В 1943 году политика Советского правительства по отношению к Церкви стала меняться. В 1940-х годах наблюдается массовое открытие церквей, монастырей, духовных учебных заведений.
Для осуществления связи между Советским правительством и Церковью 8 октября 1943 года по предложению И. В. Сталина был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР под председательством Г.Г. Карпова.
Решением Тульского облисполкома от 7 ноября 1943 года уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области был назначен А.Ф. Гришин. Уполномоченный ведал открытием церквей, регистрацией священнослужителей и приходских общин, регулировал деятельность советских органов власти по отношению к Церкви. Без его ведома решение этих вопросов было невозможно.
На 1 января 1944 года в Тульской области было 5 действующих храмов, которые никогда не закрывались: в г. Веневе — Иоанно-Предтеченский, п. Крапивне — Никольский, п. Истино Тарусского района — Успенский, с. Татарском Заокского района — Архистратига Михаила, г. Туле — Святых Двенадцати Апостолов. Храм Всех Святых в г. Туле был действующим, но принадлежал обновленцам. Из 447 сохранившихся церквей 313 использовались под клубы, склады, зернохранилища, электростанции, мастерские МТС, школы, хлебозаводы, мельницы, воинские части, здания автовокзала.
В 1943–1944 годах к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области поступило 103 заявления об открытии церквей.
31 января 1945 года в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почетных гостей на Соборе присутствовали Патриархи Александрийский — Христофор, Антиохийский — Александр III, Грузинский — Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). На своем первом заседании Собор утвердил Положение об управлении Русской Православной Церкви. Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с государственным законодательством и учитывая реальные условия жизни, сложившиеся в 1940-е годы, разработал новые нормы церковно-приходского устройства. Согласно «Положению», приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В «Положении» предусмотрено существование 4 органов управления общиной: распорядительный орган — двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный — церковный совет, контрольный — ревизионная комиссия и настоятель храма. Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.
В состав церковного совета входили настоятель в качестве председателя совета, и избираемые собранием, староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. Церковный совет заботится о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и другими необходимыми вещами. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и Епархиальное Управление. В «Положении» говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма. По «Положению» Поместного Собора 1945 года, настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно Патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.
Проведение Поместного Собора и принятые им Положения подняло дух верующих. Если в IV квартале 1944 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области получил 9 заявлений об открытии церквей, также и в I квартале 1945 года, то во II квартале 1945 года — 39 заявлений! Сам уполномоченный видел в этом влияние Поместного собора. Верующие были очень рады избранию Святейшего Патриарха и восстановлению порушенной системы управления Русской Православной Церкви. Вот, например, что говорила в беседе с уполномоченным по Тульской области Ветрова, жительница г. Алексина, о значении Собора в деле возрождения приходской жизни: «Зимой мы только краем уха слышали, что заседал Собор, но весной мы подробно услышали о решениях Собора и новом уставе. Все это убедило всех верующих, что Православная Церковь стала на более крепкие позиции, и побудило нас к постановке вопроса об открытии церкви, в чем нам было отказано в 1944 году». А жительница Дубенского района Шувалова сказала: «В этом году я удостоилась счастья видеть кинокартину о Поместном Соборе (шедшую в кинотеатрах г. Тулы). Все, что я видела, наглядно показывает крепость нашей православной веры. Чтобы там не говорили, а поцелуй Патриарха председателем Совета Карповым — очень многое значит. В жизни даром поцелуев не бывает, особенно в наше время. Картина показала нам всю силу нашей веры. Родившись — нас крестили, замуж шли — под венцом, умирать будем и хоронить тоже — с попами, а не как дохлых собак. У меня три сына в армии, двое из них погибли за Родину и, когда они шли на фронт, я благословила их своей материнской рукой… Мы будем настойчивы в открытии церкви».
