Научиться Духом Святым
Преподобный Силуан Афонский является одним из наиболее близких нам по времени святых. Знаменитая книга его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова), повествующая о жизни и учении старца Силуана и приводящая его бесценные Писания, стала излюбленным чтением многих. Перед читателем данной книги раскрывается образ подвижника-исихаста (исихазм от греч. — «покой, безмолвие» – умное делание, система аскетической и монашеской практики, имеющая целью Богопознание и обожение), достигшего вершин святости – созерцания Нетварного Света. Почитая святого, христианин призван подражать его вере, применяя его духовный опыт и учение в своей жизни.1
Процесс воспитания и образования человека, как и сама человеческая жизнь, имеет свою цель, причем эти цели неизбежно взаимосвязаны. Согласно учению целого ряда святых отцов, в том числе и старца Силуана Афонского, целью человеческой жизни является обожение по благодати.2Следует отметить, что столь высокую тему прп. Силуан описывает с глубоким смирением, просто и безыскусно. Так, старец на протяжении всех Писаний не употребляет собственно слова «обожение» (которое является одной из центральных тем его произведений), заменяя его такими синонимами, как «покой в Боге» и «сияние славы».
Старец пишет, что пребывая в Божественной благодати, подвижник становится причастен Божественной вечности, и в этом получает свидетельство своего спасения.3Кратко учение прп. Силуана об обожении выражено в толковании на любимое этим святым изречение Господа в Евангелии: «…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф. 11, 29). Взирая на Спасителя, человек преображается в Его подобие, и обретает покой – обожение.4Состояние обожения прп. Силуан описывает как сияние славы Христовой в людях: «Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти, и будет вечно жить с Господом на небесах и видеть славу Его. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа. И никто не мог бы познать этой тайны, если бы не открыл ее Дух Святой. Господь радостный и сияющий, и люди будут сиять подобно Ему, как Сам Господь сказал, что праведники воссияют, как солнце; и Апостол Иоанн Богослов говорит, что будем подобны Ему».5И еще: «Слава, которую дает Господь Святым, столь велика, что если бы люди увидели святого, как он есть, то от благоговения и страха упали бы на землю, потому что плотской человек не может вынести славы небесного явления. Не удивляйтесь этому. Господь так возлюбил создание Свое, что дал человеку обильно Духа Святого, и в Духе Святом человек стал подобен Богу».6
Согласно старцу Силуану Спаситель является не только подателем спасительных средств исцеления человеческой природы, но и Учителем, не просто научающим истинам веры, но и являющим педагогически важный пример духовно-нравственного совершенства человека, меры его обожения. Христианская жизнь мыслиться прп. Силуаном как процесс обучения и образования человека, целью которого является обожение по подобию Христа. Усвоение образа Христова спасаемому человеку совершается Духом Святым. В связи с этим большое место в Писаниях прп. Силуана отводится педагогике Святого Духа: Святой Дух (Господь Духом Святым), являя душе Христа, дает внутреннее опытное познание Спасителя, Его любви, смирения, всех тех качеств, которые необходимы человеку для обновления в нем образа Божия; вместе с тем Святой Дух и учит этим качествам.7
Педагог по образу Христа
Целью православного воспитания, актуальной для любого возраста, является содействие обожению человека.8В чем состоит глубинный смысл этого соработничества можно понять из указания прп. Силуана о том, что смыслом христианского послушания является искание воли Божией. Более точную формулировку жизни по воле Божией в понимании прп. Силуана дает его ученик архимандрит Софроний (Сахаров): жизнь по воле Божией есть Богообщение, а воля Божия заключается в приложении евангельских заповедей к конкретным обстоятельствам жизни христианина.9Через подчинение Божией воле «человек включается в вечную божественную жизнь».10Поэтому учителю необходимы не только специальные педагогические знания, любовь к детям, осознание своей ответственности перед Богом, но, прежде всего, опыт евангельской жизни, жизни по воле Божией. Он должен являть собой, насколько это возможно, образ Христа, быть в этом смысле первым педагогическим примером жизни по заповедям Христовым. При недостатке такого опыта учитель должен быть крайне осторожен, использовать святоотеческие советы, выявляя их евангельскую составляющую, спрашивать совета у духовника.11
Воспитать волю к добру
В учении прп. Силуана указывается не только на необходимость послушания, но и на необходимость опыта свободного стремления к добру, который подвижник обретает в период, когда его оставляет благодать. Поэтому в соответствии с возрастом, необходимо предоставлять ребенку некую территорию, где он мог бы упражнять свою волю в стремлении к добру, начиная с несложных поручений, или исполнения неких ежедневных обязанностей в семейном быту, а также через поддержку инициатив ребенка в осуществлении добрых дел. Как показывает жизненная практика, дети, подростки, юноши, жившие в условиях жесткого диктата, попадая в обычную среду, не могут противостоять злу, так как не получили развития их собственная воля и чувство ответственности.
