О настоящем и будущем кафедры «Теология» в Тульском государственном университете рассказал ее заведующий кафедры – иерей Лев Махно.

Отец Лев, как бы Вы кратко охарактеризовали современное состояние образования вообще и теологическое в частности?

Современное высшее образование призвано решать одновременно и образовательную, и воспитательную задачи: готовить специалистов  с высшим уровнем профессиональных знаний, широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, способных реализовать себя в профессиональной деятельности, и формировать из юношей и девушек приверженцев своей страны и своего народа, понимающих и уважающих российскую историю и культуру.

Сегодня от совместных усилий государства и Русской Православной Церкви во многом зависит консолидация нашего общества, укрепление традиционных духовных ценностей, поддержание гражданского мира и межнационального согласия. Преподавание теологии в вузах – это одна из форм взаимодействие Церкви, государства и общества и в сфере культуры, и в сфере образования и воспитания. Взаимодействие – это всегда двусторонний процесс.

Сейчас, когда мы имеем Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то особенно важно связать и соотнести с имевшимися традициями классического православного образования в России складывающееся у нас сегодня теологическое образование. Возрождение в XXI столетии  в классических университетах  теологии как науки можно рассматривать как восторжествовавшую справедливость. «Университет должен быть тем местом, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – где живёт и развивается наука, охватывающая различные области знания. Университет призван открывать доступ к многообразию человеческого опыта, создавать возможность приобщиться к избранным сферам знания, в том числе и к религиозному знанию, выражением и изложением которого является теология».

Чтобы понять новую реальность российского гуманитарного образования, необходимо осознать, что с учетом современной общественно-политической ситуации это дело имеет общенациональное и общегосударственное  значение. Само взаимодействие должно носить характер не только порядочности в созидании, но просто обязано привести к качественным изменениям в существующей ситуации, а это возможно только общими усилиями Церкви, государства и общества.

 

Многие думают, что теология не наука, так как всего лишь пытается объяснить физический мир в религиозных категориях… Насколько это верно или ошибочно?

Духовная жизнь есть стремление к совершенству. С нашей точки зрения, это самое точное определение данного феномена. Проблема, правда, заключается в том, что представление об этом совершенстве может быть различным не только у представителей разных народов и культур, но и даже у членов одной семьи. В этом, собственно говоря, заключается и трудность вечно неразрешимых противоречий у отцов и детей.

Говорить о теологии, что это не наука, безосновательно, поскольку она существует много столетий. Поэтому необходимо хотя бы кратко, но коснуться истории. Французский историк Ж. Ле Гофф заметил, что ХШ век стал веком университетов потому, что он был  веком корпораций – организаций ремесленников любых профессиях, объединившихся для защиты своих интересов. Одним из частных магистров теологии был Пьер Абеляр, который около 1120 года начал без лицензии преподавать этот предмет на холме св. Женевьевы. В этом же году его ученик Петр Ломбардский начал преподавать богословие  как науку в кафедральной школе Нотр-Дама. География университетского преподавания теологии неизменно расширялась. Кто заинтересован этим вопросом, может посмотреть историю этого расширения.

Само первенствующее положение теологии в системе основных университетских факультетов сохраняется в Европе вплоть до XIX века. В университетскую систему образования в Англии теология вводится уже с 1636 года с учреждением первой североамериканской высшей школы – Гарвардского колледжа (Кембридж, близ Оксфорда).

В России идея введения богословия в университетскую программу начала посещать умы едва уже не со времени создания первого Московского университета в 1755 году. Однако, она не смогла преодолеть сопротивления Священного Синода. Многочисленные реформы отечественной  высшей школы до революции 1917 года, которые нередко по замыслу своему были призваны приблизить наши университеты к западным образцам, не предполагали введения в университетское образование теологии. Своеобразным полу-исключением был Юрьевский (Тартуский) университет, основанный в начале XVII века, с его богословским факультетом. По своему составу и по самому своему духу он был скорее немецким, чем русским университетом.

