Как известно, термин «благотворительность» впервые ввёл в русскую речь Н.М. Карамзин. Если говорить сухим языком словарей, то благотворительность – это оказание бескорыстной и безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается.
Если вдуматься в это слово, прочитать его медленно, нараспев, то сразу становятся хорошо слышны две его основы: «благо» и «творить». Способность творить благо, то есть делать добро, действовать по-доброму, совершать добрые дела в пользу других людей.
Впервые над словом «благотворительность», над тем, какими могут быть её проявления, я задумался, посещая музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Это один из самых любимых нашей семьёй уголков Тульского края. Мы часто приезжаем в Ясную Поляну просто погулять или на экскурсии.
На одной из таких экскурсий мне особенно запомнился рассказ о том, как Л.Н. Толстой создавал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Педагогика в целом была одним из наиболее сильных увлечений писателя. Однако я считаю, что за созданием школы, за стремлением обучать крестьянских детей стояло нечто большее, чем простое увлечение. В одном из своих писем Толстой говорит об этом так: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки, как бы вытащить и кого прежде, кого после вытащить. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. И дело у меня идёт хорошо, очень хорошо…».
Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».
Стремление творить благо у Л.Н. Толстого не ограничивалось только созданием школ и педагогической деятельностью. Сам о себе в двадцать четыре года писатель сделал такую запись: «Я стар, пора развития или прошла или проходит; а все меня мучат жажды, не славы – славы я не хочу и презираю её; а принимать большое влияние в счастье и пользе людей». И эта жажда не проходит у Толстого до конца его дней.
В 63 года Лев Толстой, знаменитый писатель, автор «Войны и мира» и «Анны Карениной», достигший вершины мировой славы, автор «Исповеди», все свои силы отдаёт помощи голодающим крестьянам. Он первым поставил перед обществом «страшный вопрос» – есть ли в России голод? Он пишет ряд статей и, встав во главе помощи голодающим, сам обходит крестьянские дома, ведёт перепись нуждающихся в помощи и распределяет её.
Глубоко сочувствуя народу, Толстой с тревогой следил за тем, что происходило в охваченных голодом деревнях, и сам решил заняться организацией помощи голодающим. В октябре 1891 года он поселился в имении своего друга И.И. Раевского Бегичевке Рязанской губернии. Вместе со своими помощниками он устраивал в окрестных деревнях многочисленные столовые для крестьян и их детей, собирал и распределял пожертвования, организовывал медицинскую помощь.
Уже позднее, изучив детально тему благотворительности в рамках школьного курса литературы, я мог с гордостью отметить, что Тульский край имеет богатый опыт в этой сфере, и он уходит корнями в глубокое прошлое.
Демидовы, Баташёвы, Белобородовы, Платоновы – эти фамилии знаменитых тульских купцов-благотворителей известны не только в России, но и во всём мире. Вклад этих династий в развитие Тулы и Тульского края огромен. Наука, медицина, культура, искусство, строительство и многие другие сферы жизни общества получили в то время развитие благодаря их меценатской деятельности. Традиция заниматься благотворительностью передавалась в этих династиях из поколения в поколение. Приведу лишь несколько примеров, позволяющих оценить масштабы этой деятельности.
Прокофий Акинфиевич Демидов – абсолютный лидер среди Демидовых по масштабу пожертвований на благотворительные цели. На его пожертвования был основан московский воспитательный дом, учреждено петербургское коммерческое училище. В русско-турецкую войну 1768-1774 годов он передал 4 млн руб. правительству на военные нужды; 20 тыс. – Московскому университету на выплату стипендий неимущим студентам; 10 тыс. – на здание Московского университета, 100 тыс. – на народные училища. В 1772 году основал Демидовское коммерческое училище в Москве, развёл в Москве ботанический сад, написал трактат «Об уходе за пчёлами».
Представитель другой известной тульской фамилии фабрикантов-самоварщиков Александр Степанович Баташёв в общей сложности занимал более 15 должностей: добросовестный для раздачи пособий бедным жителям Тулы, член общества “Милосердие”, казначей попечительства дома призрения бедных Ведомства Императрицы Марии Фёдоровны, действительный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и др. В 1889 году А. С. Баташёв передал усадьбу с птичником, домами, мастерскими и садами плюс 15 тысяч рублей для устройства приюта для малолетних преступников. В 1892 году передал свой дом на Демидовской улице со всеми надворными постройками для устройства ночлежного дома. В 1894 году пожертвовал 10 тысяч рублей для создания в Туле Дома трудолюбия, где могли зарабатывать себе на жизнь мастеровые бедняки. В двух домах на Дворянской (ныне Гоголевской) улице Александр Степанович разместил училище для слепых девочек и приют для слепых старцев. В 1898 году при двух баташёвских фабриках учреждается больница для бесплатной “амбулаторной и кроватной помощи”. В 1904 году Баташёв просит городскую Думу принять очередной дар – 37 тысяч рублей для создания убежища для неизлечимо больных граждан Тулы.
Читая об этих фактах, невольно задаёшь себе вопрос: «Откуда у людей успешных, обеспеченных возникает такое желание оказывать безвозмездную помощь всем нуждающимся, а не жить спокойной, сытой жизнью?»
По моему мнению, появление благотворительности и благотворителей в России неслучайно: ведь многие из них вышли из крестьянства, были глубоко верующими. Они жили по принципам христианской морали, чистосердечно желая помочь «сирым и убогим».
Я считаю, что заниматься благотворительностью, делать её не одноразовой акцией, а частью и образом своей жизни могут только люди, развитые духовно.
Интересны в этом отношении рассуждения Л.Н. Толстого: «Возможность благотворить людям есть венец и высшая награда доброй жизни…Я убедился, что нельзя быть благотворителем, не ведя вполне добрую жизнь, и тем более нельзя, ведя дурную жизнь, пользуясь условиями этой дурной жизни, для украшения этой своей дурной жизни делать экскурсии в область благотворительности…».
Подводя итог своим размышлениям о благотворительности в целом и о моих земляках, занимавшихся этим благородным делом, мне хочется отметить, что потребность в благотворительности будет существовать во все времена. Каждый из нас может внести свою частичку и сотворить благо.
Сейчас достаточно много благотворительных фондов, которые собирают пожертвования на благие цели. Каждый может выбрать для себя, в чем именно он может помочь, будь то строительство храма или оказание помощи больному ребёнку. Необязательно помощь должна быть финансовой. В настоящее время развивается и набирает силу волонтёрское движение, участники которого оказывают помощь нуждающимся в ней. Волонтёры посещают детские дома, помогают собирать для детей-сирот одежду, игрушки, книги, да и просто могут поиграть с ребятишками. Также они оказывают помощь престарелым, помогают им по хозяйству, ходят за продуктами.
Важно понимать, что ценен любой, даже самый маленький вклад в общее благо, а сложившись вместе, эти маленькие частички сделают наш край более благополучным и процветающим.
Бак Лев Дмитриевич, 11 лет, 5-В класс МБОУ “Центр образования гимназия № 1” г. Тулы