Незабываемым событием для студентов Тульской духовной семинарии стало посещение персональной выставки художника Андрея Дроздова «На страже Отечества», подготовленной в рамках проекта передвижных выставок «Русь Святая, храни веру Православную!».
Андрей Юрьевич Дроздов родился в Ульяновске. Детство его прошло в деревне под Воронежем, у бабушки. В 1989 году он окончил Пензенское художественное училище, потом учился на живописном факультете МГАХИ им. В.И. Сурикова у известных педагогов и художников. Получил диплом с отличием, является членом Московского Союза художников, лауреатом различных всероссийских конкурсов.
Семинаристы впервые увидели работы Андрея Дроздова – и, как сами признаются, были потрясены ими. Первое же увиденное полотно – «Пасха в блокадном Ленинграде. 1942 год» – заставляет остановиться и всматриваться в лица – нет, лики! – женщины и ребёнка, снизу подсвеченные тремя тоненькими свечками. Воплощённый образ молитвы, устремлённости к Богу, когда ни на что земное надежды уже нет.
В центре экспозиции – «Крестный ход». Дети, взрослые старики, женщины; белые платочки ручейками вливаются со всех сторон в общее шествие, возглавляемое монашеством – воинством Христовым. Люди с сосредоточенными, порой суровыми лицами идут с иконами и хоругвями по полям необъятной России и молятся о её спасении…
Знакомые евангельские сюжеты – «Поцелуй Иуды», «Плач Петра» – надолго приковывают внимание семинаристов. Кающийся сотник Лонгин… Погружённый в тяжёлые думы Пилат…
Наполнены глубоким смыслом полотна, посвящённые великим художникам – Рембрандту, Николаю Ге, Ван Гогу; картины с историческими сюжетами. Всё имеет здесь огромное значение – свет, цвет, каждая деталь.
Большие циклы работ посвящены землякам художника, его близким. Особенно выразителен «Морской волк» – портрет односельчанина, окончившего свою морскую службу и вернувшегося в родную разорённую, полумёртвую деревню. В его позе, взгляде нет и намёка на печаль и обречённость, он и здесь непременно выживет!
На нескольких полотнах – образ отца, тоже художника, рано ослепшего и потому не воплотившего многих своих замыслов. Об этом – картина «Несение креста», где на первом плане – слепой художник в темных очках с высохшей палитрой и пальцами, сложенными в крестное знамение, на фоне своей неоконченной картины.
Бабушка – один из самых любимых образов Андрея Дроздова. Вот она – на ярком, солнечном фоне золотых снопов, и название картины – из песни: «Когда б имел златые горы». И снова она – с козочкой, своей кормилицей. А вот уже и на смертном одре. Воплощение русской женской доли – крестьянка, спасавшаяся от всех бед трудом, любовью к земле и молитвой.
Несмотря на внешне печальный сюжет оптимистична картина «Жизнь прекрасна», где изображена мать художника, болезнью прикованная к постели, но далёкая от жалости к себе и уныния. Для неё Богом дарованная жизнь по-прежнему прекрасна.
Глубоко символичны и картины цикла, посвящённого защитникам Отечества.
…Санитарка, склонившаяся над раненным, умирающим бойцом, – «Фронтовая пьета». «Пьета» в переводе с итальянского – милосердие. В искусстве так называют изображение сцены оплакивания снятого с Креста Спасителя Божией Матерью.
Студенты слушают рассказ руководителя епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марины Александровны Михалёвой, делятся впечатлениями друг с другом и с проректором по воспитательной работе игуменом Алексием, пришедшим вместе с ними на выставку, – и приходят к общему выводу: «В каждом человеке присутствует Божий образ, и художнику прекрасно удалось этот образ воплотить».
Марина Горчакова, фото Сергея Макшанова