Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в рамках встречи «Православие в России: единство нации и современность» ответил на вопросы студентов высших учебных заведений областного центра.
Предваряя собрание, организованное издательским отделом Тульской епархии, владыка посетил книжную выставку «Россия под скипетром Романовых», посвященную 400-летию царской династии. Его Высокопреосвященство ознакомился с редкими изданиями, хранящимися в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого, а также ознакомился с генеалогическим древом Романовых и их фамильным гербом.
В начале встречи секретарь Тульской епархии протоиерей Павел Савельев, предлагая студентам посмотреть видеообращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к участникам XVII Всемирного русского народного собора, обратил внимание на то, что День народного единства – праздник, объединяющий нации и традиции: «Наше собрание, в свете последних событий в Волгограде и Бирюлеве, является очень актуальным. Вопросы сохранения традиционных ценностей, веры и построения гражданского общества затрагивают каждого. Именно об этом говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Всемирном русском народном соборе. Предстоятель Русской Православной Церкви задал правильный вектор нашей сегодняшней встречи, и я думаю, что мы услышим весомый ответ на вопросы тульских студентов от главы нашей Тульской митрополии».
Владыка поприветствовал представителей студенческой молодежи, пожелал им нести в своей повседневной жизнедеятельности послание Святейшего Патриарха, после чего ответил на интересующие их вопросы.
Первое, что интересовало студентов – что такое любовь.
– Церковь смотрит на безбрачные отношения между мужчиной и женщиной как на грех, ведь это вредит самой сути человека и разрушает его структуру. Люди, которые встают на такой путь, вырождаются в животных и очень часто даже осатаневают. Всякий человек, встающий на путь греха в надежде, что получит от него благо, ничего, кроме зла, которым грех является по сути, ничего получить не сможет. Грех всегда благородно и четко с тем, кто его осуществляет, расплачивается смертью. У апостола Павла сказано, что «смерть есть расплата за грех».
Любовь – очень глубокое явление в жизни духовных существ, ведь анталогически – это общение Трех Несозданных Инаковостей: Отца, Сына и Святого Духа. Возможность войти с Ним в живое общение и соприкосновение по схожести может дать опыт реальной, подлинной, а не ложной и мнимой любви.
Не менее актуальным для молодежи, ищущей своего места в жизни, оказался и вопрос о возможности реализации молодежи в церковном сообществе.
– Фундамент церковной жизни – раскрытие себя в единстве Божественной жизни, проникновенности себя Божественной любовью и любви Божественной внутрь себя. Молитва и подвиг к исполнению евангельских заповедей – фундамент. С точки зрения церковного понимания, все профессии должны быть святыми: врачи, преподаватели, военачальники, продавцы. Молодой человек если начнет жить церковной жизнью, будет реализовывать свои возможности согласно с этим содержанием. Есть возможность реализовывать себя в той солидарности, послание которой через Святейшего мы сейчас услышали.
Учитывая, что накануне Россия отмечала празднование Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, молодые люди интересовались, может ли сегодня икона выступать символом единства.
– Для православных Казанская икона – несомненный символ единства. Если посмотреть на тех, кто пришел 4 ноября на литургию и крестный ход во Всехсвятский собор, то там находились представители разных поколений. Семьи с детьми, молодежь были едины духом, и для них Казанский образ действительно является реальным символом.
Для той же части населения России, которая относится к другим религиям, конфессиям или неверующим, Казанский образ Царицы Небесной таким символом не будет.
Интересовали молодежь и вопросы жизненных ценностей и ориентиров.
– Самое главное – это понимание идеала и своего соответствия идеалу. Для православных – это единство жизни в Духе Святом и во Христе, святость. Сегодня можно провести два совершенно разных по своему содержанию явления: святость и успешность. Святость никогда не позволит стать успешным за счет другого. А если успешность существует без святости, то получится как у Достоевского в романе «Братья Карамазовы»: «Если нет желания быть святым, нет Бога, тогда все возможно и совершенно естественно, если одна гадина сожрет другую гадину». Все трепещет и вся Вселенная дрожит, когда человек начинает вести себя, как животное…
Неизбежно встал вопрос о необходимости качества современного кинематографа и литературы.
– Господь нам говорит: «Доброго держись, а злого уклоняйся». Следует ко всему относиться избирательно. Нельзя рассуждать: раз это светское, то его нужно опасаться. Мы же живем в светском государстве.
