Укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой берет начало в 7 веке нашей эры.
Вот что говорил в свое время по поводу этого праздника епископ Буэнос-Айренский и Южно-Американский Александр (Милеант): Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома…
Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.
Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.
Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.
Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.
Хэллоуин (англ. Halloween, All Hallows’ Eve или All Saints’ Eve) традиционно отмечается в англоязычных странах, хотя официальным выходным или государственным праздником не является. С конца ХХ века в ходе процесса американизации и глобализации мода на атрибутику Хэллоуина появилась также в большинстве неанглоязычных стран Запада, в странах СНГ и Восточной Европы. Хэллоуин также неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании, также с недавних пор и в России.
РПЦ МП крайне негативно относится к празднованию Хэллоуина вообще и в России – в частности. По мнению РПЦ, популярность Хэллоуина обусловлена “духовным одичанием”. Духовенство традиционных конфессий и учёные в России выступают против Хэллоуина, можно сказать, единым фронтом.
Хэллоуин был запрещён Православной Церковью ещё во времена Российской империи. Долгое время праздник был под запретом, так как он имеет языческое происхождение. После распада СССР он стал постепенно приобретать известность в России.
По мнению протоиерея Владимира Вигилянского, руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, любое участие православных христиан в праздновании Хэллоуина “совершенно недопустимо”. “Это чисто коммерческий проект, никакого духовного содержания тот проект не несет ни для тех, кто его внедрил в наше общество, ни для тех, кто подключился к этому коммерческому проекту. Ничего духовного я в этом не вижу, просто глупость людская и невежество”, — отметил он в интервью “Правде.Ру”.
Вместо того, чтобы отмечать заимствованные праздники – типа Хэллоуина – россиянам было бы полезнее помнить о своих национальных обычаях. Такое мнение высказал агентству “Интерфакс” руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Михаил Прокопенко.
“Празднование Хэллоуина ставит вопрос о том, что культурные заимствования должны вестись с осторожностью, и говорит о сохраняющейся культурной всеядности и неразборчивости нашего народа. Я считаю эту тенденцию весьма печальной”, – заявил православный священник.
Он выразил сожаление по поводу того, что россияне по-прежнему “легко отказываются от своих корней и начинают соблюдать в своей жизни традиции и обычаи, которые возникли в совершенно ином культурном, религиозном контексте”.
“Нужно сознавать, что Хэллоуин – это просто маскарад, развлечение, имеющее очень часто коммерческий привкус, когда соответствующие магазины выполняют план продаж за полгода. Тем не менее, молодой человек, надевающий личину демона или упыря, нередко и в жизни начинает считать возможным проявлять свойственные этим персонажам качества”, – отметил отец Михаил (Прокопенко).
По его мнению, “облечение зла в опереточную форму” учит легкомысленному отношению к борьбе со злом в собственной жизни.
Он также выразил недоумение в связи с тем, что празднование Хэллоуина нередко начинают прививать педагоги в школах и дошкольных учреждениях детям, которые могут быть еще плохо осведомлены о культуре и традициях своего народа.
“Многие необоснованно пугаются появления в школе “Основ православной культуры”, православных традиций и при этом с поразительной легкостью привносят в те же школы и детские сады праздники вроде Хэллоуина, Дня влюбленных и им подобные”, – добавил представитель Русской Православной Церкви.
маски Хэллоуин опасен для детей.
Как передает “Интерфакс”, представитель Московского патриархата – секретарь отдела внешних церковных связей по взаимодействию Церкви и общества, священник русского православного Успенского собора в Лондоне – протоиерей Михаил Дудко заявил, что празднование Хэллоуина опасно для ребенка. Оно поскольку приучает к игре с образами зла и заставляет представлять зло как норму.
По словам отца Михаила (Дудко), ребенок, наряжаясь в костюм упыря, колдуна, черта или ведьмы, “преодолевает естественную брезгливость”. А взрослые, по мнению РПЦ, зачастую заинтересованы только в коммерческой стороне празднования.