В 1945 году началось открытие приходов Тульской епархии. 7 января был передан Никольский храм с. Ровки Лазаревского района, 21 апреля — Казанский храм в с. Дубики Ефремовского района, 3 мая — Иоанно-Предтеченский храм в п. Епифани, а 5 мая — храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Белеве.
К лету 1946 года в Тульской епархии было 19 приходов, в которых служило 25 священников, 5 диаконов и 3 псаломщика.
В 1944 году уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви А. Ф. Гришину поступило шесть заявлений об открытии Никольской церкви в селе Осиново, однако решением Тульского облисполкома от 3 октября 1944 года эти ходатайства были отклонены. В 1945 году было подано уже одиннадцать заявлений! И 24 августа 1945 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение об открытии церкви. В ноябре 1945 года из Совета уполномоченному по Тульской области поступило отношение № 5195 от 5 ноября 1945 года с указанием об открытии Никольской церкви в селе Осиново. К 1 января 1945 г. была произведена регистрация приходской общины.
Найти священника для общины тогда было нелегко. Многие из-за почти полного закрытия церквей в Тульской области работали на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве. На трудовую деятельность они были мобилизованы еще в годы Великой Отечественной войны. Большинство священников вернулись из ссылок и лагерей, отсидев в тюрьмах по десять лет, с поломанным здоровьем. Они чаще всего служили у себя на дому и без особого желания регистрировались в Совете по делам Русской Православной Церкви, так как боялись непомерного обложения налогами и опасались попасть снова в тюрьму, встав на учет. Так, в 1940-х годах в селе Никитском были два незарегистрированных священника — Петр и Павел Гусевы, которые совершали требы у себя на дому. «Требы проводятся по большим религиозным праздникам, похороны, крестины», — писал о деятельности этих священников в 1948 году исполняющий обязанности председателя Воловского райсовета Иосифов уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви Н. Князеву.
Благочинный епархии протоиерей М.Д. Понятский хотел назначить в село Осиново настоятелем священника М.И. Удалинкина, который работал в то время грузчиком на Новотульском металлургическом заводе. Когда священник М.И. Удалинкин обратился к директору завода с заявлением об увольнении с завода для перехода на служение в качестве священника, последовала следующая резолюция: «Ввиду недостатка в рабочих удовлетворить просьбу не представляется возможным». Батюшка был мобилизован для работы на завод еще в военное время. А.Ф. Гришин подал в Совет по делам Русской Православной Церкви просьбу разъяснить ему, может ли он, как уполномоченный, повлиять на решение этого вопроса. Заместитель председателя Совета Белышев в ответ направил ему письмо от 8 февраля 1946 года за № 90/с, в котором сообщал, что ходатайства об освобождении с работы служителей культа, призванных в военное время в порядке мобилизации, уполномоченному не следует отклонять или поддерживать, непосредственно ходатайствовать перед советскими организациями об освобождении с работы бывших служителей культа для использования их в действующих церквях может епархиальный епископ и общины верующих. 27 декабря 1945 года была произведена регистрация приходской общины в селе Осиново, однако настоятель все еще не был назначен.
17 января в Совете по делам Русской Православной Церкви был зарегистрирован настоятелем Никольской церкви рекомендованный Тульским епархиальным управлением священник Сергей Николаевич Мерцалов, проживавший в с. Иевлево Богородицкого района. Однако он 18 февраля возвратил справку о регистрации уполномоченному по Тульской области А.Ф. Гришину, объясняя причину возврата следующими словами: «Здоровье мое настолько плохо, что я вынужден отказаться от службы настоятелем церкви с. Осиново Воловского района, после паралича язык разбит настолько, что речь непонятна, и руки сильно дрожат. Возвращая справку, прошу уволить меня, освободить от настоятельского места с. Осиново. 12 февраля 1946 года. Мерцалов». 25 февраля 1946 года члены приходской общины также направили уполномоченному заявление: «Присланный священник нами не принят, очень парализованный, руки дрожат, крестить не может, очень слабо говорит, ни одного слова не разберешь — полный инвалид, поэтому просим прислать других священников».
