Преподаватель Тульской духовной семинарии Михаил Андреевич Соколов еще при жизни удостоился биографической справки в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в начале XX века, что является показателем оценки современниками его заслуг в области литературоведения и методики преподавания.

Мое личное знакомство с литератором состоялось на Всехсвятском кладбище города Тулы летом 1999. На ухоженном участке семейного захоронения Соколовых находилось захоронение фрейлины императорского двора Екатерины Васильчиковой. Очень интересно было узнать кто такая Васильчикова, почему рядом с Соколовыми? Вскоре познакомилась с наследницей М. А. Соколова – С. В. Матрошилиной. Она пришла в музей «Тульский некрополь» и принесла методический труд по теории словесности, типографское издание. Работа внесена в фонды музея и, надеюсь, хранится. Так я познакомилась с первым методистом Тульской губернии.

Некоторое время спустя довелось побывать в гостях у С. В. Матрошилиной. Она показала рукопись – дневник М. А. Соколова. В ее рассказе не скрывалась обида за изломанные судьбы родных, негласные ограничения и ущемления в правах «барчат».

При случае, о рукописи я сообщила издателю Майорову М. В. Майоровы прочли рукопись и перепечатали, в 2012 книга под названием «Из моего прошлого» была издана тиражом в 120 экземпляров.

Таким образом, я еще раз встретилась с М. А. Соколовым и уже не расстаюсь, ибо его книга в моем доме, и перечитываю порой. По ритму повествование напоминает «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Автор в неустроенные 20-годы ХХ века обращается к прошедшему: детстве, годах учебы в Смоленске и Москве, службе в Туле. Издание насыщено иллюстрациями, фотографиями из семейного альбома.

М. А. Соколов родился в семье диакона в селе Ивакино Гжатского уезда Смоленской губернии. Село находится на границе трех соседних губерний: Смоленской, Калужской и Московской. Сейчас это Можайский район Московской области. Благодаря многочисленности прихода и значительному числу помещиков, в Смоленской епархии село считалось «золотым дном» и поступить в него на службу было для каждого верхом счастья.

Церковь села Ивакина каменная, трехпрестольная, с двухъярусной колокольней, окончена постройкой в 1812 году и освящена в 1814. Главный престол во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, престольный праздник 26 октября.

Дом родителя, о. диакона Андрея Семёновича Соколова, находился среди села, был обращен фасадом на юг и состоял из двух связей. Перед домом был маленький палисадник, окруженный красивой решеткой. На усадьбе были: сараи, амбар, баня. Все постройки из хорошего елового леса.

Когда в 1876 году диакон за потерею зрения вышел за штат и с большою семьей на руках остался на двадцати четырех рублях в год из средств местного попечительства, он вынужден был время от времени распродавать свои постройки. После его смерти летом 1896 дом перестроили заново. Осенью 1923 дом продали на слом вместе с обстановкой крестьянину соседней деревни.

В отношении священнослужительских обязанностей отец был строг, исполнителен и аккуратен. Не пропускал ни одной службы, разве только по самой уважительной причине. В его громком, отчетливом и выразительном чтении евангелия за литургией и канонов за утреней, в его внятном и раздельном произношении ектений, в самих приемах, «манерах» служения чувствовалась глубокая вера, искреннее благоговение и самая сердечная религиозная настроенность. Недаром же прихожане так любили его службу.

‒ Такого отца диакона не найдешь во всей округе, ‒ говаривали они обыкновенно.

Недаром и из соседних приходов часто приезжали послушать его служение.

Выдающимся событием в раннем детстве, оставившем глубокий след в памяти, было посещение дома преосвященным Антонием, епископом Смоленским и Дорогобужским, впоследствии архиепископом Казанским. Архипастырь, осмотрев храмы, пожелал посетить приходское духовенство. Отец подвел мальчика под благословение. «Видя старца-отца и меня, совсем еще малыша, владыка отечески благословил меня и, ласково погладив по головке, с любовию произнес: Привыкай к сиротству. Слова эти глубоко запали в мою душу».

В 1871-1875 годах учился в духовном училище г. Вязьмы. «Ходили мы из своей квартиры в училище через кладбище при Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. В зимние утра, когда в восьмом часу бывает еще темно, а то бледно светит луна, жутко было проходить мимо могильных крестов и памятников. Спешишь, бывало, добежать до монастырского храма, где обычно шла уже утренняя служба, а сам все время смотришь вправо, чтобы не встретиться глазами с надгробиями».

Осенью 1875 отец повез Михаила в Смоленскую семинарию. Семинария находилась при мужском Авраамиевском монастыре и размещалась в пяти отдельных двухэтажных каменных корпусах. Три из них были расположены вне монастырских стен и обнесены высокою каменною оградою и два за монастырскими стенами.

