В Тульской духовной семинарии состоялась встреча с художником Вячеславом Радченко, которая ознаменовала завершение выставки графических работ художника, проходившей в стенах ТулДС.

Название выставки «История России в лицах» в полной мере соответствует её содержанию. Здесь представлены портреты российских царей, великих полководцев, солдат, героев Бородинского сражения и Великой Отечественной войны, историков, поэтов, космонавтов, стражей правопорядка, женщин, детей.

Одни работы – копии известных картин, другие выполнены по фотографиям. Однако все посетители выставки отмечали, что это не просто копии. Вячеслав Родченко творчески переосмысливает известные образы,  высвечивает в них новое содержание, подмечает и акцентирует индивидуальные черты, точно передающие характер персонажей. Копирование для него – только способ воссоздать портретное сходство. Посетители оставили множество благодарных отзывов, высоко ценили мастерство художника, его стремление славить красоту, мужество, добро.

Встреча Вячеслава Дмитриевича со студентами слегка вышла за рамки строгого семинарского регламента, но семинаристы готовы были бы слушать ещё и ещё, таким интересным получился разговор.

Марина Александровна Михалёва, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», назвала выставку  большим событием. На всех предыдущих выставках, проходивших в семинарии, преобладали пейзажи, а здесь – целая галерея портретов, и это действительно отечественная история в лицах. Как же возникла у художника идея создания именно такой выставки?

«Я не ставил перед собой цель создать определённый цикл, – говорит Вячеслав Радченко. – Всё это происходило постепенно. С детства я увлекался чтением, в юности особенно полюбил исторические книги, возникло желание воспроизвести  то, что нравилось. Учился я писать сначала маслом, копируя фрагменты картин известных русских и западноевропейских художников. Затем стал писать и свои картины маслом, пастелью, акварелью. Но больше всего меня привлекало рисование карандашом. В школьные годы мне очень нравились иллюстрации Евгения Кибрика к «Тарасу Бульбе», пытался их копировать. Хотелось изобразить Максима Горького, причём, так, чтобы сразу было видно: это –  автор «Буревестника». С детства я участвовал в выставках картин в Туле, Москве, занял второе место в конкурсе юных художников Советского Союза, и в 1964 году мои работы были отправлены в Лондон. А один из пейзажей оставили во Дворце железнодорожников в Москве».

На счету Вячеслава Радченко – десятки выставок. Только в 2012 – 2016 годах состоялось несколько выставок в Туле – в университете МВД, в УВД Тульской области, в выставочном зале областного художественного музея, в музее имени Крылова, а также в областной коллегии адвокатов, в десантном полку воздушно-десантной дивизии, в железнодорожном училище имени Сафонова. Его работы экспонировались на выставках в Москве и во многих других городах России. С большим успехом проходили выставки Вячеслава Радченко в его родном Плавске – в городском доме культуры, в клубе расположенной в Плавске Курской войсковой части, в общеобразовательных и музыкальной школах района. Трижды выставлялись его работы в клубе исправительной колонии № 4. Выставка, завершающая работу в ТулДС, отправится в Тульскую областную научную универсальную библиотеку.

При этом профессиональным художником он себя не считает, так как художественного образования не получил. После службы в армии Вячеслав Дмитриевич поступил в Московский юридический институт, по окончании которого служил в правоохранительных органах, с которыми связана вся его служебная биография. Находясь на службе в Плавском РОВД, он был старшим следователем, заместителем и начальником следственного отделения, начальником криминальной милиции, состоял в коллегии адвокатов. Работа по борьбе с преступностью, необходимость принимать жёсткие решения не принесла ему разочарования в людях, а только усилила интерес к человеческим судьбам, что не могло не отразиться в творчестве. Главным в его работах становится характер персонажей в контексте исторической эпохи.

На картине «Прощание славянки. До встречи через полгода» он изобразил сцену прощания офицера с женой. «Здесь изображены подлинные люди в конкретной ситуации, – объясняет Вячеслав Дмитриевич. – Жена провожает своего мужа в длительную, опасную служебную командировку. Мне хотелось передать и её взгляд, полный любви и тревоги, и его взгляд, в котором столько удали молодецкой».

Студентов заинтересовал портрет юноши-десантника. Художник рассказал об истории создания этой картины: «В Тульском профессиональном  училище № 9 имени Бориса Сафонова, где я проводил очередную выставку, мне сообщили, что у них есть свой герой. Этот парень, выпускник училища, был призван в армию, служил десантником и погиб в «горячей точке», выполняя свой воинский долг. Посмертно награждён орденом «За личное мужество». В училище хранилась его фотография, и меня попросили сделать по ней портрет. К началу следующего учебного года портрет был готов, но меня не оставляли сомнения: удалось ли передать сходство? А кто лучше ответит на этот вопрос, чем мать? И мы пригласили в училище мать героя, она пришла – старенькая, больная. Когда показали ей портрет, она долго всматривалась в него, а потом поцеловала. Для меня это было высшей похвалой. Портрет я подарил училищу, для матери сделал копию».

Внимание студентов привлёк ещё один портрет – отца художника.  Вячеслав Дмитриевич отметил, что многие считают этот портрет лучшей из его работ. «Мой отец Дмитрий Степанович прожил долгую жизнь, – рассказывает Радченко. – Он участвовал в Великой Отечественной войне, дошёл до Берлина. Потом был учителем одной из школ Плавска. Человек талантливый, увлечённый, он и рисовал, и на балалайке играл, и танцевал неплохо. Любовь к творчеству я у него унаследовал».

Творческая натура Вячеслава Радченко проявляется не только в живописи и графике. Самостоятельно он научился игре на семи музыкальных инструментах, солировал в школьном оркестре на мандолине, организовывал художественную самодеятельность в клубах и домах культуры, обучил музыке сотни детей. А в юности плюс ко всему этому серьёзно занимался спортом.

«Как вам удавалось на всё находить время? Живопись, музыка, спорт – при такой напряжённой профессиональной деятельности? – спрашивает заведующий сектором заочного обучения ТулДС протоиерей Олег Анохин. – Откройте этот секрет нашим студентам!»

«Заниматься всем этим одновременно невозможно, – говорит Вячеслав Дмитриевич. – Был период, когда я отдавал всё свободное время спорту, тогда живопись уходила на второй план. Когда серьёзно занимался живописью, забывал о спорте. В период увлечения музыкой оставлял и то, и другое. Вот так у меня складывалось. Возможно, у кого-то это бывает по-другому. Главным в моей жизни всегда была профессиональная, юридическая деятельность, которой я отдал 40 лет. Теперь, выйдя в отставку, могу больше времени посвящать рисованию.

Для меня каждая работа достижение, победа над самим собой. Что-то получается легче, что-то – труднее, что-то – настолько трудно, что уже до дыр  лист ватмана протираешь. Зря некоторые полагаются только на вдохновение, на талант. Талант – это 90 % труда.

Христос Спаситель даровал нам свободу, я в этой свободе никогда не был ограничен. А творчество без свободы немыслимо. Ещё очень многое хочется сделать, и кажется, что самые лучшие, самые важные работы впереди. Как пел Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…»

На прощание Вячеслав Дмитриевич пожелал семинаристам приобретать как можно больше знаний за годы учёбы и полностью отдавать себя делу, которое избрали.

Марина Горчакова, фото: Сергей Макшанов