Прошел месяц. В настоятели Никольской церкви Тульским епархиальным управлением был рекомендован священник Василий Андреевич Карабанов, проживавший в Товарковском районе. Он представил уполномоченному протокол собрания двадцатки и анкеты на избранных членов церковного совета и ревизионной комиссии. 7 марта 1946 года после регистрации членов церковного совета и ревизионной комиссии уполномоченным было послано распоряжение Воловскому райисполкому о передаче здания церкви и церковного имущества. 24 марта 1946 года здание церкви было передано Воловским райисполкомом церковной общине. А 31 марта настоятель сообщал уполномоченному в Тулу: «Заключили договор, приступили к ремонту». 20 апреля 1946 года церковь была открыта и в ней стали совершаться богослужения. В III-м квартале 1946 года в Никольской церкви было совершено 103 крестин и 4 венчания.
В 1946 году уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Тульской области поступило шесть заявлений об открытии Сретенской церкви в селе Любимовка. Было проведено обследование технического состояния церкви, в результате которого церковь признана непригодной для богослужения в виду ее ветхости. Решением уполномоченного от 1 августа 1946 года за № 96-1325 ходатайство было отклонено. Тогда к уполномоченному в Тулу поехал некий Хабаров, вероятно, житель села Любимовки, с просьбой об открытии церкви, он пытался передать уполномоченному какие-то продукты.
Наконец, 31 декабря 1946 года заявление верующих об открытии Сретенской церкви в селе Любимовка было удовлетворено, как писал уполномоченный Д. Шабров в Совет по делам Русской Православной Церкви, «вследствие настойчивых требований заявителей, отдаленности от них действующих церквей, тем более, что церковь села Любимовка решением советских органов не закрывалась». В 1948 году настоятель Сретенской церкви Постников подал уполномоченному Д. Шаброву жалобу, что председатель колхоза не освобождает половину церкви, занятую правлением колхоза временно по договору в 1947 году под зерно. Уполномоченный обратился в Тульский облисполком, откуда последовало распоряжение о немедленном освобождении церкви. Однако еще и в 1950 году церковь не была освобождена от зерна. Церковный совет снова подал жалобу уполномоченному Н. Князеву, который провел личную беседу с председателем Любимовского сельсовета Н. В. Бородиным и председателем Воловского райисполкома П. М. Сановым, которые обещали принять все меры к освобождению церкви из-под зерна. После долгих мытарств церковь, наконец, была освобождена от зерна.
Верующие остальных ликвидированных в 1920–1930-х годах приходов Воловского района тоже подавали просьбы об открытии церквей, но, увы, все они были безуспешными. В 1947 году просьбу об открытии церкви подали жители села Верхоупье, но решением уполномоченного А.Ф. Гришина, согласовавшего этот вопрос с архиепископом Тульским и Белёвским Антонием (Марценко), просьба была отклонена. В 1947 году и в III-м квартале 1948 года жители села Никитского подали заявление об открытии церкви за подписью 1220 человек! Такое немалое, мягко говоря, число подписавшихся вызвало удивление у секретаря Воловского райкома Чивелева, так что он приехал в Тулу к уполномоченному Н. Князеву на прием и поинтересовался вопросом. В беседе уполномоченный выяснил, что ни самому Чивелеву, ни Воловскому райисполкому, ни райкому ничего не было известно о таком массовом сборе подписей, хотя в селе Никитском действовал и сельсовет, и изба-читальня. 4 августа 1948 года уполномоченный, несмотря на такое большое количество голосов, снял заявление с рассмотрения. В 1948 году верующие подали заявление об открытии Знаменской церкви в селе Волово, но и оно было отклонено. Верующие села Турдей в 1958 году подали прошение Святейшему Патриарху Алексию об открытии церкви, прошение было направлено архиепископу Тульскому и Белёвскому Антонию (Кротевичу), который наложил резолюцию, что в открытии храма нужды нет, так как верующие исправно обслуживаются причтом села Дубики Ефремовского района и села Осиново, где тогда служил священник К. Чернышев.
