Представители миссионерского отдела Тульской епархии выступили в Богородицком профессиональном училище №30 с лекцией «Загадка Туринской плащаницы».
Это не первый приезд миссионеров в учебное заведение. Поэтому тульских гостей здесь принимают тепло и радушно, слушатели собираются охотно. Но вот на вопросы секретаря отдела Алексея Ярасова, которые тот задавал, чтобы узнать, насколько ребята знакомы с евангельскими событиями, точно ответить не смогли: то ли застеснялись, то ли не знали.
Одна девочка, правда, сказала, что Христа распяли за то, что он был верующим – в Бога верил. Ей объяснили, что Он и был Богом, пришедшим спасти человечество. С этого и начался разговор о том, что сообщает Евангелие о последних днях Спасителя на земле. Затем были показаны слайды и двадцатиминутный фильм о Туринской плащанице, снятый Первым каналом, где подробно рассказывается об исследованиях этой христианской реликвии, проводившихся в разное время в разных странах.
Это четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его крестных страданий и смерти, которое в настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине.
Об использовании плащаницы при погребении Христа сообщают все четыре евангелиста.
Впервые эта реликвия была зафиксирована во Франции в 1353 году. В 1452-м ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, плащаница стала храниться в специальном ковчеге в соборе.
В 1898 году, когда реликвия была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие повлекло за собой ряд вопросов, главные из которых – о подлинности полотна и личности изображенного на нем человека. И тогда стали делаться попытки исследовать ткань плащаницы, понять, к какому же веку она относится.
Учащимся Богородицкого профессионального училища на лекции рассказали, что в 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделен на три части и исследован в лабораториях университетов США, Великобритании и Швейцарии, после чего ученые стали утверждать, что плащаница была изготовлена в Средние века. Учащимся пояснили, что это – кризисная точка в исследовании христианской святыни, и нужно очень внимательно слушать объяснения, чтобы понять, где же истина.
Как рассказал Алексей Викторович Ярасов, обычно этот блок программы интересен для любой аудитории: ведется захватывающий рассказ о научном поиске, о загадке старинной вещи. И тут внимание присутствующих обращают на статью «К вопросу о датировании Туринской плащаницы», которую написали директор Института криминалистики ФСБ РФ А.В. Фесенко и начальник отдела Ю.И. Тилькунов в соавторстве с директором Российского центра Туринской плащаницы А.В. Беляковым и начальником отдела Министерства юстиции РФ Т.П. Москвиным. Статья была опубликована в «Вестнике РАН».
Авторы утверждают, что радиоуглеродный метод, применяемый ранее, не совершенен, и поскольку плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе двум пожарам, то высокий температурный режим мог изменить содержание углерода в ткани. А последующее вываривание в льняном масле для очистки и обновление могло сдвинуть дату ее создания на 1300 лет, то есть в действительности она была соткана в начале 1 тысячелетия нашей эры. Это подтверждает структура ткани, найденная в ней пыльца.
Профессор университета Падуи Джулио Фанти также провел комплексные исследования Туринской плащаницы, и по его данным ее возрастом – с вероятностью 95% – является 33 год до нашей эры плюс-минус 250 лет: то есть, практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.
Кроме того, на полотне есть следы от монет, которые были положены на глаза завернутого в полотно, и в них можно различить символы, характерные для монет времен Пилата.
Есть и другие следы, к примеру, ожог в виде отпечатков тела, на котором сохранились следы от бичевания. Кстати, их ровно столько, сколько указано в Евангелии – 120 ударов вместо 20 положенных по закону. А отпечаток лица также соответствует описанию побоев, которым подвергали Спасителя. Есть исторический факт: римляне высоко чтили закон и никогда не наказывали человека дважды – его либо полосовали, либо распинали. Но когда Понтий Пилат вывел на крыльцо избитого Христа и представил перед толпой со словами: «Вот человек…», в ответ раздалось страшное: «Распни Его, распни!..». История не знает других случаев двойного наказания. Кровавые следы от гвоздей после распятия на руках и ногах также проступают на полотне плащаницы…
После просмотра фильма к аудитории обратился Алексей Ярасов и сказал, что поскольку современные люди все факты рассматривают с научной точки зрения, и православные на вопрос о доказательстве Воскресения Господня могут привести вполне материальные факты.А протоирей Сергий Гривас, помощник благочинного Богородицкого благочиния по миссионерскому служению, напомнил присутствующим об апостоле Фоме, прозванном неверующим, который убедился в Воскресении Христа лишь увидев и осязав Его. Но для истинной веры материальное доказательство – не главное, истинная вера живет в душе человека.
Пресс-служба миссионерского отдела