Служба Преподобномученику Кукше Киево-Печерскому, просветителю вятичей

Крещение земли вятичей, в которые входила и будущая Тульская область, связано с именем Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030-1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своём поучении детям, познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 году совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он видимо гордился до конца дней, и с описания данного события он начинает свою автобиографию.

В 1077 году Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошёл на стольный Киевский престол, а Чернигов перешёл его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и ещё не были полностью крещены, задача их приобщения к христианству стала одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель.

Предположительно в 1092-1093 годах Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога — та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьём Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замёрзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно, и видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого не называет. В апреле 1093 скончался Великий киевский князь Всеволод, и в 1094-м Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол.

Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 года окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму — всё течение реки Сосны. Позднее из него образуются три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей.

Когда в апреле 1113 года, после напугавшего киевлян солнечного затмения, умер Великий князь Киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею ещё 500 лет.

Несомненно, по настоянию Великого князя, хорошо знавшего землю вятичей и по благословению Киевского Митрополита, уже летом того же 1113 года в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Часть историков считала, что, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя Кукшу, возможно сына Ходоты, от наследственной власти, Владимир Мономах, отвёз его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещённых ещё Святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности. Обычай, кроме христианского имени иметь ещё и народное, долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства.

Имя Кукша, которое донёс до нас Киево-Печерский патерик, по происхождению явно языческое. Существует несколько версий его значения. В северных русских регионах это слово означает птицу семейства вороновых. Другое объяснение значения имени вытекает из старинного корня «кук», обозначающего сухость (можно сравнить слова скукситься — сморщиться, или скукожиться — ссохнуться). В ранней версии Киево-Печерского патерика святой упоминается также как Купша, что является сокращением от имени Киприян (Куприян). При этом в источниках к этому времени относится упоминание о киевском Купшином монастыре на реке Сетомль. В таком случае Купша — это возможно второе уже схимническое монашеское созвучно подобранное имя того же человека, вероятно даже основателя и настоятеля монастыря.

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря была апостольская миссия в землях язычников. Киево-Печерская Лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.

В 1113 году архиепископа Иоанна сменил святитель Феоктист, в прошлом игумен Киево-Печерского монастыря (с 1103 по 1113 годы), ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова — по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населённые племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи Брянска.

В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озёра. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по ней они отправились к Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям, святой Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 году, когда хан Батый шёл на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства во Мценске в 1415 году. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в этом городе.

Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу». В Печерском патерике, где находится житие святого, читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон) (1214-1226) в послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал о Кукше:

«Зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогнал, «дождь с небесе сведе, езеро иссуши», ведь в числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озёра и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них и топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей. Таким образом, иссушённое святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозный характер.

Язычники начали креститься. Но далее в Киево-Печерском патерике читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Так как святой Симон не называет Никона священномучеником,  следовательно, он не имел священного сана, а был послушником или келейником Кукши.

По преданию, для молитвы Кукша в 12 километрах от Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный» или «страдальческий святой» колодец. В начале 20 века местные жители говорили, что «Кукша жил в этих местах», и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша был отведён в сторону, и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим».

Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. Он «посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть» и сам преставился. «Против света» — вероятнее всего, надо понимать, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа (9 сентября) 1113 года. Историки прошлого полагали, что убийцами преподобного были жрецы вятичей или их старейшины.

Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Те увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне.

Источник:

https://www.orel-eparhia.ru/saints/kuksha