Многие храмы Воловского района были разрушены и обезображены во второй половине XX века. В январе 1956 года уполномоченный Н. Князев направил председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову список церквей, подлежащих или ремонту, как памятников архитектуры, или разборке, переоборудованию, как полуразрушенных и полуаварийных, и предложил Покровскую церковь в селе Остропяты продать колхозу «Заря коммунизма» для разборки и использования кирпича на строительство хозяйственных и культурных помещений. В эти же годы были взорваны колокольни Введенской церкви села Верхоупье и Троицкой церкви села Никитское, кирпич был использован для хозяйственных нужд. В Троицкой церкви села Никитского был размещен гараж и мастерские колхоза; причем южная стена церкви была выломана и вместо нее устроены ворота, в алтаре роспись ободрана и закопчена. Деревянный храм в честь святых Никиты и Иоанна Новогородских в селе Новгородское был разобран, бревна употреблены на строительство жилых домов.
Несмотря на то, что храмы были порушены и оказывалось тоталитарное давление на Церковь, вера сохранялась в сердцах людей. Большую активность по поднятию веры в народе священники Никольской церкви села Осиново и Сретенской села Любимовки проявляли в 1947–1948 годах. Они проводили на полях молебны о ниспослании дождя, на Пасху, Рождество, Крещение и престольные праздники ходили по домам с иконами, хоругвями, с пением церковных песнопений. Вместе со священниками ходили по 50–70 верующих. И это при том, что тогда было строго запрещена любая деятельность религиозного характера вне храма!
В 1950 году по Осиновскому сельсовету было зарегистрировано семь браков, из которых две пары венчались в церкви. Жители села Осиновый куст всегда хоронили усопших со священником, а в дальних деревнях обычно хоронили без священника, но затем приходили в церковь и заказывали заочное отпевание. В 1950 году в Осиновском сельсовете было зарегистрировано 18 новорожденных, их них большинство были крещены.
В 1950 году секретарь Воловского райисполкома Серафима Яковлевна Афанасова и заведующий райсобесом Владимир Степанович Новиков в беседе с уполномоченным Н. Князевым отметили, что, наблюдая за религиозностью граждан деревень Рогачи, Ольгинка, Алексеевка и других, они пришли к выводу: новорожденных, как правило, крестят и на детях имеются крестики. Имелись случаи, когда крестили своих детей коммунисты. Например, председатель Новгородского сельсовета Шутов, коммунист, окрестил у себя на дому в 1949 году своего ребенка. Бюро Воловского райкома партии объявило за это Шутову строгий выговор со снятием с работы, но Шутов продолжал работать председателем сельсовета. Заведующая отделом культпросветработы Валентина Алексеевна Золотарева сообщила уполномоченному, что бывший секретарь первичной парторганизации колхоза им. Молотова Василий Ртищев в октябре 1949 года окрестил своего сына, за что бюро Воловского райкома объявило ему строгий выговор и сняло с должности.
В беседе с председателем Воловского райисполкома П.М. Сановым и секретарями райкома Чивилевым и Малявиным и другими работниками Н. Князев выяснил, что деятельность духовенства с 1950 года состоит в служении в церкви и совершении треб на дому у верующих, действий против советской власти и политических выпадов, провокаций, ложных заявлений духовенство не проявляет, а советские и общественные организации во внутрицерковные дела не вмешиваются.
