В Модельной библиотеке №14 города Тулы при содействии культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии состоялось открытие выставки «Живые, не мертвые» Александра Лялякина, члена Союза художников России, уроженца и жителя Ефремова и давнего друга Тульской духовной семинарии.
С экспозицией первых посетителей познакомила Марина Александровна Михалёва, заведующая Церковно-археологическим кабинетом Тульской духовной семинарии, в фондах которого и хранятся работы художника. Важная и многое говорящая о мастере деталь: все представленные работы были подарены им семинарии, как и другим известным тульским живописцем, Михаилом Левшин, после их совместной выставки, устроенной в стенах духовной школы.
Однако лучше всего об Александре Ивановиче Лялякине говорят его работы, связанные темой Великой Отечественной войны, занимающей немалое место в его творчестве.
Достаточно обратиться к одной только картине под названием «Старые письма», находящейся в центре экспозиции и неизменно привлекающей внимание своим богатым внутренним сюжетом. Перед зрителем – скромная горница обычного деревенского дома, в котором живут верующие люди, о чем свидетельствует «красный» угол. На полке стоят иконы – целые и явно пострадавшие, принявшие на себя в буквальном и переносном смысле удары тех, кто в предвоенные годы рьяно боролся с верой и Богом, – оставшиеся без образов оклады, перед которыми теплится огонек лампады… Под ними на скамье – фронтовые письма-треугольники и небольшой лист бумаги, похожий на официальный бланк: скорее всего похоронка, а, возможно, и извещение о том, что сын или муж жив, но лежит в госпитале. Присутствие человека на картине – мамы, бабушки или отца – выдают не только старенькие, перевязанные веревочкой, очки на скамье, оно невольно ощущается зрителем. При этом мы понимаем, что человек стоит перед образами и творит молитву, а исходящий от икон и теплящейся лампады немеркнущий свет и нетленное золото, обещают такую же нетленную, исполненную света, жизнь всякому верующему сердцу.
На выставке также представлены портреты земляков Александра Ивановича – простых, скромных тружеников – неизвестных героев Великой Отечественной войны.
Такой же глубиной и выразительностью проникнуты графические листы, посвященные родному для Александра Ивановича Ефремову в годы Великой Отечественной войны. Каждое полотно – это и отдельная страница в истории города и его жителей, и дань памяти автора всем, кто отдал свои жизни во имя Победы, верил в неизбежность Победы, кто принял на себя тяготы войны, кто приближал ее, как мог.
Одна из работ графического цикла стала поводом для отдельного подробного рассказа об одном из героев Великой Отечественной войны, уроженце села Большие Калмыки ныне Киреевского района Тульской области полковнику Семену Федоровичу Кутепове. Дело в том, что 388-ый стрелковый полк 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса, которым он командовал, в начале войны располагался под Ефремовыми, а уже в июле 1941 году был переброшен на передовой рубеж обороны – под Могилев, на Буйническое поле, которое по сей день является для белорусского народа святым местом, полем ратной славы. В одном из боев пол под командованием Кутепова подбил 39 танков. В газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк военного корреспондента Константина Симонова «Горячий день». Сам же Семен Федорович за несколько дней знакомства настолько потряс журналиста и писателя, что, он, пройдя через всю войну, сохранил его образ в памяти и отразил черты доблестного офицера позднее в образе комбрига Серпилина в романе «Живые и мёртвые». После сражения на Буйническом поле и по сей день полковник Кутепов, как и множество бойцов из его полка, числятся без вести пропавшими, настолько страшной была эта битва.
Марина Александровна рассказала, что в послевоенные годы память о Семене Федоровиче и его доблестных воинах, благодаря Симонову, была сохранена. На стене школы в Больших Калмыках была установлена мемориальная доска, в Могилеве же одна из улиц названа его именем, а теперь она пересекается с улицей в честь самого Константина Симонова, на Буйническом же поле установлен памятник.
Новое развитие история с увековечением памяти полковника Кутепова в Тульском крае получила после выставки работ Александра Лялякина в Тульской духовной семинарии, состоявшейся в мае 2010 года. Со временем с работами художника познакомился и сын героя, Владимир Семенович Кутепов, и ученики Большекалмыцкой школы, в которой, сожалению, не сохранилось ничего о полковнике Кутепове и писателе Симонове. Но благодаря всеобщим стараниям вскоре в школе вновь появилась памятная доска, состоялась встреча школьников с ветеранами, и даже – постоянная выставка в память о героях Буйнического сражения, которую совершенно бескорыстно обустроили художники Владимир Левшин и Александр Лялякин.
«Глядя на работы Александра Ивановича, мы понимаем, что какими бы суровыми, где-то страшными, при отсутствие явно трагических событий и сюжетов, они ни были, они не безнадежны, они какими-то едва приметными, но важными деталями убеждают нас в том, что после самых страшных событий жизнь все равно возрождается и она будет продолжена, – произнесла в завершение Марина Александровна. – Название нашей выставки отправляет нас к роману Константина Симонова «Живые и мертвые». Но мы все же, ни в коей мере не споря с великим литератором, человеком мудрым и верующим, решили название изменить – «Живые, не мертвые». Поскольку мертвых, по большому счету, не бывает: есть неживая оболочка, которую человек оставляет, душа же человеческая, как и память, бессмертна, и наш Бог есть Бог не мертвых, а живых. Для всех нас фронтовики наши были, есть и остаются живыми, и с приближением очередной годовщины Великой Победы, которая созидалась простыми людьми, мы это ощущаем особенно».
В свою очередь Галина Сергеева, заведующая Модельной библиотекой №14, известной своим особым отношением к теме Великой Отечественной войны и военно-патриотическому воспитанию, поблагодарила центр «Фавор» и Марину Александровну за знакомство с выставкой Александра Лялякина. Вместе с тем Галина Рафаэльевна сообщила, что библиотека совсем недавно заняла первое место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Библиотечное пространство: современность и традиции». В работе, представленной на конкурс, она рассказала о создании и работе музея, посвященного Туле в годы Великой Отечественной войны и тулякам, добывавшим Великую Победу.
К участникам события также обратилась Наталия Геннадьевна Валуева, директор культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии: «В процессе оформления этой выставки я открыла для себя замечательные работы Александра Лялякина, его великолепную графику, примечательные тем, что они пронизаны темой войны, несмотря на то, что в них не отображены сражения, батальные сцены, – отметила она. – Художник, родившейся в уже послевоенные годы, просто впитал воспоминания земляков, родных, память родной земли, которая тоже приняла на себя страшный удар во время войны, пережил их и отобразил свои чувства и мысли максимально полно и искренне».
Наталия Геннадьевна поблагодарила Галину Рафаэльевну Сергееву за сотрудничество и преподнесла библиотеке в дар от центра «Фавор» книгу «Три повести» протоиерея Николая Агафонова, клирика Петро-Павловского храма в Самаре, известного православного писателя, члена Союза писателей России, лауреата Патриаршей литературной премии за 2014 год.
Марина Полянская, фото автора