В рамках празднования 80-летия со дня Великой Победы в Тульском миссионерском отделе состоялась тематическая встреча «Участие православного духовенства в Великой Отечественной войне».

Перед началом лекции заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов, обращаясь к присутствующим, сказал:

– Хочу поблагодарить за помощь в проведении мероприятия Тульское музейное объединение, Тульский военно-исторический музей и его заведующего Евгения Александровича Филина, а также нашего сегодняшнего гостя – научного сотрудника музея Александра Георгиевича Белова.

В своем докладе Александр Белов отметил, что в годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над врагом. В те страшные годы будущие священники, диаконы, монашествующие встали на оборону страны.

– В 2010 году я выступал в Тульской духовной семинарии с докладом «Чудеса Господни на фронте и в тылу», хочу в начале нашей встречи привести два примера из того материала, – начал повествование Александр Георгиевич. – О первом мне рассказал ветеран СМЕРШа, полковник в отставке Лев Иванович Аринчев, который дожил до 90 лет.

Он в беседе поведал про свой второй «день рождения» – 28 августа 1943 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, когда воевал на Курской дуге, находился в окопе. А в соседнем окопе ранило командира взвода, и тот просил помощи. Один боец пополз туда – был убит, второй – тоже. Лев Иванович, оставшись один, снял с себя плащ-накидку, оставил автомат и только перекинулся в тот окоп к командиру, как снарядом разорвало и плащ, и оружие. Судьба! Спас Господь – «ибо нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»…

И второй случай описала наша известная спортсменка-велогонщица Любовь Кузьминична Кочетова, она была председателем правления Тульского добровольного общества «Жители блокадного Ленинграда».

Ее саму маленькой девочкой вывезли из осажденного города в эвакуацию.

Люди плыли на пяти катерах и, как вспоминала Любовь Кузьминична, на том, где она сидела, была женщина в черном облачении – монахиня.

Кругом – взрывы, и та женщина, обратившись к детям, сказала: «Деточки, повторяйте за мной слова молитвы – они доходят до Небес!» И так они плыли, и уцелели – все остальные катера были подбиты и утонули.

Затем Александр Георгиевич рассказал о судьбах представителей тульского духовенства.

Диакон Константин Владимирович Глаголевский, 1902 года рождения, был призван Пролетарским райвоенкоматом в сентябре 1941 года, принял участие в обороне Москвы – за что потом был награжден медалью.

Еще имел медаль «За боевые заслуги» и медаль «За Победу в Великой Отечественной войне».

В конце войны получил Орден Красной звезды – за то, что прокладывал под обстрелом кабель связи по воде во время форсирования Одера.

Умер в 1955 году, похоронен на Всехсвятском кладбище.

Митрофорный протоиерей Емельян Климентьевич Полищук, 1927 года рождения, уроженец Волынской области, которая долгое время была оккупирована.

После освобождения этих мест, был призван на действительную военную службу в апреле 1945-го – еще семнадцатилетним мальчишкой.

А после войны служил в храме Димитрия Солунского.

Протоиерей Григорий Иванович Фролов – легендарная личность.

Был призван в армию в ноябре 1939 года во время Финской кампании, в июне 1941 года оказался на Западной Украине. Когда вместе с сослуживцами узнал о начале войны, попытался выйти за территорию части через КПП, а на них были наставлены пулеметы местных жителей из домов напротив – так они подготовились к нападению фашистов. Мало того: оказалась намерено поломанной вся военная техника, не заводились машины.

Они отступали до самого Киева до середины декабря, потом Григорий Иванович оказался в Тульской области. Тогда в Московской области формировался 50-й запасной полк, и дальше – обратный путь, через Украину, на запад.

В конце 1942 года Фролов попал в плен, был в разных лагерях, в разных странах, 27 марта 1945 года был освобожден, впоследствии реабилитирован.

Потом старший сержант Фролов воевал, после демобилизации вернулся в родные тульские края.

Работал экономистом, потом 20 лет – главным бухгалтером Ефремовского молокозавода. И все эти годы ходил в храм на службу, отмечал церковные праздники.

Когда до пенсии оставалось три года, начальство, осведомленное кем-то из сотрудников, поставило Фролову условие: или остаешься работать, но прекращаешь ходить в храм, или – заявление «по собственному».

Григорий Иванович ушел со своей почетной, высокооплачиваемой должности, три года был сторожем при храме.

Ездил в Троице-Сергиеву лавру к духовному отцу архимандриту Науму, и тот благословил Фролова стать священником. Жена Григория Ивановича, которая была тогда с ним, поразилась: «Как? В таком возрасте?» «Паки, паки послужит!» – был ответ.

Получил образование, служил в Ивано-Вознесенске, затем вернулся в Тульскую епархию, и прослужил почти 30 лет в селе Мишнево Суворовского района в Богоявленском храме, почил в 2013 году – почти одновременно с отцом Емельяном.

У отца Григория три сына-священнослужителя, которые до сих пор служат, один из них – в Болохово Тульской области, двое других – в Сибири.

 

Тульский протоиерей Николай Петрович Турбин одним из первых был удостоен медали «За оборону Москвы» – сражался в рядах Тульского рабочего полка в октябре-декабре 1941-го.

Александр Георгиевич Белов рассказал еще о многих людях с удивительной судьбой, о тех, кто в самые трудные времена оставался верен Господу, долгу, Родине.

В конце встречи слушатели долго благодарили докладчика. Александр Белов подарил миссионерскому отделу свою книгу «Судьба семьи – история страны (в дневниках, письмах и фотографиях)».

Марина Панфилова, фото автора