Вникая в историю теологической науки можно сделать правильный вывод, почему у нас так размышляют?! В настоящее время теология вошла в университет как наука. Поэтому нам необходимо более внимательно и с большой ответственностью за будущее подходить к оценке существующих фактов, а то что теология – наука, это на сегодняшний день факт очевидный.

 

В Йеле или Оксфорде университеты сами решают, присуждать ли докторские степени в теологии? А как это происходит у нас?

Мы уже говорили, с какого века в университете Оксфорда была введена теология?! У нас всё ещё в будущем. У них богатый опыт университетских традиций. Мы только полноправно начинаем своё образование. Наша кафедра Тульского государственного университета имеет 17 лет своего бытия, поэтому мы живём по законам нашего университета и Министерства образования.

 

Может ли атеист стать доктором богословия?

Поступить в университет на кафедру  может, но как он будет учиться? Изучать богословие, будучи атеистом, очень сложно. Любая наука предполагает веру в то, чем ты занимаешься, а теология особенно. В противном случае это будет не учеба, а профанация. Кроме того, сессии сдавать необходимо на положительные оценки, что довольно трудно, имея атеистическое мировоззрение. Если следовать здравой логике, то атеист не сможет стать доктором богословия.

 

Не сложно ли объединять веру и научные подходы?

Нет никакого противоречия между наукой и религией, это абсолютно взаимодополняющие вещи, хотя бы потому, что религия оперирует только с отвергаемыми гипотезами. Между тем огромная часть жизни связана с гипотезами, которые не могут быть отвергнуты. Они могут быть приняты только на веру, поэтому будут всегда.

И если наука часто отвечает на вопросы «что» или «как?», то на вопрос «зачем?» и в чём «смысл?» наука не ответит никогда: это всегда будет областью религии. Поэтому взаимодополнение и необходимо. Очень жаль, что из нашей жизни, из жизни всей страны на довольно длительный период была выброшена такая огромная часть культуры мировоззрения, и жаль, что этого нельзя изменить. В связи с этим невольно на память приходят слова А.П. Чехова, который говорил, что нельзя вернуться назад и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.

 

Каким, на Ваш взгляд, должен быть теологический факультет в современном российском университете? Будете ли вы менять что-то, как зав. кафедрой?

Позвольте на этот вопрос ответить словами митрополита Иллариона (Алфеева): «… у светской науки есть свой голос, и мы никоим образом не стремимся, чтобы этот голос умолк. Более того, этот голос важен и для самого богословия, которое прислушивается к нему, чтобы воспринимать реальность в её многообразии и полноте. Но мы настаиваем на том, чтобы в научно-образовательной сфере был слышан и голос самого богословия – не как эхо, не как отзвук какого-то устаревшего и пассивного культурного «материала», который сегодня якобы уже никому не нужен. Ведь именно так некоторые представители современных наук – и естественных, и социально- гуманитарных – воспринимают религию и богословие: они воспринимают их как мёртвый «материал», лишённый живого голоса, который подлежит лишь архивному изучению … Такой подход к религии игнорирует современные общественные и культурные процессы. Эти процессы убедительно свидетельствуют о востребовании религии, её непреходящей актуальности. Религия – это не феномен прошлого, это феномен настоящего и будущего. Я глубоко убеждён в том, что влияние религии на умы не будет уменьшаться: наоборот, оно будет возрастать. Значит, всё более и более востребованными станут те знания о религии, которые могут обеспечиваться кафедрами теологии.

Создание кафедр теологии в высших учебных заведениях – это веление времени».

Создавая высокую культуру духовной жизни, христианство обращается к человеку с призывом обратить внимание на смысл своего существования, на неустроенность своей души и постараться сформировать её по образу Христа, используя опыт двухтысячелетней традиции, бережно сохраняемой Православной Церковью. Вопрос заключается в том, как достучаться до сердца свободного современного человека. С нашей точки зрения, это проблема, которую в современном российском университете должна решать и кафедра теологии.