Не одобряют привнесение одиозного, чужеродного «праздника» на пространство с населением, исповедающим христианство, и ученые. Профессор Г. Филонов несколько лет назад после проведенного им исследования сделал заключение: мероприятия Хеллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб. С ним согласны и другие специалисты. Согласно заключению доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В. Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В. Абраменковой, наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков».
«Римско-католическая церковь раскритиковала накануне традиции Хэллоуина, в том числе костюмы, в которые многие наряжаются в день этого праздника. В преддверии праздника ватиканская газета «Osservatore romano» опубликовала статью «Опасные послания Хэллоуина». Ее автор назвал Хэллоуин оккультным и антихристианским, сообщает «Интерфакс – религия» . Святой Престол рекомендовал родителям воздержаться от того, чтобы одевать детей в костюмы привидений и вампиров, поскольку эти традиции Хэллоуина являются языческими и несут «ужас, страх и смерть».
Хэллоуин – чуждый России праздник, убеждены в Московском патриархате и в Совете муфтиев России. По словам главы синодального отдела Московского Патриархата по связям с общественностью протоиерея Всеволода Чаплина, «ритуалы, связанные с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать – вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь».
«Религиоведческий анализ ранее проводимых мероприятий, связанных с традициями празднования “Хэллоуина”, определенно квалифицирует их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа. Важной духовно-мировоззренческой особенностью мероприятий „Хэллоуин“ является их подчеркнутая антихристианская направленность. Это выражается в самом названии – “Хэллоуин”, в котором используется христианское понятие „святости“, и календарной дате мероприятий (в ночь с 31 октября на 1 ноября) – накануне празднуемого Римско-Католической Церквью Дня всех святых. С данным обстоятельством связано неправильное восприятие некоторыми людьми мероприятий “Хэллоуина” как некоей „оригинальной“ формы празднования католического Дня святых. Это обман, который в религиозной культуре сатанизма особо сакрализован, освящен, опять же, в противовес христианской культуре». (Для примера: сравните образ Джо-фонарика и символическое значение тыквы в традициях христианских народов. Как же мы дошли до жизни такой?
Когда-то давно, в 601 году, Папа Римский Григорий I, как сообщают многочисленные Интернет-источники, «издал эдикт, в котором рекомендовал миссионерам не искоренять ритуалы возжигания аборигенами ритуальных костров, но поддерживать, если местные жители согласятся посвящать их Христу…Для окончательного же искоренения языческого фестиваля Самхэйн в 835 году Папа Григорий IV перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых (All Saint’s Day, или Hallowmas, или All Hallows), день, когда чествовали святых и мучеников, у которых не было своего праздника в течение года». 2 ноября стали отмечать День поминовения усопших. Самэйн стал Хэллоуином, языческий обычай был превращён из мистического действа в народное развлечение.
Характерно, что праздник, связывавшийся с началом сельскохозяйственного сезона, был перенесён на её конец. То, что народная традиция последовала за церковными изменениями календаря, показывает, что для людей древний праздник перестал нести религиозную нагрузку: они больше не нуждались в обращении к магическим силам за покровительством в обеспечивающей их жизнь активной трудовой поре, за действом Хэллоуина осталась функция весёлой разрядки после тяжёлого трудового сезона, выхода эмоций и очищения перед благочестивым праздником и днём светлой памяти о близких и предках. Подобные трансформации испытали культуры всех народов, вошедших в орбиту мировых религий, но сохранивших традиционный уклад. Не поощряемые, но прощаемые духовенством увеселения народа с озорными плясками, песнями и ряжеными существовали повсеместно вплоть до конца XIX – начала ХХ века, когда среди «цивилизованной» части человечества традиционный уклад начал приходить в упадок.