С подросткового возраста наступает уже иной период, когда педагог или родитель должен будет отступать, встречая возражения ребенка. Так делал и старец Силуан: «встречая сопротивление, …немедленно умолкал».12Это не означает, что он отвергал человека: он предоставлял ему возможность поступить по своей воле, не оставляя молитвы за него.
Учиться познавать Творца
Одним из видов воспитательной работы в контексте педагогики является обучение, тесно связанное с процессом познания.13Прп. Силуан выделяет три вида знания: чувственное познание, заключающееся, в том числе, и в телесном зрении, умственное познание и опытное познание Духом Святым.14Без последнего невозможно истинное познание Бога, а осуществляется оно только в Православной Церкви. Поэтому наши познания о вере ценны лишь в той мере, в какой они возводят человека к опыту Богообщения. Но реальность, познанная человеком, должна быть и усвоена им: научение Святым Духом, точнее, Господом посредством Святого Духа, ведет к преображению по образу Христа в Его подобие. Научение в данном случае состоит не только в опытном переживании данных состояний, но и даже в опыте оставления души благодатью, опыте необходимости свободного стремления к добру.15Таким образом, христианин обретает знание Христа Духом Святым, овладевает умением жить по образу Христа, по воле Божией, и путем свободного стремления к добру, упражнения в нем даже в момент оставления благодатью, обретает навык жизни по заповедям Божиим, в уподоблении Христу достигая обожения.16Целью обучения в педагогике является содействие детям в познании, приводящем к Богообщению, усвоению опыта Церкви. Пределом чисто умственного познания является вера в то, что Бог существует. Подтверждением этому является пример многих ученых и философов.17Однако это не означает, что ум остается ненужным в процессе познания Бога. Познание осуществляется благодатью, а ум участвует в нем: Духом душа и ум узнают Господа, подобно тому, как это было со Святым Симеоном Богоприимцем или св. Иоанном Крестителем,18ум познает и присутствие Нетварного Света в душе подвижника и степень действия благодати.19Очень важным моментом в учении прп. Силуана является следующий: догматическое учение Церкви познается в духовном опыте, а, следовательно, может быть постигнуто этим способом и ребенком в меру его возраста и духовного роста. Так, например, истина грехопадения прародителей приходит по мере осознания личного греха, а истина Воскресения Христова – в воскресении души, в первой победе над грехом.20
Таким образом, умственные знания, получаемые в процессе обучения, например в школе, должны возводить ребенка к Богу как Творцу этого мира. Такой метод доступен для православных гимназий, воскресных школ и в преподавании духовно-нравственных предметов. Можно соотнести, например, материал, изучаемый детьми по истории, с соответствующим периодом в библейской или церковной истории и отметить действие промысла Божия в этих событиях. При соотнесении с естественнонаучными дисциплинами потребуются знания в области апологетики: эволюция и дни творения, антропный принцип в физике и т.п. Православным родителям, дети которых учатся в обычной школе, придется выделять дополнительное время на приготовление уроков, выявляя пробелы в школьном образовании. Например, при изучении азбуки может замалчивается роль святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в создании славянской письменности. Тогда как это фундаментальный факт, повлиявший на всю историю нашего Отечества.