В то время в церкви села Осиново служил один священник Леонид Сергеевич Арферьев, 60 лет, больной старик. Секретарь первичной парторганизации, заведующий Осиновской избой-читальней Н.С. Подшибякин, секретарь сельсовета Н.А. Егорова и финансовый агент Н.Ф. Никонов сообщили уполномоченному, что деятельность священника ограничивается богослужением в церкви и редкими выездами в села и деревни для совершения треб. Редкость выездов с требами в села и деревни они объясняли тем, что председатели и бригадиры колхозов отказывали колхозникам в выдаче лошадей для подвоза священника, а ходить пешком священник отказывался из-за болезни и старости.
Посещаемость Никольской церкви села Осиново была большой. На Святую Пасху, Рождество и Крещение церковь была переполнена людьми, жителями Никитского, Волово, Становушки, Карасей, Александровки и других сел и деревень, и даже из Сафоновского района. В праздники и воскресные дни в церкви обычно было человек 20–30, преимущественно женщины, а молодежь и дети ходили в церковь чаще на Рождество, Пасху, Крещение.
В Сафоновском районе, граничившим с Воловским, священникам из других приходов запрещалось совершать требы на дому у верующих под предлогом наличия заразных больных. Сначала нужно было получить справку у медицинского фельдшера. Фельдшер выдавал такие справки, указывая в них, что такая-то гражданка здорова и так далее. После этого священник мог совершать требу. Эти факты были вскрыты, и Тульским облисполкомом Сафоновскому райисполкому были даны соответствующие разъяснения, что так поступать не следует.
Председатель Турдейского сельсовета незаконно запрещал священнику совершать требы на дому по приглашению верующих. Уполномоченный Н. Князев разъяснил председателю Воловского райисполкома П.М. Санову о неправильности действий председателя Турдейского сельсовета — в дальнейшем таких фактов беззакония не повторялось.
В конце 1940-х — в 1960-х годах в Тульской области развернулась кампания по ликвидации святых источников. Источники засыпали, запрещали хождения к ним, рядом с ними устраивали увеселительные мероприятия для отвлечения народа и т. д. Но верующие продолжали посещать святые источники. Например, 23 июня 1950 года верующие из Товарковского района и из села Борятино устроили в селе Новгородское крестный ход с иконой и пением церковных песнопений к святому колодцу, в котором в незапамятные времена явилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Эти моления у святого колодца устраивались верующими ежегодно.
А вот какие подсчеты сделал Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Тульской области: в 1961 году в области было крещено 12567 детей, в первой половине 1962-го — 4599, если учесть, что в крещении, кроме двух родителей, принимают участие крестные, то получится, что за полтора года в области приняло участие в таинстве Святого Крещения 68664 человека; венчалось за полтора года в области 572 человека, если учесть свидетелей, то получится, что в таинстве Венчания участвовало не менее 3432 человека. По сведениям уполномоченного, в селе Дубики Ефремовского района парторганизация состояла из 34-х членов и кандидатов в члены КПСС, при этом у 23-х коммунистов были дома иконы, а у комсомольцев иконы дома были почти у всех.
Вплоть до конца 1980-х годов в Воловском районе было всего две действующих церкви — Никольская в селе Осиново и Сретенская в селе Любимовка. За последние двадцать лет в районе были открыты еще три церкви — Знаменская в селе Волово, Введенская в селе Верхоупье и Троицкая в селе Никитском.
Хотелось бы обратиться к читателям с просьбой прислать воспоминания о священниках, о том, как разрушали или открывали церковь, о судьбе закрытых церквей, о монахинях, которые проживали в селе Волово и других селах и деревнях района, о первой службе в Вашем селе, о том, какие гонения пришлось испытать Вам или другим людям в советское время (в школе, на работе и т. д.) — о всем, всем, всем — что касается церковной жизни. Присланные Вами материалы войдут в книгу о церковной жизни Воловского края в XX–XXI вв. Ваши воспоминания присылайте по адресу: 141300 Московская область, Сергиев Посад, Лавра, Академия, игумену Герасиму (Дьячкову).
Игумен Герасим (Дьячков), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия