Проблема борьбы с алкоголизмом в России в начале XX века стояла очень остро и обсуждалась на самом высоком уровне. 6-12 августа 1912 года в Москве состоялся Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд вынес резолюцию о том, чтобы все монастыри привлечены были к участию в борьбе с алкоголизмом путем устройства школ наподобие Сергиевской школы, что близ Санкт-Петербурга, и организации монастырских обществ трезвости.
Реакцией Русской Православной Церкви на резолюции Съезда стало определение Святейшего Синода от 16 ноября 1912 года — 9 января 1913 года за № 10469, рекомендовавшее епархиальным начальствам перейти к практическому осуществлению резолюции Съезда о борьбе пьянством.
В уездном городе Белёве Тульской губернии этот вопрос имел свою очень давнюю историю, связанную, на первый взгляд, с обычным явлением городской жизни — воскресным базаром. Базар в городе Белёве издревле существовал лишь по пятницам, до начала 1840-х гг. воскресный день чтился всеми, и во всех церквах Белёва совершалась поздняя литургия. Но в 1840-х годах крестьяне четырех уездов — Белёвского, Одоевского, Лихвинского и Козельского — стали по воскресеньям ездить в город Белёв для сбыта товаров и покупки разных принадлежностей своего домашнего обихода. Мало-помалу горожане стали уклоняться от посещения поздних литургий, отпирать свои лавки до литургии и заниматься торговлей. Чтобы торговцы и горожане не уклонялись от посещения храмов в воскресные дни, во всех церквах стали служиться ранние литургии. Торговля в воскресные дни после этого еще больше усилилась. В 1861 году было отменено крепостное право, стала быстро развиваться торговля, и явился в Белёве воскресный базар во всем его безобразии.
В 1866 году Белёвское духовенство обратилось в Белёвское земское собрание с просьбой о перенесении базара с воскресенья на будни. После долгих совещаний городской и земской комиссией были подготовлены доклады, в которых духовенство было представлено как сующееся не в свое дело, бессмысленное и преследующее свои материальные интересы. Базар был назван в докладе «клубом для народа», благодеянием, источником благоденствия, местом самообразования и самоуправления в решении своих семейных дел. Земское собрание отказало в удовлетворении просьбы духовенства. Но духовенство не пало духом и стало все чаще и чаще напоминать гражданам о почитании воскресного дня. К городскому присоединилось и уездное духовенство во главе с уездными благочинными — В.М. Знаменским и А.И. Бессоновым.
Результатом неустанной проповеди стало то, что в 1874 или 1875 году при Тульском губернаторе С.П. Ушакове крестьяне Белёвского уезда добились принятия Земским собранием постановления о перенесении базаров на будни. Но некоторые гласные городской думы подписали протест в отношении такого постановления. В думе состоялось собрание с целью отстоять воскресные базары. Постановление Земского собрания было опротестовано губернатором. Кабатчики и торговцы снова взяли верх над духовенством и утопили город в пьянстве, а вместе с тем утопили и многие городские капиталы — с увеличением пьянства в народе в базарные дни производительность Белёвского края прогрессивно уменьшалась, торговля в городе всё больше и больше падала. Многие торговцы обанкротились. От прежнего величия города, ведшего обширную торговлю, теперь осталась одна тень, да и та уже стала исчезать. Город обнищал.
Духовенство в полном одиночестве делало всё, что можно было сделать против этого беззакония. В 1890 году преподобный Амвросий Оптинский благословил И.П. Воскову войти в Белёвскую городскую думу с предложением о перенесении базаров с воскресенья на будни. Сильное слово благочинного, прогремевшее сначала в Воскресенской, а потом и в Соборной церкви, затем в количестве 600 экземпляров отдельных оттисков разошедшееся по городу, смутило многих. В городе раздались голоса, чтобы выгнать благочинного из города как возмутителя общества. Результатом переполоха, произведенного в Белёве заявлением И. П. Воскова и словом благочинного, стало постановление городской думы о том, чтобы торговые и питейные заведения в воскресные и праздничные дни открывать не ранее 8 часов утра, а в двунадесятые праздники не ранее 12 часов дня. К сожалению, о базаре в постановлении думы не было сказано ни слова. Базар по-прежнему начинался в воскресные дни вместе с рассветом, а кабаки открывались с заднего хода еще до рассвета.
В 1894 году епископ Тульский и Белевский Ириней (Орда), посещая город Белёв, встретился с печальным явлением городской жизни, которого он ранее никогда и нигде еще не встречал и воочию увидел эту растлевающую народные силы язву. 22 мая 1894 года во время посещения епископом Иринеем Белёва на базаре было около 20 000 человек, несмотря на то, что еще было только 9 часов утра.
При посещении Троицкой церкви епископ Ириней сказал слово о вреде воскресного базара, которое хотя и привело в смущение торговцев и кузнецов, но, вышедши из церкви, они пошли прямо к своим делам на базаре.
В 1894 году против перенесения базаров на будни выставлялось два главных аргумента:
1) чем тогда занять «молодцов», т. е. приказчиков, которые будто бы тогда предадутся пьянству;
2) крестьяне будто бы тогда поедут со своими произведениями туда, где есть воскресный базар.