Нет образования вне Церкви
Развитие христианина не оканчивается каким-то определенным возрастом, ни даже смертью. В настоящем состоянии полноту благодати не может понести наше тело: оно может умереть от преизбытка благодати.21Как ни парадоксально, но и телесное развитие не является чем-то обособленным от развития духовного, но напрямую зависит от него:22только по всеобщем воскресении христианин обретет и новое состояние своей телесной природы, способное в полноте понести славу обожения. Поэтому одной из главных характеристик развития является его иерархичность, подчиненность всех компонентов (физического, психического, социального, и т.п.) духовному, при этом не обособленному от других составляющих. Согласуясь с указанием прп. Силуана о пребывании благодати только в Православной Церкви, следует понимать, что и необходимую «социальную ситуацию» для духовного развития ребенок может обрести только в церковной общине.
«Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием».23Как говорилось выше, в деле обожения человека действием благодати Святого Духа Учителем является Сам Бог, а центральным является образ Христа, без взирания на который невозможно стать поистине воспитанным и «образованным», т.е. преображенным человеком. Из этого напрямую следует, что процесс воспитания и обучения не может быть внецерковным, ибо вне Церкви не может быть полноценного действия благодати.24В отличие от гуманистической педагогики, которая является антропоцентрической и ориентируется на человека в его нынешнем состоянии падшей природы, православная педагогика, согласно вышеприведенному учению об обожении, является христоцентричной. Она ориентируется на Христа, явившего высоту человеческой природы и полноту ее обожения, а также является церковной и направленной на формирование личности, стремящейся к единению с Богом и внутреннему преображению. В центре образовательных занятий должно стоять Евангелие,25как наиболее полно отражающее образ Христов, они должны быть тесно связаны с жизнью церковной общины, подготавливая человека к полноценной жизни в Церкви. Это же касается и семейного воспитания, которое традиционно предполагает чтение Евангелия, совместную молитву и совместное посещение богослужений.
По учению прп. Силуана основой бытия Церкви является Предание как пребывание Святого Духа в Ней, поэтому и Писание Богодухновенно и является одной из форм Предания Церкви, ибо слово Господне говориться и пишется только Духом Святым.26Святой Дух действовал в пророках, и они говорили слово Духом Святым,27Он учил истинной вере праотцев и патриархов.28Тот же Дух дает душе разуметь слова Господни и само Священное Писание.29Творения святых отцов и самого прп. Силуана, не являясь Священным Писанием, все равно пишутся по влечению Духа, поэтому в их словах ощущается сила благодати.30Здесь бы хотелось остановиться еще на одном важном моменте учения прп. Силуана – передаче благодатных состояний. Благодать присутствует не только в Таинствах, передается не только через Богослужение. Через слово носителей благодати человек может обрести благодатное духовное состояние, о чем свидетельствует и ученик прп. Силуана, архимандрит Софроний, переживший этот опыт передачи благодатного состояния от старца через слово Духа. Педагог, родитель является не просто примером жизни для ребенка, но и может передавать ему духовные состояния, которые, к сожалению, не всегда являются благодатными. Отсюда проистекают такие негативные явления как «семейный грех». Неосторожно брошенное слово, сопряженное с греховным духовным состоянием, может послужить причиной падения другого человека. Наиболее прямой путь передачи благодатных состояний – через участие в богослужении и домашнюю молитву. В домашней молитве мы учимся на образцах, составленных святыми, что не исключает и нашего личного живого обращения к Богу.31Однако этот способ трудно применим при преподавании духовно-нравственных предметов в общеобразовательной школе, где воспитание реализуется по направлению от знаний к вере.
На образовательных занятиях и в семейном кругу возможно и необходимо использовать отрывки из Писаний прп. Силуана. Поэтически-псалмопевческий стиль призван передать духовное состояние старца читателю. Особенно стоит обратить внимание на беседы старца с детьми.32
От дел любви оправдишися
Итогом православного образования должно стать раскрытие образа Христова, обретение человеком Богоподобия в исполнении двух заповедей о любви к Богу и людям. Двумя главными чертами этого Богоподобия, пребывания человека в благодати Святого Духа, согласно прп. Силуану, являются смирение и любовь к врагам. Как путем к обретению смирения является покаяние и молитва, так и любовь к врагам приобретается в результате аскетической практики стяжания благодати. Вполне естественно, что обретение любви к врагам невозможно без обретения любви к своей семье, друзьям, ближним. В практике православного воспитания последнее достигается через научение ребенка делам любви: помощи родителям, доступным для ребенка видам ухода за престарелыми членами семьи, организации в воскресных школах сестричеств милосердия. На стадии совершенства любовь к ближнему становится любовью ко всем, выражающейся в молитве за мир.