Современный же Хэллоуин – это «праздник» урбанизированного секуляризованного общества, с хаотизированным, забитым информационной шелухой сознанием и неустойчивой психикой.
Неспроста он принял свой нынешний характер в США 1920-х годов. Общее место многочисленных сообщений о первых светских Хэллоуин-действах в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе покрывает весьма интересный вопрос: а с чего вдруг?
Пир во время чумы
Не вдаваясь в глубокие изыскания об истоках и формах культурного своеобразия Соединённых Штатов, отметим: полиэтничная, разноверующая масса съехавшихся со всего света жителей двух грандиозных городов-котлов нуждалась в психологической разрядке. Они помнили традиционные для своих культур действа такого типа, но на новой общей родине дать им всем единую форму, место и время могли только силы, стоящие над обществом. У единой нации должны быть единые праздники, и «Хэллоуин», который в том или ином виде был знаком всем, оторвали от католических Дней всех святых и Поминовения усопших, сделав общенациональным. С тех пор Хэллоуин «празднуют» новые горожане, в отличие от ирландских и всех прочих крестьян редко идущие на следующий день в церковь ставить свечи святым, а ещё через день – на кладбище проведывать могилы и молиться за упокой близких.
Изначально новый Хэллоуин был гораздо ближе «пиру во время чумы». Он явился в условиях малоизвестного ныне широким массам кризиса 1920–1922 годов, когда послевоенный мир менял часть хозяев. Если в радикально изменённой и опутанной долгами и разрухой Европе причины кризиса были очевиднее, то в США, немало разбогатевших вроде бы на Первой мировой, всплеск банковского кризиса и последовавшей инфляции и безработицы в крупных городах простому населению был не слишком понятен. И поныне за туманными словами о «рецессии и дефляции» скрывается, видимо, тот факт, что благодаря полученным прибылям крупные игроки выходили на новый этап и несколько тасовали рынок. А тогда народу лучше было пропадать в гулянках, пускай и нередко буйных, чем сплачиваться вокруг светских или религиозных проповедников и устраивать социальные бунты.
На службу новому Хэллоуину были поставлены СМИ и светский бомонд, сделавшие его модным, и, несмотря на Великую депрессию и Вторую мировую войну, к 1950–1960-м годам, когда культура прежней традиционной Америки была отодвинута на периферию, нация США пришла с новым общенародным праздником, масштабы и доходы от которого растут в геометрической прогрессии по отношению к упадку традиционной морали.
Споткнётся ли Хэллоуин о Россию?
Что касается Европы, то в неё Хэллоуин по-настоящему шагнул лишь на исходе ХХ столетия, когда почва была уже унавожена голливудизацией молодёжи, либерализацией нравов, захватом национальных рынков транснациональными корпорациями, гей-парадами и т.д. Здесь, конечно, его встретило более серьёзное сопротивление традиционных конфессий, но на фоне превращаемых в Западной Европе в дискотеки церквей и проведения госвластями гомосексуальных фестивалей и маршей трудно ожидать, что перерождённый Хэллоуин будет остановлен. Наиболее серьёзное противодействие, как на общественном, так и на официальном уровне он встретил опять-таки в России. В отличие от большинства западных школ, ограничивающихся дресс-кодом для «наиболее страшных костюмов», в российских школах Хэллоуин рекомендуют не отмечать совсем. В отличие от первых лиц США, участие российского чиновника любого уровня в подобных мероприятиях может плачевно отразиться на его карьере. Поддержку властей получают носящие традиционную форму и смысловую нагрузку народные Масленица или Сабантуй.
Беларусь – неотъемлемая часть Святой Руси
О причинах и последствиях популярности Хэллоуина в Беларуси корреспонденты «БелГазеты» еще в 2007 году беседовали со священником минского Свято-Духова кафедрального собора Александром Шимбалевым. Вот фрагменты этой беседы.
– Этот безобидный карнавал вы считаете опасным?
