Повествование об искушениях Иисуса Христа в пустыне от диавола имеются у трех евангелистов, причем подробно – у евангелистов Матфея и Луки с отличием в последовательности, а евангелист Марк лишь упоминает об этом кратко. В Евангелии от Матфея мы узнаем о трех искушениях, предложенных Господу диаволом (Мф. 4, 1-11) – это искушения хлебом, чудом и властью, в Евангелии от Луки, третий синоптик указывает на непрестанные искушения в течении всего сорокодневного поста (Лк. 4, 2) и далее продолжает: «Диавол…отошел от Него до времени, потому что вскоре опять начал искушать Его через людей, воздвигая различные козни» (Лк. 4, 13).
Так на протяжении всей пастырской деятельности священнослужителя подстерегают особые опасности, затруднения, испытания и искушения, которым в свое время подвергался Сам Христос перед вступлением на Свое общественное служение. Поскольку искушения многогранны, так и в жизни пастыря, в разное время его предстояния у престола, они появляются строго в индивидуальном порядке, поэтому трудно поддаются схематическому обобщению, однако часто встречающиеся формы можно рассмотреть применительно к пастырскому служению.
В чем же смысл христианских искушений? Пришедши на землю, чтобы разрушить дело диавола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их одним дыханием, но надо знать, что эти дела коренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь явился спасти, не лишая свободы.
В отношении к Божеству это призрачное счастье, основанное на земной власти (Архп. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие, стр. 74, 1999). Архп. Феодор (Поздеевский): «…диавол хотел поставить Господа на ложный путь Его мессианского служения, подменив и исказив те начала, которыми должно было совершаться спасение человечества и созидание Царства Божия» (Архп. Феодор (Поздеевский)). Пастырская Аскетика. «Значение искушений Господа от диавола для пастыря Церкви», стр.2).
Поэтому, главным образом, искушения более направлялись против человеческой природы Христа, на которую диавол надеялся повлиять особенно.
Первое искушение, предлагаемое в Евангелии от Матфея, звучит так: «И приступль к Нему искуситель рече: аще Сын Еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут» (Мф. 4, 3). Отвергнуто искушение словами из Второзакония: «…не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Втор. 8, 3).
Как и во всех сторонах духовного делания, пастырь подвержен всем общечеловеческим слабостям и искушениям. Всякому человеку, а тем более семейному, свойственно заботиться о своем материальном благополучии: «…никто же бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос церковь» (Еф. 5, 29). «Искушением здесь является вовсе не забота о «хлебе насущном», то есть, о питании, одежде, бытовых нуждах., но стремление к обогащению, роскоши, приобретению «уважения» окружающих высоким уровнем материальной жизни» (Настольная кн. священнослужителя. Т.8 , стр. 626, 1988 г.).
Святитель Григорий Двоеслов осуждает таких пастырей: «Особенно ненадежны те, которые ищут иерейства для того, чтобы приносить пользу во внешних сторонах жизни» (Цит. по Архп. Феодору (Поздеевскому). «Значение искушений Господа от диавола для пастыря Церкви», стр. 80).
Мудрое рассуждение на приходе и в семье о постном времени, исповедь у духовника предотвратит священнослужителя от нарушения поста, что будет добрым залогом в борьбе с искушениями и страстями в жизни пастыря и вверенных ему чад.
Второе искушение евангелист Матфей описывает так: «Тогда поят Его диавол во святый град, и постави Его на криле церковнем, и глаголя Ему: аще Сын еси Божий, верзися низу: писано бо есть, яко ангелом своим заповесть о Тебе сохранити тя, и на руках возьмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою» (Мф. 4, 5-6). Господь отвергает это искушения словами Второзакония (Втор. 6, 16) : «…писано есть: не искусиши Господа Бога твоего» (Мф. 4,7). То есть, не следует без необходимости подвергать себя опасности, применяя чудодейственную силу Божию.
Это, пожалуй, одно из самых опаснейших искушений, которым подвергается пастырь, так как в основу его положены гордость, тщеславие, ложная самонадеянность. Они категорически должны быть неприемлемы, потому что захватывают не только внутреннюю жизнь священника, но и паству. Искушение «ложной святостью», знаменьями, чудотворством привлекает пастыря в окружающей среде его служения. В самом начале своего священства многие батюшки сталкиваются с этим, приспосабливаясь к приходской жизни. В зависимости от того, каким путем они поведут паству, – «к себе привлекая» или к Богу.
