В Тульской духовной семинарии состоялись V чтения имени священномученика Петра Павлушкова на тему «К 100-летию Собора 1917-1918 гг. Первые новомученики и отражение их подвига в Деяниях Всероссийского Церковного Собора».
Открывая чтения, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва представила основного докладчика – кандидата исторических наук, научного сотрудника ПСТГУ Константина Владимировича Ковырзина. Она выразила благодарность клирику Иоанно-Предтеченского храма, президенту Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких иерею Георгию Белькинду, способствовавшему организации этой встречи.
Константин Ковырзин – ответственный редактор тома № 16 полного научного издания материалов Священного Собора Российской православной Церкви 1917–1918 гг., осуществляемого научно-редакционной группой московского Новоспасского монастыря с 2011 года. Рассказ о проекте издания исторических архивных документов Собора 1917 – 1918 гг. он предварил некоторыми размышлениями о значении этого события, во многом определившего судьбу государства, народа и Церкви: «Одно из важнейших, широко известных деяний Собора – восстановление Патриаршества и избрание Святейшего Патриарха Тихона. Однако значение Собора этим не исчерпывается. О масштабе трудов Собора свидетельствует то, что в его составе было образовано 22 отдела и несколько комиссий, которые занимались специальной детальной разработкой направлений церковной реформы, касающихся разных сторон церковной жизни. Безусловно, главной задачей Собора было восстановление после более чем 200-летнего Синодального периода русской истории церковной традиции – соборно – патриаршей системы высшего церковного управления. Очень важно, что Собор принципиально высказался за необходимость восстановления самого соборного института церковной жизни, в результате чего созданная Петром I синодальная система церковного управления была заменена системой, построенной на соборных началах. Гармоничное соединение иерархического и соборного начал прослеживается почти во всех трудах Собора, которые касаются реформы высшего церковного управления, а также епархиального и приходского управления».
Стремлению привлечь клириков и мирян к участию в церковной жизни и в церковном управлении отчасти способствовали те внешние условия, в которых оказалась Русская Церковь после прихода к власти большевиков. Решение новой власти об отделении Церкви от государства, антирелигиозная политика советского государства привели к тому, что у епископата возникла необходимость опереться на поддержку клира и широких слоёв верующего народа.
«Именно поэтому один из важнейших импульсов Сбора – попытка санкционировать образование различных объединений мирян, духовных союзов, которые должны были взять на себя защиту Церкви перед властями, заботиться о сохранении церковного имущества, – подчеркнул Константин Владимирович. – И существует мнение среди некоторых историков, зарубежных и российских, согласно которому именно этот заданный собором импульс уже впоследствии, в 20-е годы, частично помог преодолеть обновленческий раскол. Среди огромной массы людей, которые к 1917 году формально, по метрическим книгам числились православными, этот импульс помог вычленить живые силы Церкви – тех, кто готов был по призыву Святейшего Патриарха Тихона ценой собственной жизни отстаивать интересы Церкви и свидетельствовать о Христе».
Важным направлением работы Собора докладчик назвал вопросы, связанные с взаимоотношениями Церкви и государства. Именно эти вопросы входят в сферу научных интересов Константина Ковырзина, являющегося редактором 16-го тома посвящённого Собору издания, включающего «Отдел о правовом положении Церкви в государстве. Отдел о правовом и имущественном положении духовенства».
«Не стоит считать, что этот вопрос был внешним по отношению к церковной жизни. Члены Собора рассматривали его как один из ключевых вопросов церковной реформы, потому что от того, какой характер примут отношения Церкви и государства, зависело в целом то, в каких внешних условиях Церковь будет существовать и развиваться. И именно здесь кроется причина того, что многие решения Собора не были реализованы в церковной жизни или были реализованы на очень короткое время, – продолжает Константин Владимирович. – Это связано с тем, что Собор начал работу летом 1917 года, когда приход к власти таких радикалов, как большевики, никто не мог всерьёз прогнозировать. Изучая соборные материалы января 1918 года, мы видим, что реакция церковного большинства на Декрет «Об отделении Церкви от государства» была возмущением. Значительная часть российского общества надеялась на созыв Учредительного Собрания, да и сами большевики вначале заявляли, что передадут власть Учредительному Собранию. Но по мере того, как советская власть укреплялась и, в конце концов, одержала победу в гражданской войне, произошло определённое изменение позиции Церкви и осознание того, что надо как-то приспосабливаться к новым правовым условиям, в которых приходится существовать.
Ещё одно направление работы Собора – христианское свидетельство внешнему миру. Здесь очень много интересных тем, таких как внутренняя миссия Церкви, проповедь, богослужение, церковное искусство… Существует огромный пласт документальных материалов, которые нам предстоит опубликовать, изучить, по-настоящему осмыслить и попытаться творчески реализовать в современной церковной жизни».