Семинарское воспитание формировало высокие и стойкие личности. «Ежедневно с утра и до поздней ночи мы находились под неослабным наблюдением начальства; при нас неотступно присутствовал помощник инспектора, а то и сам инспектор, а в часы вечерних занятий за порядком по отдельным классам следили так называемые «старшие», назначенных из лучших учеников последнего шестого класса. Большинству из нас был по душе этот строй жизни. Он приучал нас к строгому порядку, развивал наклонность и охоту к серьезному труду, ослаблял, а то и совсем искоренял нехорошие природные задатки – леность, праздность, грубость, внушал уважение к старшим, поддерживал и питал чувство товарищества и способствовал выработке твердых и устойчивых характеров. Вот почему наши духовные школы в свое время выпускали так много выдающихся работников на всех поприщах общественной и государственной деятельности».

В августе 1881 М. А. Соколов поступил на церковно-практическое отделение в духовную академию Троице-Сергиевой лавры. Преподавали известные профессора: В. О. Ключевский, Н. А. Заозерский, А. П. Лебедев, М. Д. Муретов, Г. В. Амфитеатров. Автор воспоминаний стал свидетелем встречи «двух великанов»: митрополита Московского Макария (Булгакова) и профессора Е. Е. Голубинского. Большая академическая аудитория была переполнена студентами. Профессор читал лекцию по своим ученым запискам о деятельности одного из митрополитов русской церкви, но с освещением по новым историческим источникам, совсем в ином духе сравнительно с таковыми же у высокопреосвященного Макария. После окончания лекции владыка приблизился к профессору, во всеуслышание выразил ему самую лестную благодарность за научное новое сообщение, крепко обнял лектора и несколько раз расцеловал его. Студенчество долго аплодировало двум великим мужам науки и, как бы не хотело, расставаться с этими светлыми достопамятными минутами.

В сентябре 1885 М. А. Соколов получил назначение преподавателем словесности в Тульскую духовную семинарию. Восемнадцатого октября он приехал в Тулу. «Тульскую духовную семинарию я застал в цветущем состоянии. По составу преподавательской корпорации, по постановке учебного дела она шла впереди других семинарий и слыла «маленькой академией». Во главе ее стоял ректор протоиерей Александр Иванович Романов».

Попав в семью деятельных педагогов, Соколов занялся теоретическим трудом. В 1893 представил в учебный комитет на одобрение и соискание премии митрополита Макария две рукописи: «Опыт аналитико-исторического курса теории словесности», вып. 1: Курс первого класса духовной семинарии и «Русскую хрестоматию», приложение к означенному выпуску. После ряда исправлений опубликованный труд был допущен в фундаментальные библиотеки духовных семинарий и епархиальных женских училищ. В 1915 и 1916 годах труд напечатан четвертым изданием в типографии Троице-Сергиевой лавры.

В конце февраля 1892 года М. А. Соколов сделал предложение Н. Н. Афанасьевой. Венчание состоялось 9 ноября того же года. В августе 1893 родилась дочь Татьяна.

В начале июля 1896 семья приобрела усадьбу на улице Фоминской. В этом доме 10 ноября родилась вторая дочь Екатерина. Крестил новорожденную протоиерей Никитской церкви Г. И. Панов. Крестной матерью была Е. А. Малицкая.

В апреле 1897 под залог своего владения, взяв ссуду в банке под проценты, М. А. начал пристройку к дому по направлению в сад. Получился очень порядочный дом: десять аршин по фасаду и двадцать два аршина по двору, с хорошим парадным ходом и большим балконом и чуланом с северной стороны. Внутри вышло пять очень просторных комнат и светлая, на юг окном, кухня. «На этом балкончике провели у нас однажды за веселою беседой всю ночь Малицкие с их гостем отцом Иоанном, родителем Павла Ивановича». Около балкона стоял ряд яблонь, а близ забора на улице пышно красовались огромная липа и большой ясень.

В этом доме родились дети: Валентина, Сергей, Серафима, Андрей. «Как хороши, привлекательны эти детские забавы! Как приятен громкий, чистый детский смех! Вот где настоящая, святая, истинная человеческая жизнь!» ‒ писал М. А. Соколов.

Преподавательская, творческая и общественная деятельность М. А. Соколова занимали не последнее место в его жизни. На исходе бытия он составил перечень творческих трудов.