И другой признак – влияние на паству своим внутренним настроением. Это более опасно, так как, желая своим ригоризмом – резким скачком вывести пасомых из духовного застоя, накладывают на себя, а затем и на них (а иногда только на них) подвиги, превышающие возможности, «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46). Такое состояние священника порой называется младостарчеством и часто встречается не только в приходских храмах, но и в монастырях. Это видно из рассказов паломников, когда вместо духовного заряда после посещения той или иной святыни, некоторые приезжают в свои приходы с грудой порой необоснованных епитимий, «советов», «послушаний», затруднительно исполнимых в мирской жизни.
В своем служении священник часто искушается одним из способов приобретения авторитета в приходской среде – человекоугодничеством.
Это проявляется, когда существует ограниченность финансовых средств на приходе, требуются восстановительные работы или полномасштабное строительство. Пастырь вынужден ради благих целей общаться с «власть имущими», с людьми широкого материального достатка. Здесь должны быть определенные критерии общения, после получения пожертвований нельзя льстить, образно говоря, «целовать руку другим, а свою закрывать». Пастырю нужно раскрыть, что человек приносящий в Дом Божий делает это ради любви к Богу и Его храму, чтобы через такое благодеяние укрепилась вера, и произошло искреннее покаяние, а не горделивое самомнение, «успокаивание во грехе», что за мою жертву Господь все мне простит и, дескать, не надо больше каяться.
Что касается третьего искушения авторитетом и славой, оно звучит так: «Паки поят Его на гору высоко зело и показа Ему вся царствия мира и славу их, и глаголя Ему: сия вся дам, аще пад поклониши ми ся» (Мф. 4, 8-9). Отвергается сие искушение словами Второзакония (Втор. 6, 13) « … Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши» (Мф. 4, 10).
Главным образом это искушение направлено для надрыва духа Иисуса Христа перед Голгофскими страданиями. Поклониться диаволу означало для Спасителя отказаться от воли Отца, то есть, от спасения человечества. Взамен предлагалась земная власть, которой жаждали многие иудеи, внутреннее же господство с искусительными и гибельными страстями оставлял за собой сатана. Это было неприемлемо для Спасителя, ибо Он пришел не для внешнего господства, а для Царства духовного. Господь указывает, что не признает власти диавола над миром, так как вселенная принадлежит Богу и Ему одному подобает поклонение («Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение» – возглас священника).
Внешним образом соблазн власти и авторитета у пастырей церкви честолюбиво выражается в жажде почестей, богослужебных, иерархических наград, построения определенного карьерного роста. Если этого не происходит, то у тщеславного священника возникает разочарование, обида, озлобление на священноначалие, зависть к другим собратьям. Отсюда появляются интриги, соперничество, разделение в пастырской среде, что наносит вред в жизни прихода.
Священнослужителю нужно более заботиться не о сроках ожидаемых наград, а о проведенном со своими пасомыми времени в рассуждении о делах веры, умножении любви, искоренении страстей и пороков – именно в этом истинный духовный авторитет: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 10, 33). Сначала надо воплотить идеал, а потом научить, а это подвиг аскетизма.
К такому пастырю тянется народ, нуждаясь в нем как в молитвеннике, постнике, милостивом служителе, и ему отдаст свою душу. Если же вместо этого священник будет стремиться к духовному господству или раболепству над душами пасомых и заслонит тем самым собой Христа, забыв Его призыв «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20, 6), тот осквернит благодатные дары любви и сострадательности, на что сразу последует негативная реакция прихожан. Такому пастырю следует путем глубокого раскаивания и смирения, подобно вновь призванному Петру, идти вслед Христу с крестом на плечах, и победа над своими греховными настроениями, над своим «я» будет первым успехом и первой победой пастыря, которая пленит ему души пасомых, – говорит архиепископ Феодор (Поздневский). (Пастырская Аскетика. «Значение искушений Господа от диавола для пастыря Церкви» стр. 94).
Св. Феофилакт Болгарский, толкуя слова апостола Павла «Верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возможно вам понести» ( 1 Кор. 10, 13), научает, что Бог не попустит нам быть искушаемыми сверх наших сил, но устроит так, что нас постигнет искушение, соразмеримое с нашей силой (избытие есть скорое облегчение искушения) (Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на посл. ап. Павла, стр.160, 1993 г.).
В заключение позвольте привести слова прав. Иоанна Кронштадтского: «Не должно возмущаться лукавством плоти или вражеских искушений через плоть, но смиряться перед Богом … даже (когда) и падали много раз – вздохни, скажи: Господи, помилуй! Господи, призри на немощь мою! И будь покоен, и не предавайся унынию» (Св. Иоанн Кронштадтский. О борьбе человека со страстями, стр. 39, 2008 г.).
Протоиерей Ростислав Корольков, настоятель Иоанно-Богословского храма с. Протасово Дубенского района Белевской епархии Тульской митрополии