Праздник Преображения у многих связан с освящением плодов нового урожая. Но Преображение Господне заключается вовсе не в принесении в храм яблок и винограда, и каждый, кто приходит туда, способен почувствовать в сердце своем ту радость и произнести, подобно Его ученикам: «Господи, добро есть нам зде бытии».
– Преображение Господне неразрывно связано со скорыми грядущими страданиями, смертью и славным Воскресением, об этом свидетельствует кондак праздника, – сказал в беседе руководитель миссионерского отдела – настоятель Вознесенского храма протоиерей Павел Картушин. – «На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы видя тебя, распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедовали, что ты воистину Сияние Отца».
Можно провести аналогию с нашей жизнью: у каждого есть опыт переживания благодати, и когда мы его теряем, становится тяжело. Но память о пережитом прекрасном моменте дает возможность прилагать усилия и многое терпеть, чтобы снова испытать его.
В этом и есть духовный смысл праздника: Господь дает апостолам то, что они будут помнить всегда, и это поможет им вернуться в то состояние, которое мы потеряли.
– Но почему в августе, а не весной стали вспоминать те события?
– Преображение – это явление славы Господней. Если бы мы праздновали его в конце зимы – начале весны, то этот день приходился бы на Великий пост.
А от современного празднования Преображения остается ровно сорок дней до другого двунадесятого праздника – Воздвижения Креста Господня, когда мы вновь вспоминаем страдания нашего Спасителя, которые Он претерпел ради нашего спасения: то есть, повторяем в некотором смысле события Страстной седмицы.
Метаморфоза – а именно так по-гречески будет «преображение» – произошедшая с духовным взором апостолов, позволила им увидеть и узнать Господа в Его подлинной Божественной славе. Это было необходимо, чтобы они узнали истинное призвание Своего Учителя, которому надлежало пострадать для спасения всех людей.
Таким образом, мы видим: все, что делает Христос, Он делает ради нас, ради нашего спасения. Он преображается, чтобы нас преобразить, Он Воскрес из мертвых, чтобы мы искали морального и нравственного воскресения и для самих себя.
– То есть, терпение скорбей не имеет смысла, если оно не ведет к преображению?
– Да, человек должен понимать цель и понимать, почему он все должен безропотно переносить. А если цель – собственное преображение, то нужно взять крест свой и следовать за Христом – к тому самому блаженному состоянию.
И есть великий духовный смысл в том, что Господь преобразился именно на горе Фавор, а не где-то на равнине, как и в том, что Его главная проповедь называется Нагорной: Он тем самым возвысил слушающих до вершин Божественного откровения.
Преображение, как говорят Отцы Церкви, есть духовная иллюстрация того, что Христос есть одновременно и истинный Бог, и истинный человек. И это глубочайшее единение двух природ во Христе явилось апостолам на горе Фавор тесным, неразрывным.
Вот, что говорят нам святые отцы: «Преобразовать следует, прежде всего, свою волю, стать послушным Святому Евангелию, с усердием исполнять Заповеди Божии. Сердце, холодное к добру и пристрастное к греховным удовольствиям, надо преобразовать так, чтобы в нем неугасимо горела искренняя любовь к ближнему, и в, первую очередь, к Богу.
Если мы будем продолжать вникать в себя, смотреть на окружающих, то увидим многое, требующее духовного исправления, преображения.
У каждого из нас найдется своя слабость, своя духовная болезнь, это и нужно изменить – вылечить.
Невоздержанный пусть обучает себя воздержанию, раздражительный – кротости, мстительный – незлобию, гордый – смирению. Беспечный, думающий об одних земных удовольствиях, пусть подумает о цели своей жизни, нерадивый, далекий от Бога и Церкви, пусть вспомнит о Вечности.
И каждый должен искоренить в себе тот поток, который держал его в плену, и посеять эту добродетель, которой он не имел до тех пор».
Преображение – праздник очень глубокий, радостный и духовный, Бог призывает каждого из нас к изменению нашего естества.
– Праздник Преображения Господня в русской народной традиции именуют «Яблочным спасом», несут яблоки, виноград и другие плоды.
– Это название никак не отражает духовного смысла праздника, и является проекцией аграрного календаря на календарь церковный.
Аграрно-религиозные праздники существовали у иудеев и у других народов, но с утверждением христианства они приобрели иное осмысление. Но земледелие и скотоводство были основными занятиями, и люди обращались к Богу с молитвами о помощи в них, и Церковь не стала кардинально ломать традиции.
Благословение плодов нового урожая на праздник Преображения Господня в Православной Церкви совершается всегда в один и тот же день 19 (6) августа. Читается молитва, в которой, прежде всего, благословляется человек, принесший подношение Богу – первые плоды.
– А почему именно яблоки?
– Греческая традиция, пришедшая к нам с Православием, предписывает в этот день приносить в храм гроздья нового урожая винограда – ведь именно из него делается вино, на котором потом совершается Божественная литургия.
В России виноград не рос в прежние времена, зато к этому времени поспевал урожай яблок, орехов и меда. И нашим благочестивым предкам хотелось получать благословение своих трудов, вот на три Господних праздника они приносили все это в храмы, так и появились три «Спаса».
И сегодня, когда мы можем вкушать свежие плоды круглый год, православному христианину стоит прийти в храм, в первую очередь, чтобы разделись духовную радость со всеми, причаститься Святых Христовых Таин, и только потом – подумать о благословении яблок, винограда.
Хочется пожелать, чтобы в дни празднования Преображения Спасителя мы акцентировали свое внимание больше не на плодах земных, а на плодах духовных, и благодарили Спасителя, любящего нас.
Марина Панфилова, фото Александра Морозова