Миссионерский отдел Тульской епархии показал в средней школе поселка Шатск программу для старшеклассников «Загадка Туринской Плащаницы».
Как рассказал секретарь отдела Алексей Ярасов, несмотря на очень холодную погоду, слушателей было достаточно много. На вопрос, слышали ли они о Туринской Плащанице, ребята поначалу ответили утвердительно, но подробно рассказать о ней никто не смог. Тогда Алексей Викторович поинтересовался, есть в зале крещеные, носят ли нательные крестики, почти все прокричали: «Да!» «А кто изображен на них? Чье распятие?» – с таких вопросов начался диалог, и дети рассказывали все, что знают, про события, происшедшие в 33 году нашей эры. А потом разговор перешел в иную плоскость, ведь современный человек привык сомневаться во всем, и если какой-то факт не подтверждается наукой, начинаются внутренние сомнения. И Туринская Плащаница – неопровержимый документ, материальное доказательство, подтверждающее факт жизни, казни и Воскресения Христа. С этого и начался подробный рассказ о Великой святыне, иллюстрируемый слайдами. В первые века, во время гонений на христиан, она сохранялась втайне. Потом ее ревностно берегли византийские императоры, не показывая народу. Но уже в 8 веке св. Иоанн Дамаскин в своем «Третьем защитительном слов против отвергающих святые иконы» показывает, что Плашаница в то время уже была предметом массового поклонения. Затем, как показывают летописи и архивные документы, она была привезена крестоносцами в Европу, долгое время хранилась во Франции. С 15 века Плащаница стала собственностью герцогов Савойских и была перевезена в Италию, а в конце 17 века и поныне хранится в городе Турине – в часовне, в стеклянном ящике.
Плащаница представляет собой тонкое льняное полотно длиною 4 метра 36 сантиметров и шириною 1 метр 10 сантиметров. На ее пожелтевшей от времени поверхности имеются коричневые и красновато-багровые пятна, создающие своим расположением форму человеческого тела спереди и сзади. В 1898 году, 1 мая, с разрешения итальянского короля Гумберта Плащаница была сфотографирована специалистом М. Пиа. И обнаружились совершенно неожиданные свойства этой святыни во время проявления снимка, словно Плащаница была негативом, а на позитиве показались очертания прекрасного лица, несмотря на увечья. Изображение его исключительно реально, подобного совершенства не знает искусство средних веков.
После фотографирования Плащаницы, она стала предметом тщательного изучения ученых всего мира. Было много накладок, ошибок, скептических высказываний, нов конечном итоге было признано, что полотно по его тонкости и выделке принадлежит веку, в котором родился Спаситель, из типа полотен, употребляемых в то время евреями для погребения умерших.
Тщательное и подробное исследование Плащаницы запротоколировано следующим образом:
«Волосы в беспорядке, небольшая борода и усы. Над левой бровью капля крови. Левая щека припухлая, отечная. Очертания рта очень красиво и благородно. Рот изумительно выразительный: очень горький и возвышенный, придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева. Этот человек очень много страдал, и черты лица после смерти не одинаково сохранились… Кроме сказанного – много следов от ударов и увечий по всему лицу и телу…» Длинный список перечисленных исследователями фактов показывает, насколько точны сведения о Христе в Евангелии.
Экспертиза определила по форме грудной клетки, что Тот, Кого заворачивали в Плащаницу, скончался от удушья – именно по этой причине умирали распятые на кресте. Еще было установлено, что нарисовать изображение на полотне не могли, так, как все пропорции идут вразрез с правилами искусства того времени – такого совершенства оно вовсе не знало. Тело на отпечатке слишком реально – по своему отпечатку Плащаница является уникумом. Плащаница является негативом. Больше того: ткань Плащаницы словно обожжена во время нанесения отпечатка, т.е., в момент Воскресения Христа, это тоже определено сверхточными современными приборами. А такой технологии нанесения рисунка не знает современное искусство – нам это не под силу. А разве могли создать искусственно что-то подобное фальсификаторы в прошлых веках?
Плащаница Христова – не только величайшая из святынь всего просвещенного христианского мира, но и особой силы и значения документ, глядя на который можно почувствовать всю меру страданий за нас Самого Сына Божия. Об этом было рассказано школьникам на лекции. А еще Алексей Ярасов показал им на слайдах древнерусские иконы, где изображение Спасителя точно совпадает с отпечатком Его лица на плащанице.
Мы же все – Фомы неверующие, требующие фактов. А они нам явлены свыше. Первое – тьма, накрывшая Иерусалим в момент смерти Сына Божия, запечатлена во многих летописях. Второе – ежегодное чудесное появление благодатного огня в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме на Православную Пасху. И третье – Плащаница. И в этом знамении Господь как бы снова являет Свои слова, сказанные им апостолу Фоме: «Приди, и виждь, и осяжи, и не буди не верен, но верен…»
Эта программа Миссионерского отдела недаром пользуется успехом у слушателей разного возраста, потому что в душе у каждого человека живет надежда и радость, оттого, что Господь видит и слышит нас, и знает все наши чаяния. Интересно наблюдать, как подростки – вечные скептики, прекращают по ходу беседы все свои разговоры и насмешливые комментарии, и, может быть, впервые задумываются о Вечном.
Пресс-служба Миссионерского отдела