– Всякое общение с нечистой силой и всякое ей подражание вредно для христианина. Согласно учению церкви, черт является падшим ангелом. Всякий падший ангел хочет уничтожить хотя бы одну душу и потому никогда не сделает человеку ничего хорошего. Его действия не будут просто игрой или проказами. Человек не должен в это играть: кажущаяся игра может закончиться катастрофой…
– Что это за катастрофа?
– Известны случаи, когда христианин, нарядившись в черта в фильме, губил всю свою карьеру. Нечистая сила не оставляет человека без внимания. Когда человек ей подыгрывает и хочет веселиться с чертями в одной компании, это может привести к контакту с реальной нечистой силой.
– Костюмы сказочных персонажей – Бабы Яги, Кощея Бессмертного – более безобидны?
– Разницы нет. Это тоже нечистая сила.
– Как Хэллоуин влияет на маленьких детей?
– У детей не формируется чувство реальной опасности перед нечистой силой. Ребенок считает, что все это игры, сказка: сегодня он чертик, завтра – Баба Яга, послезавтра – еще какая-нибудь нечисть. Моральные ценности размываются, и человек не понимает, что нечистая сила – это абсолютное зло.
– Костюмы скелетов называют «издевательством над традицией почитания мощей»…
– В христианстве нет мертвых, все люди живы, тело может умереть, но душа продолжает жить. Мы предаем тело земле, но верим, что настанет воскресение. Поэтому мы не должны ни издеваться над ним, ни предавать останки поруганию. Может ли человек со здоровой психикой наряжаться в скелет и плясать? Это является опасным симптомом…
– Разве это не обыкновенное желание развлечься, следуя моде?
– Какое отношение эти страшные костюмы имеют к модной одежде? Вы могли бы одеться в нечто страшное, ужасное, мерзкое и превратиться в ведьму или старуху? Мне, например, было бы неприятно нарядиться в черта. Мода – это когда человек одевается в современном стиле. Но нарядиться в страшный костюм и кривляться – это не мода, а помутнение рассудка.
– Костюмы скелетов называют «издевательством над традицией почитания мощей»…
– В христианстве нет мертвых, все люди живы, тело может умереть, но душа продолжает жить. Мы предаем тело земле, но верим, что настанет воскресение. Поэтому мы не должны ни издеваться над ним, ни предавать останки поруганию. Может ли человек со здоровой психикой наряжаться в скелет и плясать? Это является опасным симптомом…
– Не близок ли Хэллоуин по духу нашим Дзядам?
– Ни в коем случае! Кельтский праздник не имел в виду общение с духами умерших предков. Речь шла о том, что какие-то темные или нейтральные силы, гоблины и природные духи, выходили на контакт с людьми.
Языческие традиции действительно подразумевали, что нужно принести еду и положить ее на могилу родственников, но этот обряд свойствен всем язычникам разных народов и не связан с кельтским Хэллоуином, где едой задабривалась нечистая сила. Грубо говоря, духам давали еду, чтобы они отстали.
– А обряды Масленицы и Коляд?
– Это разные вещи. В колядных обрядах есть персонажи и священные истории, связанные с волхвами. На праздник св. Николая в западном мире один человек переодевался в костюм епископа, другой – в костюм ангела, они ходили по городу и дарили людям подарки. В СССР святые и ангелы были запрещены, поэтому по домам ходили Дед Мороз со Снегурочкой, скопировав цвета красной епископской одежды латинского обряда. Современные массовики-затейники пишут новогодние сценарии, в которые совершенно искусственно вписывают нечистую силу, чего не было в древности. Поминание нечисти было табуировано. Существовало поверье: помяни лукавого – он и явится.
Справка «БелГазеты». Александр Шимбалёв родился в 1967г. в Гомеле. Окончил Одесский госуниверситет по специальности «астрономия». С 1996г. преподает в БГПУ астрономию; с 1998г. служит священником в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Женат, имеет двоих детей.