Что касается меня как заведующего кафедрой и буду ли я менять что – то? Не вижу смысла. Кафедра работает стабильно. Это необходимо признать, т. к. сама аккредитация свидетельствует об этом. Новая программа в настоящее время готовится к утверждению Министерством образования. Мы работали и будем работать в предложенных Министерством образования и науки рамках.

21 марта 2017 года в Туле на базе кафедры теологии Тульского государственного университета прошло заседание рабочей группы Федерального УМО по теологии, где было рассмотрены промежуточные результаты подготовки ПООП. Подготовлен документ «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.03.01. Теология» (уровень бакалавриат). Наша кафедра выбрала один из пяти предложенных профилей: Культура Православия, поэтому мы с сентября 2018 года вступаем в конкретное направление и готовим программы.

 

Богословская теория образования или богословие образования помогут Церкви полноценнее и успешнее участвовать в разработке стратегий развития образования?

Большинство проблем, которые существуют в нашем обществе, можно описать и связать с недостатками в двух областях: в образовании и духовно-нравственном воспитании.

Как невежество, так и бездуховность, одинаково опасны тем, что делают общество нежизнеспособным. И лечить эти болезни можно только при помощи хорошего образования в сочетании с духовно-нравственным воспитанием, причём значимость одного не должна превышать значимость другого. Поэтому и Церковь и ВУЗ «обречены» на совместную работу. Мы делаем одно дело, и здесь не может быть противопоставления и противостояния. Совместной работы предстоит много, и надолго. Должно быть искреннее желание полноценно и успешно участвовать в разработке стратегий развития образования, нужно объединить усилия с кафедрой теологии и продолжить уже созданную, оформленную и признанную точку, которая приносит успех не только на местном уровне. Это необходимо понять. Церковь уже на протяжении 17-лет полноценно участвует в жизни и деятельности кафедры теологии.

 

За рубежом существуют протестантские, католические и прочие теологические факультеты. Учитывает ли это система теологического образования в России и если да, то как удаётся организовать отношения между традиционными вероисповеданиями?

За рубежом существуют разные теологические факультеты и кафедры, так же и у нас это есть уже более десяти лет. Удаётся это организовать и объединить с традиционными вероисповеданиями посредством объединяющей точки в Москве, которой является Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО), где все конфессии принимают участие и с помощью ФУМО разрабатывают свои конфессиональные программы. Общее заседание является тем фактором отношений традиционных вероисповеданий, где мы все общаемся, решаем и делимся своими проблемами, если они есть. Образовательные  программы у каждой конфессии свои, но планы общие.

 

Есть в теологии области или направления, которые теперь развиваются особенно динамично?

 

Теология вступает в новую фазу своего бытия, т. к., меняются её статус и направление. Теперь теология в реестре университетских предметов. Программа бакалавриата состоит из 49 предметов, 43 из них являются богословскими. Если эти программы будут усвоены добросовестно, то выпускник-теолог будет иметь высокий уровень образования. Вводится перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников-теологов.

Пять наименований профессионального стандарта: Все профессиональные стандарты утверждены приказами Министерства образования и Министерством труда. Кратко укажем направления.

Профессиональный стандарт «Педагог»:

  • Профессиональный стандарт «педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования»

 

Социальное обслуживание:

  • Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе».

 

Культура и искусство:

  • Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)».

 

Административно – управленческая и офисная деятельность:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (Медиатор).

 

Средства массовой информации,  издательства и полиграфии:

Профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации»;

Профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации»,

Всё это свидетельствует о том, что теология как наука развивается динамично и движется в правильном направлении. Мы должны не только понять, что происходит, но должны принять эстафету от тех, кто с большим энтузиазмом создавал будущее теологии.