Что касается литературы, то все зависит от внутренней потребности молодого человека. Конечно, литература 19 века – великолепное поле для воспитания и возрастания. Взять семя, в нем все находится в зачаточном состоянии, но при особых условиях оно вырастает, дает листочки, цветы, завязи и плоды. Так и мы с вами. Мы развиваемся, и в этом отношении литература, которая была написана в 19-20 веках, взявших традицию из более ранних времен, является очень хорошей и правильной. Что касается духовной литературы, ее сегодня океан, но, конечно, здесь тоже нужно быть избирательным.
Многие участники встречи интересовались правилами поведения в храме.
– «Золотое» правило для любого места: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Например, если мы едем в другое государство, где у жителей свои привычки и традиции, то стараемся изучить это, чтобы не обидеть людей. Так и в храме. Нужно знать основные принципы поведения в нем и учитывать их. Девушкам, идя в храм, нужно повязать косынку, чтобы не обидеть бабушек, соблюдающих внешние правила благочестия. Также необходимо соблюдать принцип: «Не навреди».
Юноши спрашивали о необходимости перезахоронений солдат, неупокоенных со времен Великой Отечественной войны.
– Такая героическая смерть, которой венчает Господь, достойна молитвенного поклона и воздаяния чести. Если есть возможность, то лучше поднять останки, сделать места захоронений и соблюдать их с особым отношением и почестями.
Если посмотреть на людей, которые занимаются такими поисками, можно увидеть, как меняются их жизненные и ценностные ориентиры. Солидарность становится не отдаленным понятием, а стержнем человеческой жизни, поднимающимся изнутри.
Девушек больше волновал вопрос о смысле таинства венчания.
– Это путь, чтобы воспринять любовь не как удовлетворение похоти очес и плоти с помощью особи другого пола, а как таинство взаимопроникновения в жизнь Трех Несозданных. В поиске себя и другого можно увидеть неразрывную связь, часть оттиска, которой мы являемся, и войти в реальное взаимопроникновение в общении свойств. Эта сила дается в таинстве венчания по любви того и другого ко Христу, и во Христе друг к другу чрез согласие исполнять не только свои физиологические супружеские отношения, а совместно искать путей осуществления евангельской заповеди – добра и блага, святости во Христе.
Был поднят вопрос, актуальный для современной России: вопрос о демографии и межнациональных отношениях.
– Ни в коем случае нельзя заниматься поголовной абортацией. Надо исключить аборты в своей жизни, потому что природа не терпит пустоты. Если мы будем с вами жить по-христиански правильно и рожать детей, то тогда все будет естественно уравновешиваться, и вопросов и проблем, связанных с демографическими, а через это и межнациональными отношениями, не будет.
Когда возникают пустоты, то в них проникает то, что больше по своей массе и силе. Тогда приходится смотреть на это и взаимодействовать с этим совершенно иначе.
Господь говорит, что необходимо любить врагов своих. Но к этому можно прийти, лишь живя жизнью Церкви. Однако мы по факту своей жизнедеятельности далеко не христианский народ. Мы говорим, что сейчас период второго Крещения Руси. 1025 лет Русь крещена, но по факту заново надо этому семени веры всеиваться в мысли, волю, эмоции, чувства и самую плоть нашу, чтобы вся наша окружающая земля была преобразована в растение с плодами, чтобы семя, произрастающее в Евангелии, стало семенем, произрастающим на нашей Русской земле. Лишь тогда наша земля будет носить название Православная Святая Русь.
Завершил встречу вопрос студентов педагогического университета о значении преподавания в школах курса «Основ православной культуры».
– Мы понимаем, что сейчас человек является выразителем той или иной духовной культуры. Чтобы выстраивать нормальные отношения, нужно знать культуру другого человека, хотя религиозное воспитание является делом семьи и той среды, общины, в которой эта семья будет жить и существовать.
Полезно, что сегодня в младших классах не только говорят о том, что люди по-разному мыслят и говорят на разных языках, но и рассказывают, что они по-разному выстраивают свои взаимоотношения в зависимости от того, что каждый из них считает смыслом всех смыслов. Это обычно называют словом, понятие которого очень глубоко – Бог. Дети знакомятся с этим, чтобы правильно ориентироваться в жизни.
В завершение встречи владыка выразил твердую уверенность в том, что подобные встречи станут регулярными, и призвал студенческую молодежь любить свою Родину искренне, сердечно, творчески и по-христиански.
Олеся Феофилова, Алексей Анкин, фото Фёдора Передиреева