На вопрос о необходимости издания соборных документов сегодня Константин Владимирович ответил: «Собор 1917 – 1918 годов можно назвать Собором новомучеников. Из 600 его участников 60 человек прославлено в лике святых. Работа по изучению биографий участников Собора продолжается. К сожалению, о некоторых из них пока мало известно. Здесь необходима помощь краеведов и региональных историков. Наш христианский долг – восстановление памяти об этих людях, изучение их наследия, его популяризация. Уже одно это заставляет предпринимать усилия, чтобы сделать документы Собора достоянием не только архивных полок, но и широкого круга общественности.
Очень важна публикация документов Собора для развития церковно-исторической науки, так как это – итог более чем 200-летнего периода истории Русской Православной Церкви и источник для изучения жизни Церкви в революционную эпоху. Несмотря на то, что прошло столетие, многие темы, которые обсуждались на Соборе, актуальны по сей день: вопрос о богослужебном языке, о создании приходского богослужебного устава и многое другое.
Важны эти публикации и для тех, кто получает духовное образование. Семинария призвана стать высшим учебным заведением, а одним из основных качеств студента вуза является умение анализировать источники, сопоставлять их, сравнивать; умение самостоятельно мыслить. Благодаря нашему изданию документы Собора становятся более доступными для духовных школ. Это готовый материал для выпускной квалификационной работы. Любая тема, обсуждавшаяся на Соборе, будет актуальна для дня сегодняшнего».
Говоря о самом издании, которое по количеству томов сопоставимо с ныне издаваемой «Православной энциклопедией», докладчик отметил, что из запланированных 36 томов на сегодняшний день выпущено девять. Чтобы объяснить, на каких принципах основан проект, необходимо сказать о структуре Собора 1917 – 1918 гг.: «С точки зрения традиции Поместный Собор – архиерейский. В начале прошлого века велись очень острые дискуссии о том, должны ли миряне и клирики участвовать в соборе. А если должны, то с каким правом – совещательного голоса или решающего? В 1917 году была создана компромиссная система Поместного Собора, когда клирики и миряне вместе с архиереями обладали равным правом решающего голоса. Тем не менее, за епископатом была закреплена ответственность за соответствие принятых решений Священному Преданию, канонам, традиции Церкви. В составе Собора существовало специальное епископское совещание, на утверждение которого поступало любое принятое решение. У Собора существовал свой президиум – Соборный Совет, который направлял всю соборную работу. До недавнего времени единственной формой, доступной читателю, были так называемые «Деяния Собора» – близкие к стенограммам записи пленарных заседаний. Но интересная работа велась тогда и в отделах, и в комиссиях. Почти все эти материалы предлагаются к публикации. Большая часть исторических документов впервые вводится в научный оборот. В первый том входят документы предсоборной работы. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии. С пятого тома публикуются Соборные Деяния, где обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям, большинство из них могут быть примером для нас сегодня».
После обсуждения доклада Константин Владимирович Ковырзин ответил на вопросы участников чтений.
Затем выступили с докладами студенты Сектора заочного отделения Тульской духовной семинарии. Темой доклада иерея Виталия Горлова стало участие Тульской делегации в работе Собора 1917 – 1918 гг. Александр Степанчиков выступил с жизнеописанием священномученика Илариона Троицкого. Студент заочного отделения семинарии Максим Меркулов продолжил тему участия Тульской делегации в работе Поместного Собора 1917–1918 годов. Свое исследование, названное «С нами Бог!», он посвятил некоторым ее членам, сыгравшим определенную роль в важнейших деяниях Собора и принятии ключевых решений. Первым было названо имя Николая Ивановича Троицкого, преподавателя Тульской духовной семинарии, известного краеведа, археолога, активно поддерживавшего идею возрождения Патриаршества в Русской Православной Церкви, о чем свидетельствовал его доклад на одной из сессий Собора. Участниками Собора от Тульской епархии также являлись мирянин Алексей Ильич Краснопевцев – преподаватель Тульской духовной семинарии, известный в Туле учитель русского языка, редактор газеты «Тульские епархиальные ведомости», и клирик Тихон Николаевич Нечаев – псаломщик Никольской церкви в Белеве, выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, исполнявший, как документально свидетельствуют Деяния Собора, обязанности секретаря отдела по правовому и имущественному положению духовенства. Особое внимание было уделено священномученику архимандриту Сергию (Шеину), который в 1917–1918 годах входил в состав Секретариата Священного Собора РПЦ. На тот момент статский советник Василий Павлович был избранным от Тульской губернии членом Государственной думы IV созыва.
В заключение чтений главный библиограф отдела краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки Марина Владимировна Шуманская представила чудом уцелевшее, оказавшееся в фондах библиотеки издание – работу преподавателя Тульской духовной семинарии Дмитрия Скворцова «Соборность Церкви и выборное начало в церковно-историческом и каноническом освещении», изданную в Туле в 1917 году. Несколько приведенных ею цитат воссоздали настроения, надежды и ожидания, которые возлагали на Собор чада Церкви.
Марина Горчакова, фото Марины Полянской