленческого «митрополита» Тульского Виталия (Введенского) с поручением ему дальнейшего управления теперь уже канонической Тульской епархией.

Тематическая встреча завершилась обсуждением, во время которого слушатели проводили параллели с сегодняшней ситуацией на Украине, где были устроены гонения на Украинскую Православную Церковь.

Марина Панфилова, фото автора