  1. По внушению Библии. Собрание библейских стихотворений. Тула. 1890.
  2. Теория словесности с присоединением образцов. Опыт аналитико-исторического курса, в 3-х выпусках. Вып. 1. Общая теория словесности и теория прозы. Вып. 2. Общая теория поэзии и теория эпоса и лирики. Вып. 3. Теория поэзии драматической.
  3. К вопросу о преподавании словесности в духовных семинариях.
  4. Женские типы – сатира Симонида Аморгского. Перевод с греческого с примечаниями.
  5. Князь Серебряный. Исторический роман гр. А. Толстого. Критико-литературный очерк.
  6. Позитивизм пред судом разума.
  7. Берегитесь неверия.
  8. Симеон, архиепископ Солунский, и его литургические труды.
  9. О святом храме и его освящении.
  10. Праздник обновления.
  11. Чин венчания и помазания царей на царство.
  12. Об общественной деятельности духовенства.
  13. К вопросу о волнениях в духовных семинариях.
  14. Преподобный Серафим, саровский чудотворец, и священные места его благодатного подвижничества.
  15. Моим друзьям на память. Сб. стихотворений.
  16. С нами Бог. Сб. стихотворений.
  17. Божий гнев. Лирико-эпическая поэма.
  18. Тульский православный календарь на 1910, 1911, 1912 и 1913 годы.
  19. Иисус Христос (в изложении толкового Евангелия).
  20. Из моего прошлого.
  21. Искусство и жизнь.
  22. Слово в день Святого Духа.

Михаил Андреевич оказался очень скромным автором. В книгу не вошел перечень его наград. В Государственном архиве Тульской области в фонде Тульской духовной консистории хранится формулярный список по службе за 1912 год М. А. Соколова. Из документа узнаем, что в начале столетия он был уже статским советником, был награжден орденами св. Станислава 2 и 3 степени, св. Анны 2 и 3 степени, имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III .

Согласно формулярному списку, поступил на службу в Тульскую духовную семинарию в сентябре 1885. В 1886 с разрешения начальства основал и заведовал классной ученической библиотекой. В 1889 преподавал логику в третьем классе семинарии. В 1889 преподавал русский язык в третьем классе тульского епархиального женского училища. В марте 1890 был утвержден в чине коллежского асессора, а в декабре того же года произведен в чин надворного советника. С 1894 преподавал французский язык в ТДС. В том же году произведен в чин коллежского советника со старшинством. В мае 1894 пожалован орденом св. Станислава 3 степени. С 1895 преподавал Священное Писание в первом классе семинарии. В сентябре 1897 пожалован чином статского советника. В январе 1898 утвержден в должности члена педагогических и распорядительных собраний семинарского правления. В феврале 1898 пожалован орденом св. анны 3 степени. В сентябре 1898 по предложению епархиального преосвященного производил ревизию Белевского духовного училища. В мае 1899 по постановлению семинарского правления производил опись семинарского имущества. В июне-августе 1899 исполнял обязанности инспектора семинарии. В 1899-1900 преподавал русский язык в первом классе Тульского епархиального женского училища. С разрешения начальства Московского округа преподавал русский язык в старших классах тульской 2 женской гимназии. С июня по сентябрь 1901 исполнял обязанности инспектора семинарии. В феврале 1903 производил ревизию экономической части Белевского духовного училища, состоял членом комиссии по ревизии строительного комитета этого училища. В мае 1904 пожалован орденом св. Станислава 2 степени. По поручению епархиального преосвященного исполнял обязанности инспектора ТДС в июне-октябре 1904. С марта 1909 состоял помощником редактора ТЕВ неофициальной части и одновременно казначеем совета редакции. В июне-августе 1909 исполнял обязанности инспектора ТДС. В мае 1910 пожалован орденом св. Анны 2 степени. В июле 1911 утвержден учителем 2 женской гимназии, председателем педагогического совета женской гимназии. С августа 1911 утвержден сверхштатным учителем тульского реального училища, в октябре того же года перемещен штатным учителем того же училища. С августа 1912 перемещен на должность учителя в тульскую мужскую гимназию. В январе 1913 директор гимназии А. Владимирский дал положительную оценку его педагогической деятельности, выразив согласие на награждение М. А. Соколова очередным орденом. За безвозмездное составление Тульского православного календаря на 1910, 1911, 1912 и 1913 годы для епархиального братства во имя св. Иоанна Предтечи и в качестве помощника редактора неофициальной части Тульских епархиальных ведомостей с 15 мая 1909 года архимандрит Корнилий ходатайствовал о награждении М. А. Соколова орденом св. князя Владимира 4 степени[1].

Заканчиваются воспоминания М. А. Соколова в 1934 году рассуждениями о превратностях судьбы. «В материальном отношении во все это время я переживал, да и сейчас испытываю большие нехватки. Назначить пенсию в девятнадцать бумажных рублей человеку, прослужившему вполне добросовестно тридцать три года и имевшему все права на получение пенсии в 150 золотых рублей ежемесячно, это просто какая-то крайне обидная, ничем не заслуженная насмешка, особенно если ещё принять во внимание страшную дороговизну на все продукты и вытекавшую отсюда ужасную голодовку! Пришлось заполнить почти всю жилую площадь квартирантами, обездоливать своих служащих детей и все же порой оставаться без обеда, а иногда даже и без куска хлеба. Но «бог крест велит нести с терпением», и я нес и продолжаю нести его до сего дня, к сожалению, лишь не всегда с должною кротостию и смирением…»[2].

[1] ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2075. Л. 1-15.

[2] Соколов М. А. Из моего прошлого. Тула. 2012.