«Но наивность и нелепость этих аргументов разве малое дитя не поймет, — писал протоиерей Михаил Федорович Бурцев. — «Молодцы» не сидят у нас в лавках в первые два-три дня Пасхи, и однако же не пьянствуют. В Козельске, Одоеве, Мценске и других соседних городах нет воскресных базаров, и, однако же, из-под этих и тем более из-за этих городов никто не едет в наш город с сеном, капустой, огурцами и прочими своими произведениями».
В 1910-х годах в Тульской епархии было открыто несколько обществ трезвости: при Корсунской церкви села Семьяни Веневского уезда, при Параскевинской церкви села Гунькова Чернского уезда, при Успенском соборе города Каширы.
18 января 1910 года настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Петр (Зверев) обратился к епископу Тульскому и Белевскому Парфению с прошением об открытии Братства трезвости при Белевском Спасо-Преображенском монастыре. «Вскоре после прибытия моего в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, — писал он в прошении, — ко мне стали приходить православные люди, прося помочь им в борьбе со страстью пьянства, от которого страдают как сами они, так и их окружающие. Особенно за последнее время увеличилось число лиц, желающих под благодатною сению Святой Православной Церкви оставить свою пагубную страсть и вступить на путь трудолюбивой христианской жизни. Признавая в этом явлении, что назрела насущная нужда среди самого народа отрезвиться, я решил, сколько Господь даст, помочь несчастным страдальцам в осу¬ществлении их благого намерения. Прилагая при сем выработанный мною Устав, имею честь усерднейше и почтительнейше просить Ваше Преосвященство разрешить мне открыть «Братство трезвости во имя святителя и чудотворца Николая при Белевском Спасо-Преображенском мужском монастыре».
Уставом Братства начертывалась обширная программа деятельности по борьбе с недугом пьянства: совершение в воскресные дни вечернего богослужения с чтением акафистов Спасителю, Божией Матери и святым при народном пении; расположение трезвенников к усердному посещению храма Божия, хождению на исповедь и к Святому Причастию, исполнению постов и других церковных установлений; паломничество к местночтимым святыням с пением священных песнопений; проповедь за богослужениями, а также внебогослужебные беседы, как в храме, так и вне храма, — в школах, в частных домах и прочих местах, — о вреде пьянства; устройство вне храма чтений, сопровождаемых показом соответствующих картин с помощью «волшебного фонаря»; распространение брошюр, книг и листков, установка витрин с листами, ярко изображающими и описывающими вред употребления алкоголя; открытие бесплатных амбулаторий, вечерних классов и библиотек-читален, соответствующих целям Братства; открытие собственных домов Братства трезвости, где бы, помимо чтений, библиотек и читален, можно было иметь дешевые чайные и столовые, а также другие благотворительные учреждения, где члены Братства имели бы возможность общаться между собой «для взаимного назидания и укрепления в подвигах трезвости»; ходатайства о закрытии винных лавок и других питейных заведений; посильная и разнообразная материальная помощь бедным трезвенникам.
Члены Братства обязаны были строго соблюдать обет полного воздержания от алкоголя, «во всем быть верными и примерными чадами Святой Церкви Православной» и должны были располагать других лиц к трезвенной жизни, приглашая их вступить в Братство. Всеми средствами, не противоречащими закону, члены Братства обязаны были содействовать процветанию святого дела — борьбе с алкоголизмом.
Членам Братства вменялось в обязанность воздерживаться от сквернословия и «черного» слова.
В Братство трезвости принимались и люди, не пьющие вина, чтобы они служили образцом и примером для слабых и невоздержных членов Братства. В 1911 году число лиц, пожелавших оставить пить охмеляющие напитки, достигло 160.
К этому времени Братство существовало уже почти в течение 3-х лет, но, несмотря на ходатайство о его открытии перед Святейшим Синодом, никаких известий о разрешении на открытие Братства не поступало, не был утвержден и устав Братства. Поэтому архимандрит Петр вновь обратился к Высокопреосвя¬щенному Парфению, архиепископу Тульскому и Белевскому, с просьбой об открытии Братства. 5 сентября 1913 года архиепископ Парфений положил резолюцию: «Бог благословит».
3 октября 1913 года Тульская духовная консистория по слушании прошения настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Петра о разрешении открыть Братство трезвости во имя святителя чудотворца Николая при монастыре и об утверждении устава сего Братства постановила: «Разрешить открыть Братство трезвости во имя святителя чудотворца Николая при Белевском Спасо-Преображенском мужском монастыре и проект Устава Братства утвердить, причем в Устав внести добавления…».
Деятельность Братства трезвости была признана полезной, и 3 октября 1913 года было получено благословение Высокопреосвященного архиепископа Парфения на открытие Братства с резолюцией: «Утверждается».
17 февраля 1914 года Тульской духовной консисторией было удовлетворено ходатайство председателя совета Братства трезвости архимандрита Петра о разрешении выносить из храма при погребении членов Братства не только запрестольные иконы, но и одну пару хоругвей, сделанных членами Братства на свои средства. На хоругвях был вышит из звезд Святой Крест с надписью вверху: «Сим победиши».
Игумен Герасим (Дьячков)