Любовь к Богу также имеет свои стадии развития. Прп. Силуан выделяет следующие: «Любовь к Богу бывает различная. Кто борется с плохими помыслами, тот в своей мере любит Бога. Кто борется с грехом, просит Бога, чтобы дал ему силы не грешить, но по немощи еще впадает в грех, и скорбит о том и кается, у того благодать в глубине души и ума, но страсти еще не побеждены. А у кого побеждены страсти, тот уже не имеет борьбы, а только всячески блюдет себя, как бы не впасть в грех; у этого благодать большая и ощутимая. Но кто чувствует благодать и в душе и в теле, тот совершен муж, и если сохранит эту благодать, то тело его освящается и будут мощи».33И еще: «Когда человек боится оскорбить Бога каким-нибудь грехом, это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов, это вторая любовь, большая первой. Третья, еще большая, когда кто ощутимо имеет благодать в душе. А кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле — это совершенная любовь; и кто сохранит эту благодать, у того будут мощи, как у святых мучеников, или у пророков, или у преподобных и других великих святых».34В состоянии совершенства благодать становиться неотделима не только от души подвижника, но и не разделяется с его телом и по смерти, так что его останки становятся святыми мощами и являются видимым свидетельством обожения и любви Христовой к людям.35
Молитвою и любовью хранится благодать
В заключение хотелось бы коснуться и места земного, профессионального служения человека в деле обожения, ибо в деле спасения человека важны все аспекты его земной жизни. Мы знаем примеры многих святых, которые свое жизненное служение соделали служением Богу и ближним, путем к обожению. Среди них равноапостольные цари и князья, распространявшие веру Христову, полководцы и воины, положившие «душу свою за други своя» (Ин. 15, 13), врачи, явившие подвиг милосердного служения ближнему и многие другие.
Архимандрит Софроний так описывает сочетание земного служения с духовным восхождением в жизни старца Силуана. На экономском послушании у прп. Силуана это осуществлялось через хранение благодати как важнейшее дело христианина. Последнее, в свою очередь, осуществлялось через Богообщение в непрестанной молитве. Сердцем этой молитвы была христоподобная любовь к ближнему: тайная молитва жалости и скорби, болезнующего сердца за подначальных рабочих, оплакивание каждого из них. Результат – ответная любовь рабочих, а также иное отношение к труду. Здесь заметно противопоставление материального и духовного: внешне работа эконома состоит в том, чтобы наблюдать «интерес» обители, внутренне же необходимо соблюдение заповеди Христа о любви к ближним. Соблюдение заповеди – важнее «интереса», только благодаря соблюдению заповеди и есть «интерес», и при признании приоритета первой все остальное будет идти лучше (Ср. Мф. 6, 33). Так при старце Силуане работа шла лучше, чем при других экономах. Таким образом, послушание эконома осуществлялось в хранении благодати через соблюдение неразрывного триединства: непрестанной молитвы и исполнение двух заповедей (о любви к Богу и ближнему), являющихся сердцем этой молитвы.36
Так и педагог призван обретать и хранить благодать, с любовью относясь к ученикам, молясь о каждом из них. Тогда его пример послужит ориентиром для ребенка в формировании его отношения к будущей профессиональной деятельности как служению любви. При таком настрое мотивация педагога, родителя будет направлена на воспитанников; через осознание своего недостоинства к столь высокому призванию будет рождаться покаяние и молитва, способствующие духовному (стяжанию благодати) и профессиональному росту педагога, преподавателя. Педагогу необходимо обладать и соответствующими профессиональными качествами. В творениях прп. Силуана есть такие слова, звучащие предупреждением каждому педагогу: «Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие».37
Иванова Елена Игоревна, преподаватель Епархиальных катехизаторский курсов при Отделе религиозного образования и катехизации Тульской епархии
Опубликовано: журнал “Покров”. М., 2011. № 8 (488). С.20-23.
1«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». – Евр. 13, 7.
2«Например, св. Афанасия Александрийского в трактате «Слово о воплощении Бога-Слова» (гл. 54) пишет: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Прп. Симеон Новый Богослов в «Божественных гимнах» подтверждает эту мысль следующими словами: «… Очистившись покаянием и потоками слез и приобщаясь обоженного тела… я и сам делаюсь Богом через неизреченное соединение».
