По благословению ректора Тульской Духовной семинарии митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в память о 100-летии трагических событий, положивших начало гонениям на Русскую Православную Церковь, и о подвиге на тульской земле осознанно пострадавших за веру Христову в выставочном зале семинарии состоялась презентация экспозиции «Неугасимые светочи земли тульской».
Участников события – студентов и преподавателей семинарии – приветствовала Марина Михалева, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», трудами сотрудников которого организован этот передвижной выставочный проект. Она пояснила, что экспозиция состоит из двух частей. Первая – информационная, представляет собой баннеры, посвященные жизни и служению новомучеников и исповедников XX века, связанных с тульским краем. Вторая часть состоит из экспонатов, в том числе и оригинальных, передающих дух эпохи воинствующего атеизма и силу веры и крепость верности любящих Христа и Церковь Его.
Марина Александровна отметила, что название выставки – «Неугасимые светочи земли тульской – предложенное тульским архипастырем определило и задало ее тон.
«Возможно, на первый взгляд, этот дизайнерский ход незаметен, но «кадры» жизни каждого святого из собора Тульских новомучеников и исповедников, в виде копий фотографий и документов, размещены подобно страницам жизни, – продолжила она. – Вот они идут чередой, но в определенный момент, кажется, что они закончились и с этого древа жизни упал последний листочек. Но это неугасимые светочи, это непопираемое древо жизни. Открытое верхнее пространство – это и есть пространство их жизни в том безначальном бытии, которое никогда не пропадает и не имеет своего конца. Поразительно, что ознакомившиеся ранее с этой выставкой ученики и учителя нескольких городских и сельских школ нашего региона, которые столь полноценно узнали о таком подвиге православного человека на русской земле в ХХ веке, не сказали, что судьба их трагическая».
Ознакомившись с информационными планшетами, владыка Алексий и участники мероприятия перешли к глубоко-содержательной второй части экспозиции.
Открывают ее трогательные в своей убедительности экспонаты: переписанные репрессированными насельницами разоренного тульского городского Успенского женского монастыря, местами с грамматическими ошибками, но с заметным старанием, фрагменты Евангелия, молитвы, акафисты… Эти пожелтевшие листочки грубой бумаги бережно сохранила и передала в семинарский музей одна из женщин, ухаживающих за монахинями после закрытия обители.
С чудом сохранившиеся оригинальные фотографии с дарственными подписями священномученика святителя Игнатия (Садковского) и Евангелие, подаренные им своему секретарю – архимандриту Макарию (Кобякову), который позднее передал их своему духовному чаду, архимандриту Пантелеимону (Якименко).
Среди экспонатов – два антиминса: один подписан епископом Тульским и Белевским Парфением для священнодействия в храме Казанской иконы Божией Матери Белевского Спасо-Преображенского монастыря, другой – священномучеником епископом Тульским Онисимом (Пылаевым). Рядом – фотографии 30-х годов самого архипастыря-мученика, три года назад переданные в семинарию его потомками.
Письма, документы, записи проповедей священнослужителей – все эти исторические свидетельства о пострадавших или принявших мученическую кончину во имя Христа во время воинствующего атеизма, соседствуют с вещественными экспонатами-мучениками из собрания семинарского Церковно-археологического кабинета. Фрагмент разбитого колокола с образом Пресвятой Богородицы, покровец с оторванным лепестком из храма Михаила Архангела села Дедилова, церковные книги, оклады икон, кресты, серебряные потиры – за каждым из них стоит своя история.
Владыка Алексий после знакомства с экспозицией поделился своими размышлениями с собравшимися: «В Священном Писании Премудрый Екклезиаст, раскрывая историософский смысл тварного бытия, говорит: “Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру” (Еккл. 3. 1-8).
Но есть особенно важное время, которое, с одной стороны, поверяет жизнь потоку времени, постоянно меняющемуся, а с другой стороны – является той гранью, которая, не уничтожая времени, преображает и возвышает его в безначальность и бесконечность – в то, что мы обычно называем вечностью. Экзамен этой вечности – это экзамен наших богосообразности и нашего богоподобия.
В истории народов, которые составляют единую семью Русской Православной Церкви, сеяние семян вечности изначально было связано с трудами святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси. И на десятом столетии после этого сеяния пришло время самого большого урожая на этой ниве.
Вряд ли те люди, а это – значительная часть населения Российской империи и особенно её интеллигенция, в начале ХХ века с большим энтузиазмом встречавшие сначала февральскую буржуазную, а потом октябрьскую-социалистическую революции, которые сегодня называют эпохальными событиями, оценивали и понимали их так, как сейчас это видим и оцениваем мы.
Но, действительно, для нас сейчас понятно, что это было время сбора великого святого урожая, потому что все мы призваны к этой святыне: к тому, чтобы войти в достоинство детей Божиих. Но не по тому неизбежно вложенному природой в естество наше от Создателя дару богосообразности, а по тому свободному, творческому отклику, начатки которого в нас вложены потенциально, и должны актуализироваться в жизнедеятельности по нашему разумному выбору.
Вот и тогда поначалу все ликующе воспринимали пришедшие обновления, ветры, грозы. Но время совсем небольшое, незначительное, показало, что в 20-е годы даже духовенство, только на треть оставалось теми, чьи светлые и прекрасные лики мы видим сегодня, одна треть тут же отказалась от Христа, еще одна начала приспосабливаться к жизни.
Но все же одна треть осталась совершенно непоколебима, ибо свет Воскресения, который мы видим на этих лицах на фотографиях, – это та могучая, жизнеутверждающая и радостноносная сила, которую, вкусив по-настоящему, можно вырасти в полную меру человеческого призвания. Все остальное – это недочеловек, это еще только развивающийся духовный младенец. Как сказано апостолом Павлом: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа» (Еф. 4:13).
Наша тульская земля имеет свои, близкие, дорогие для сердец всех населяющих эту землю людей всполохи, зори небесной жизни на земле, и они органически встроены в большой светлосиянный поток мучеников и исповедников Церкви Русской.
Нынешний год особенный и следующий год также будет годом молитвенного воспоминания и глубокой духовной оценки того дара, который через их жизнь может пронизать и жизнь нашу, чтобы не получилось так, что снаружи у нас евангельская соль (Мф. 5, 13), а внутри ее нет. Потому что порой бывает так, что мы источаем из себя что-то вроде света, но, оказывается, что это свет солнечный, но отраженный как от Луны, а не от самого Солнца исходящий.
И каждому из нас очень полезно ознакомиться с этой выставкой, внимательно всмотреться в эти внешние знаки, попытаться в них увидеть себя как в зеркале и задаться вопросом: свет моей веры, моего отклика, он каков – как свет Солнца или как свет Луны? И осмыслив это, в ключе христоподобия строить образ и характер отношений и с Первоисточником Света Вечности во Святой и Единой Троице славимым и поклоняемым и с теми негасимыми лампадами, которые сияют этим самым светом со всеми святыми, в том числе и с со святыми сонма тульских новомучеников и исповедников».
Марина Полянская