3Писания старца Силуана // Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Часть вторая. СТСЛ, 2005. С.288.
4Подробнее об этом см.: Хоружий С.С. Опыт преображения у преп. Силуана Афонского. [Электронный ресурс: http://www.synergia-isa.ru/lib/download/lib/%2BHorOpytPreobr.doc Дата обращения: 20.07.2011].
5Писания старца Силуана. С.364.
6Там же. С.372.
7Там же. С.314, 394, 294, 369, 386, 477.
8Архимандрит Софроний (Сахаров) считал это не просто соработничеством, но и сотворчеством: спасая себя и способствуя спасению людей, подвижник входит в Божественную творческую энергию, и вся его жизнь становится творческим актом, соучастием в деле воссоздания человека Божественной благодатью. – Софроний (Сахаров), архимандрит. Подвиг богопознания (Письма с Афона к Д. Бальфуру). Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, СТСЛ, 2010. C.154.
9Он же. Подвиг богопознания… С.236.
10Софроний (Сахаров), архимандрит. Жизнь и поучения. // Его же. Преподобный Силуан Афонский. Часть 1. СТСЛ, 2005. С.75.
11Согласно прп. Силуану послушную душу руководит Господь через духовника. – Силуан Афонский, прп. Заметки на полях каталога огородных растений и цветов // Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Фессалоники: Православный пчельник, 1994. С. 17-28. [Электронный ресурс: http://silouan.narod.ru/ogorodn1.htm (Дата обращения: 10.07.11)].
12Софроний (Сахаров), архимандрит. Жизнь и поучения. С.87.
13Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 16.
14Писания старца Силуана. С. 275, 289, 296, 341.
15Там же. С. 277, 386, 477.
16Дух Святой делает людей похожими на Христа как детей на отца. – Там же. С.368.
17Там же. С.341.
18Там же. С.289.
19Можно различить умом три степени действия благодати: малая благодать проявляется миром в душе и любовью ко всем, средняя дает свет и радость великую, а если действие благодати еще сильнее, «то и тело ощущает благодать Святого Духа».- Там же. С.282.
20Там же. С. 279, 287.
21Там же. С.314, 347, 362.
22«Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь». – Там же. С.458.
23Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч.1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. С.29.
24Прп. Силуан неоднократно подчеркивает, что Дух дан православным христианам, то есть тем, кто пребывает в Церкви. См., например: Силуан Афонский, прп. Заметки на полях каталога огородных растений и цветов // Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Фессалоники: Православный пчельник, 1994. С. 17-28. [Электронный ресурс: http://silouan.narod.ru/ogorodn1.htm (Дата обращения: 10.07.11)].
25«…Читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь» – Писания старца Силуана. С.449.
26Там же. С. 328, 341, 345, 439.
27Там же. С.341.
28Там же. С.376, 344.
29Там же. С. 284, 352, 355, 362, 462.
30Там же. С.332, 340.
31Примеры такого обращения к Богу можно найти в Писаниях прп. Силуна.
32Там же. С.448-450. В словах прп. Силуана о Церкви как хранительнице Предания, педагог может обрести и образец христоцентричности в Ее сердце – Богослужении. Так центром Богослужебной жизни Церкви является Евхаристия, теснейшее единение со Христом. Церковь непрестанно обращается к Господу Иисусу в молитвах, в Ней ежедневно читается Евангелие, в котором наиболее полно отражен образ Спасителя, и которое содержит Его святые заповеди. Она показывает пример жизни во Христе, через жизнь святых, к которым она обращает свои молитвы.
33Там же. С.410.
34Там же. С. 353.
35Подробнее об этом и некоторых других аспектах учения прп. Силуана об обожении в статье: VeniaminChristopher. “Theosis” in Saint Silouan the Athonite and Starets Sophrony of Essex // Alive in Christ: The Magazine of the Diocese of Eastern Pennsylvania, Orthodox Church in America. 1997. Vol. XIII. N 3. P. 22-27.
36Софроний (Сахаров), архим. Жизнь и поучения. С.62.
37Писания старца Силуана. С.451.